Фото №94516. На бывшей Грузинской улице. Домик Аксакова.1987-1989. Мавровская МагдалинаИз серии \"Казань в недалеком прошлом\"; Бумага,офорт,аватинта; фото: Вербиной Ольги Георгиевны Мавровская Магдалина Константиновна ( р. 8. 03./23. 02 по старому стилю/ 1914 в с. Маминское Щедринского района Свердловской области). График. Окончила Татарский техникум искусств (Казанское художественное училище) в 1934. Постоянный участник выставок с 1942; член СХ СССР – с 1968; имеет звание Заслуженного работника культуры ТАССР (1986), награждена Почетной грамотой и дипломом СХ СССР. В 1982 году. Мавровская плодотворно работала в Доме творчества СХ СССР «Челюскинская».
Фото №94752. Автопортрет. Мавровская Магдалина Творчество М.К. Мавровской, много сделавшей для развития татарской графики, многообразно и целостно. Оно неизменно связано с историей культуры Казани, иконография которой широко представлена в графике художника. Искренний интерес к прошлому, к отечественной истории сочетается у М.К.Мавровской с живым вниманием к современности. Среди ее работ пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции. Это акварель, рисунок, эстамп (офорт, литография, монотипия).
Фото №94748. Осенний этюд.Музей ИЗО. Мавровская Магдалина Фото №94520. "Башня Сююмбике". Мавровская Магдалинаиз серии \"Башни Кремля\"; офорт, акватинта; фото: Вербиной Ольги Георгиевны В основе ранних работ М.К.Мавровской, посвященных Горькому, Тукаю, Пушкину, лежат историко - литературные мотивы. В графических сериях ее рисунков 1940 – 1950-х годов выразилась общая для того времени серийность, сближавшая станковые циклы с книжной иллюстрацией ( «Поэт Тукай в детстве» 1947 /карандаш/; «Пушкин в Казанском кремле» 1950 /цветной карандаш/; цикл иллюстраций к повести М.Горького «Мои университеты» 1946-1947 /карандаш, уголь/, «По Руси» («Молодой Горький») 1953 – 1956 /уголь/; «Образы татар в произведениях М.Горького» 1958-1959 /черная акварель/, которая в 1962 году была исполнена в технике офорта с акватинтой). Выделяется редкая в эти годы пейзажная серия рисунков «Абрамцево» 1953 /черная акварель/. Среди работ конца 1960-х годов, посвященных современникам, серия «Труженики волготанкера «Таймыр» 1969-1970 /офорт, акватинта/. В 1977 – 1979 годы усилиями Мавровской в Казани была создана офортная мастерская при ХФ ТАССР. В начале 1970-х годов ведущей техникой становится офорт, определивший особенности Мавровской как художника - графика. Это нашло выражение в интимной камерности ее пейзажей. В офорте Мавровская обрела себя, создала свои лучшие серии: «Деревня Кокушкино – место первой ссылки В.И.Ульянова – Ленина» 1967-1968; «Булгары» 1968-1969; «Горьковские места в Казани» 1976-1979 / два листа этой серии: «Первая булочная Деренкова» и «Старая пристань на Волге» выполнены были в 1976 сначала в технике литографии стоном/; «Башни Казанского Кремля» 1976-1978; «Казань в недалеком прошлом» («Старая Казань» - 1987) 1987- 1989. Здесь обозначилась главная тема творчества М.К.Мавровской – Казань в ее прошлом и настоящем. Импульсом к созданию ее первых офортов о Казани послужило известие о реконструкции старой части города вдоль берега Казанки, о том, что будут снесены пристань и деревянные постройки. С желанием сохранить настоящее и привнести в него дорогое художнику прошлое связана одна из важных особенностей творчества Мавровской: ее стремление к достоверности изображаемого, трогательное внимание к деталям. По своему художественному языку из последних офортных серий выделяется цикл «Казань в недалеком прошлом» 1987-1989, в которой Мавровская достигает тонкого соотношения реального и вымышленного, исторической документальности и поэтического воображения.
Фото №94512. Старая пристань в Казни, где Алексей Пешков работал грузчиком. 1976-1978гг. Мавровская МагдалинаИз серии \"Горьковские места в Казани\"; Бумага, офорт, акватинта; фото: Вербиной Ольги Георгиевны Графика М.К.Мавровской экспонируется с 1942 года на многочисленных выставках ТАССР, зональных и всероссийских, среди которых такие, как «Советская Россия» и «Большая Волга» (II - Волгоград, 1967, июль-август; III – Ульяновск, 1969, ноябрь- декабрь; V – Казань, 1980, март-май). В Казани состоялось шесть персональных выставок Мавровской: 1981- в Музее А.М.Горького, где работы Мавровской представлены в одном из залов постоянной экспозиции; в 1982 – в пос. Васильево, под Казанью; 1984, 1994, 2004 – в СХ ТАССР (СХ РТ); в 2001- в ГМИИ РТ, где было представлено 130 произведений графики.
Фото №94507. Юго-западная башня. 1976-1978. Мавровская МагдалинаИз серии \"Башни казанского Кремля\"; бумага, офорт, акватинта; фото: Вербиной Ольги Георгиевны
Литература: Изобразительное искусство Советского Татарстана. Казань. 1957. С. 43, 48. С.М.Червонная. Художники Советской Татарии (Биографический очерк). Казань. 1975. С. 110-111. С.М.Червонная. Художники Советской Татарии. Живопись, скульптура, графика. М. 1978 С. 58, 198. Государственный музей Татарской АССР. Путеводитель. Казань.1980. С. 153. История искусства народов СССР, том 9.(Автор раздела «Искуство Татарской АССР» С.М.Червонная). М.1982. С. 182. С.М.Червонная. Художники Советской Татарии (Мастера изобразительного искусства СХ ТАССР). Казань. 1984. С. 196-199. М. Е. Ильина. Шесть десятилетий вдохновенного труда. «Казань», 1998, №4, с. 128. Магдалина Мавровская. Графика. Каталог выставки 1-21 марта 2001 года (Автор вступительной статьи О.Г.Вербина. Составители: О.Г.Вербина, О.Л.Улемнова). Издательство ГМИИ РТ. 2001. О.Г.Вербина. Поэзия достоверности. – «Казань», 2001, №3, с. 24-32. М. Мавровская Шahaри Болгар. – «Азат хатын», 1969, №10, с. 6-7. В.Н.Разумейченко. Одухотворяя факт - «Вечерняя Казань», 1984, 22 марта.
Вербина О.Г . Зав. Отделом графики ГМИИ РТ