Юбилейной выставка, посвященная 165-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина и 110-летию усадьбы художника «Пенаты»

И.Е. Репин у картины «Гопак». 1929
И.Е. Репин у картины «Гопак». 1929
Репин в мастерской у своей последней картины, посвященной запорожцам.

16 декабря 2009 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан были открыты две юбилейные выставки, посвященные 165-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина: «История «Пенатов» 110 лет» и «Альбом Нордман». Представила их заведующая филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств «Музея-усадьбы И.Е.Репина 'Пенаты», Бородина Татьяна Петровна.

Руины дома И.Е. Репина. Июнь 1944
Руины дома И.Е. Репина. Июнь 1944
5 августа 1944г. исполнялось 100 лет со дня рождения И.Е. Репина. Постановлением правительства было решено восстановить усадьбу в полном объеме.

Татьяна Петровна отметила, что такая значимая выставка из собрания музея-усадьбы «Пенаты», впервые экспонировалась 27 мая 1999 года в поселке Репино (Куокалла), что в 44 км от Санкт-Петербурга. Выставка была приурочена к 100-летию усадьбы «Пенаты», в которой Илья Ефимович Репин провел последние 30 лет жизни.

В этом году «Пенатам» — 110 лет. Впервые, экспонаты из собрания музея-усадьбы «Пенаты» представлены за пределами Санкт-Петербурга. Сегодня они экспонируются в залах ГМИИ РТ.

Татьяна Бородина провела первую экскурсию по выставочным залам, поведала историю усадьбы, рассказала о наиболее интересных моментах из жизни усадьбы. Вся история «Пенатов» проиллюстрирована на фотографиях. На фотовыставке посетители увидят фотографии обитателей и многочисленных гостей усадьбы, сделанные знаменитыми фотомастерами, среди которых К. Булла, и любителями. Хозяйка усадьбы, Наталья Борисовна Нордман окончила фотографические курсы при Русском техническом обществе и много снимала: интерьер дома, парк, гостей, Илью Ефимовича, разные события их совместной жизни. Благодаря её увлечению получился богатый фотоархив «Пенатов». Фотолетопись велась с момента их основания. А именно, 27 мая (15 мая по старому стилю) 1899 года, когда была оформлена купчая на приобретение в поселке Куокалла на Карельском перешейке участка леса с летней финской дачей.

В это время, Илья Ефимович Репин был уже знаменитым художником, автором «Ивана Грозного», «Царевны Софьи», «Бурлаков», портретов Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте, Николая II, членом Товарищества передвижных художественных выставок. Профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — ректором Академии. В силу своих должностных обязанностей, надолго уединяться от суеты Петербурга не мог. Поэтому искал усадьбу в окрестностях Санкт-Петербурга.

В то же время, произошли изменения в его личной жизни. Илье Ефимовичу и его подруге Наталье Борисовне Нордман-Северовой нужно было где-то жить. Они выбрали усадьбу в 44 км. от Санкт-Петербурга и назвали её «Пенаты», в честь римских богов-хранителей домашнего очага.

Фрагмент экспозиции «Пенаты»
Фрагмент экспозиции «Пенаты»
юбилейная выставка , посвященная 165-ой годовщине со дня рождения И.Е. Репина

Вскоре, по планам Ильи Ефимовича был построен дом — мечта любого художника. Причудливое двухэтажное сооружение под стеклянной крышей с пирамидальными фонарями и с множеством больших окон, веранд, световыми проемами из стекла на потолке, дающими естественное освещение в мастерские художника. На первом этаже размещены: скульптурная мастерская Ильи Ефимовича, жилые комнаты, кабинет, гостиная, столовая. На втором — две мастерские Репина с большими окнами и верхним светом.

Прилегающий лес, был превращен в благоустроенный парк с прудами, артезианским колодцем, беседкой.

После Октябрьской революции, в 1919 году, «Пенаты» в одночасье, оказались на территории чужой страны. Во время войны с Финляндией, в 1939 году, территория была занята нашими войсками: «Вошли в усадьбу, холод страшный, а печи то теплые. В Доме хранится много картин, рисунков, архив, вещи. Позвонили в Академию художеств и получили ответ, что в этой усадьбе будет устроен музей И.Е. Репина» — пересказывает события 1939 года Н. Бородина — «Передача усадьбы «Пенаты» Академии художеств была осуществлена по завещанию Н.Б. Нордман — хозяйки «Пенатов», т.к. купчей И.Е.Репин оформил усадьбу на Наталью Борисовну».

На выставке «История «Пенатов» 110 лет» впервые представлены копии архивных документов, в т.ч. купчая на имя Н.Б.Нордман.

Мемориальный музей И.Е. Репина открылся в июне 1940г. Просуществовал недолго. В 1941 году началась Великая Отечественная война, были вывезены и хранились в подвалах Академии художеств личные вещи, картины, рисунки Репина. Лишь благодаря этому, экспонаты музея сохранились. В 1944 году, во время военных действий, дом-усадьба И.Е. Репина сгорела. Это был юбилейный год, 100-летие со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. И Постановлением правительства СССР было решено восстановить «Пенаты».

С 1955-по 1962 год дом воссоздавали по архивным фотографиям, некоторые из них, представлены сегодня на фотовыставке. В июне 1962 года возрожденная усадьба приняла посетителей.

Фотолетопись усадьбы «Пенаты» в 100 фотографиях с момента создания её (1899) до наших дней, предложенная для знакомства посетителей с историей усадьбы Н.Б. Нордман «Пенаты», в залах ГМИИ РТ, рассказывает о частной жизни И.Е.Репина и последнем периоде его творчества. В связи с этим нельзя не упомянуть женщину, с которой «проводил все свое свободное время, писал и рисовал ее портреты, восторженно говорил о ее дарованиях и вообще, как говорится, души в ней не чаял. Я не помню случая, когда бы он уезжал без нее куда-нибудь на концерт или в гости. Она сопровождала его и в Ясную Поляну - к Толстому, и в Москву - к Сурикову, Остроухову, Васнецову и другим его близким друзьям» — вспоминал в своей книге Корней Иванович Чуковский: Репин. Серии «Жизнь в искусстве» (М.: «Искусство», 1969).

На выставке, рассматривая картины, мы узнаем о кооперативных собраниях, о

демократичных о нравах в усадьбе «Пенаты», вегетарианстве, самообслуживании гостей, заведенных Натальей Борисовной знаменитых средах.

Среда для Репина была выходным днем, праздником, когда подняв над усадьбой синий флаг, ждали гостей. В остальные дни художника ничто не отвлекало от работы, даже деловые встречи назначались, именно на среду.

Портрет Виктора Ивановича Базилевского. 1906
Портрет Виктора Ивановича Базилевского. 1906
серый картон, графитный карандаш,растушка, белила Частное собрание

В этот день слуг в усадьбе не было, а гостей радушно встречали Илья Ефимович и Наталья Борисовна. Всюду висели объявления, плакаты, которые призывали гостей заниматься самообслуживанием, вроде: «Не ждите прислуги, ее нет», «Все делайте сами», «Ударяйте в гонг, входите, раздевайтесь в передней»... Автором этих демократических новшеств была Н.Б.Нордман. Илья Ефимович поддерживал начинания Натальи Борисовны.

Зимняя веранда. 1904
Зимняя веранда. 1904
фотограф К.К. Булла

Н.Б. Нордман позаботилась о том, чтобы после смерти художника был создан его музей, через который потомки Ильи Ефимовича, узнали бы привычки и быт художника, чем жил, как творил. Для этого Н.Б.Нордман завещала усадьбу «Пенаты» Академии художеств. Собрала литературу о И.Е. Репине, составила ценнейшие альбомы с газетными вырезками о каждой его картине и, наконец, вела фотолетопись «Пенатов».

Вторая выставка носит название «Альбом Нордман» и состоит из копий портретов, выполненных Ильей Ефимовичем на тонком сером картоне, листы которого некогда были сброшюрованы в альбом Нордман-Северовой. «Рисунки, взятые из «Альбома Н.Б. Нордман» — так заявил о выставленных в Риме на Всемирной выставке, 1911г. работах, сам И.Е.Репин. С тех пор, прошло чуть менее 100 лет. «В настоящее время, листы из альбома рассеялись по свету. Собрать все оригиналы вообще не представляется возможным. По счастью, сохранились фотографии, и они вновь показаны вместе» — говорит Н.П. Бородина. На выставке «Альбом Нордман» посетители увидят 53 копии с графических работ И.Е. Репина.

Дом в «Пенатах» после постройки веранды и второго этажа. 1908
Дом в «Пенатах» после постройки веранды и второго этажа. 1908
Дом И.Е.Репин достраивал постепенно в течение почти 12 лет

С экспозицией двух выставок, связанных между собой именем великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, можно ознакомиться в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Выставка будет работать до 16 февраля 2010 года.

Елена Сунгатова, декабрь 2009
фото автора


Персоналии: