Знакомство с Модернизмом

День 29 апреля для Кремлевского выставочного зала «Манеж» оказался удачным и счастливым.

Фото №76592. У офорта Эдварда Мунка на открытии выставки в МанежеФото №76592. У офорта Эдварда Мунка на открытии выставки в Манеже«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76597. На открытии выставки в Манеже (29.04.2011)Фото №76597. На открытии выставки в Манеже (29.04.2011)«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Ровно год назад, 29.04.2010 года, в «Манеже» была открыта выставка нашего замечательного земляка, Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан (1993), Народного художника Республики Татарстан (2005), Лауреата Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2008) — Виктора Петровича Аршинова. Сегодня, открытие выставочного проекта «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия). С этого года Днем рождения Выставочного зала «Манеж» стал знаменательный для «Манежа» день — 29 апреля.

Фото №76667. Открытие выставки «Возвращение к Модернизму»Фото №76667. Открытие выставки «Возвращение к Модернизму» 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76662. На открытии выставки в Манеже (29.04.2011)Фото №76662. На открытии выставки в Манеже (29.04.2011)«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

В 15.00 — начало пресс-конференции, в 16.00 — открытие выставки. Удивительно, но ажиотажа не наблюдается, словно для Казанской публики, это заштатное отчетное мероприятие.

Фото №76607. Остановись мгновенье....Фото №76607. Остановись мгновенье....«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76612. Г.Тулузакова, И. Артамонов на открытии выставки в МанежеФото №76612. Г.Тулузакова, И. Артамонов на открытии выставки в Манеже«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

А выставка исключительная. Возможность ознакомиться с таким количеством работ художников-модернистов с мировым именем выпадает не каждому. Инициатором проекта выступил немецкий коллекционер Рихард Х. Майер. Все представленные произведения принадлежат его частной коллекции. Впервые в таком виде экспозицию выставки «Возвращение к Модернизму» увидели жители города Бамберга, посетив музей Кунстгалериен Боттингерхаус (Kunstgalerien Böttingerhaus).

Побывав еще в двух-трех городах Германии проект Рихарда Майера на полгода оказался в России. До Казани «Возвращение к Модернизму» презентовали жителям Екатеринбурга, Новосибирска, Калининграда, Ростова. Казань уже пятый город России, увидевший работы именитых художников-модернистов. Остается надеяться, что несмотря на столь скромное по количеству гостей открытие, выставочный проект будет по достоинству оценен казанцами.

Фото №76617. С.Грунис на открытии выставки в МанежеФото №76617. С.Грунис на открытии выставки в Манеже«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

В «Манеже» на протяжении всего периода экспонирования ста шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус будет звучать музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Джона Кейджа, Пинк Флойд и других представителей модернизма в музыке. Музыкальное сопровождение дополнит впечатление от увиденного и обогатит восприятие. Кроме того, с 12 мая 2011 года, целый месяц ежедневно в 17.30 намечен показ познавательных фильмов о художниках-модернистах. Начнется он с обзорного фильма о Модернизме.

Фото №76582. Ф.Батырова, Н.Зюмченко, М.Альтерман. Пресс-конференцияФото №76582. Ф.Батырова, Н.Зюмченко, М.Альтерман. Пресс-конференция«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.).

Фото №76696. Василий Кандинский. КсилографииФото №76696. Василий Кандинский. Ксилографии

Наиболее яркими направлениями Модернизма являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Всем этим течениям присущи некоторые общие черты: субъективное восприятие действительности и деформация образов.

Модернизм в изобразительном искусстве возник как продолжение импрессионизма. На выставке представлена работа [tip: Огюста Ренуара = Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. ]. Чтобы шагать в ногу со временем, художник экспериментировал с гравюрами пробовал силы в офортах, освоил технику литографии (плоской печати).

Фото №76692. Пьер Огюст РенуарФото №76692. Пьер Огюст РенуарПьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.

Данная работа это проба Огюста Ренуара в новом для него жанре.

Фото №76482. Чума. 1903, Макс Клингер (1857-1920)Фото №76482. Чума. 1903, Макс Клингер (1857-1920)офорт; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76472. Бегство Наполеона. 1903, Макс Клингер (1857-1920)Фото №76472. Бегство Наполеона. 1903, Макс Клингер (1857-1920)офорт; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Подробнее остановлюсь на творчестве немецких художников. Слева от входа — офорт Макса Клингера «Чума». 1903, рядом — «Бегство Наполеона». 1903, выполнен в той же технике и тем же художником. Глядя на офорты Макса Клингера поражаешься эмоциональному накалу, экспрессивности этих произведений.

Фото №76682. Беспокойство. 1914. Кете Кольвиц (1867-1945)Фото №76682. Беспокойство. 1914. Кете Кольвиц (1867-1945)литография; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76532. Хлеба. 1924. Кете Кольвиц (1867-1945)Фото №76532. Хлеба. 1924. Кете Кольвиц (1867-1945)литография; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Или рвущие душу работы немецкой художницы, графика и скульптора, выпускницы Кёнигсбергской академии художеств Кете Кольвиц. На выбор творческого пути художницы сильное влияние оказало знакомство с гравюрами Макса Клингера. Живопись для Кете отошла на второй план и она занялась графикой. В 1893 году Кете Кольвиц была награждена медалью на конкурсе в Дрездене, а ее гравюры были приобретены гравюрным кабинетом Дрезденской галереи (то была редкость, чтобы галерея при жизни художника приобретала его работы). Цикл гравюр «Крестьянская война» вписал Кете Кольвиц в первые ряды немецких художников-графиков.

Один их излюбленных мотивов в творчестве «Мать и дитя». На ее гравюрах изображена борьба матери за жизнь своего ребенка — страшная правда жизни начала XX века (периода Первой мировой войны). Голод, борьба за выживание беспокойство за завтрашний день — становятся главным мотивом мрачных, полных трагичности работ Кете Кольвиц.

На примере творчества Макса Клингера и Кете Кольвиц мы видим, что немецкие художники — модернисты посредством искусства старались передать свои чувства и ощущения в экспрессивной, яростной и жесткой форме. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн. Их графике свойственны угловатые рубленные формы, резкие тональные контрасты.

Фото №76507. Женская голова. 1916. Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976)Фото №76507. Женская голова. 1916. Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976)ксилография; \"Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76522. Мост со львами в берлинском Тиргартене. 1919. Ловис Коринт (1858-1925)Фото №76522. Мост со львами в берлинском Тиргартене. 1919. Ловис Коринт (1858-1925)офорт «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

В 1911 году, в Мюнхене создается группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). Члены группы — Василий Кандинский, Франц Марк, Марианна Веревкина, Габриэлла Мюнтер, Пауль Клее, Моисей Коган, Алексей Явленский, Август Маке, Альфред Кубин, Лионель Файнингер, Давид Бурлюк, Владимир Бурлюк и др.

Фото №76696. Василий Кандинский. КсилографииФото №76696. Василий Кандинский. Ксилографии
Фото №76552. Венера. 1950. Альфред Кубин (1877-1959)Фото №76552. Венера. 1950. Альфред Кубин (1877-1959)перо, тушь; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76647. Слепой лев. 1955. Альфред Кубин (1877-1959)Фото №76647. Слепой лев. 1955. Альфред Кубин (1877-1959)Литография; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Среди имен выдающихся экспрессионистов нельзя не упоминуть Оскар Кокошку, Макса Бекманна, Жоржа Руо, Эдварда Мунка (Норвегия).

Фото №76622. Художник за работой. О.Кокошка /Фавн и старый король. П.Пикассо /Фото №76622. Художник за работой. О.Кокошка /Фавн и старый король. П.Пикассо / 1959 линография /1963, линография / ; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

В отличие от немецкого экспрессионизма, имеющего нравственную окраску, французский фовизм, возникший в 1905 г. в Париже — это лишь эстетический протест против художественной традиции XIX в. В эту группу входили: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Их творчеству свойственны композиционный ритм и декоративно-лаконичная манере письма.

Фото №76492. Детская голова. 1908, Эдвард Мунк (1863-1944)Фото №76492. Детская голова. 1908, Эдвард Мунк (1863-1944)офорт; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76677. Тигр. 1912. Франц Марк (1880-1916)Фото №76677. Тигр. 1912. Франц Марк (1880-1916)ксилография; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

На выставке «Возвращение к Модернизму» представлены работы основоположника кубизма — Пабло Пикассо, испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера. Кубизм — художественное направление отвергавшее традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

Фото №76557. Ван Гог отрезает себе ухо. 1963. Альфред Хрдличка (1928-2009)Фото №76557. Ван Гог отрезает себе ухо. 1963. Альфред Хрдличка (1928-2009)офорт;«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76562. Избиение младенцев в Вифлиеме. 1963. Альфред Хрдличка (1928-2009)Фото №76562. Избиение младенцев в Вифлиеме. 1963. Альфред Хрдличка (1928-2009)офорт; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

И как дань Пабло Пикассо — «Тавромахия» Альфреда Хрдличка (офорт, сухая игла). Гравюра выполнена в 1973 году в рамках коллективного проекта к 90-летию со Дня рождения Пабло Пикассо и, к сожалению, совпала с годом смерти художника.

Фото №76537. Старый король. 1959.Пабло Пикассо (1881-1973)Фото №76537. Старый король. 1959.Пабло Пикассо (1881-1973)литография; «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)
Фото №76567. Селестина с дочкой, кошкой и молодым клиентом. 1968 /Селестина, Маха и клиент.1968Фото №76567. Селестина с дочкой, кошкой и молодым клиентом. 1968 /Селестина, Маха и клиент.1968Пабло Пикассо (1881-1973), офорт, акватинта;«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

В творчестве П. Пикассо есть рисунки и акварельные работы, сюжет которых связан с тавромахией. Он был страстным поклонником корриды. Элементы «Тавромахии» Пикассо выполнены в духе Гойи. Альфред Хрдличка с помощью техники сухой иглы повторил картину П.Пикассо.

Фото №76642. Натюрморт с Пикассо. 1973. Рой Лихтенштейн (1923-1997)Фото №76642. Натюрморт с Пикассо. 1973. Рой Лихтенштейн (1923-1997)Литография;«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)

Посвятил свою работу Пабло Пикассо Рой Лихтенштейн (1923–1997). Выставка «Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия) — уникальный и удивительно разнообразный проект, охватывающий целую эпоху (1900–1970-е гг.), рассказывающий об истории Модернизма.

«Возвращение к Модернизму»: 100 шедевров Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия)