Окрытие выставки Александра Петрова «Моя любовь. Сотворение фильма»

Паша и хозяйка. 2004
Паша и хозяйка. 2004
Оргстекло, масло

3.09.2009г. в Государственном музее изобразительных искусств РТ состоялось открытие выставки Александра Петрова «Моя любовь. Сотворение фильма». Мультфильм "Моя любовь"автор рисовал на своей студии в Ярославле, продолжительность фильма 26 минут, на его создание Александр Константинович потратил три с половиной года.

Вечер. Дом Серафимы. 2005
Вечер. Дом Серафимы. 2005
оргстекло, масло

Паша прислуживает. 2004
Паша прислуживает. 2004
Сцена из фильма

В экспозиционном пространстве выставки представлены работы автора, демонстрирующие практически весь процесс создания фильма «Моя любовь».

Множество натурных графических набросков, фотографий, последние живописные картины от каждой снятой сцены.

Как на ладони, весь процесс сотворения фильма от раскадровки до мультипликата, рабочий стол с подсветкой, а за столом автор - Александр Петров. Он готов ответить на все интересующие вопросы.

Настало время и нам представить автора фильма «Моя любовь».

Петров Александр Константинович

(1957г.р.), художник-постановщик, режиссер, мультипликатор. Лауреат Государственной премии России (1990, 1995). Обладатель премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации за лучший анимационный короткометражный фильм (Старик и море, по Э. Хемингуэю, 2000). Член Международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии, член киноакадемии "Ника", член Союза кинематографистов России.

Родился 17 июля 1957 в селе Пречистое, Ярославской области. В 1976 окончил Ярославское художественное училище, в 1982 — художественный факультет ВГИКа (мастерская И.П.Иванова-Вано). В 1987-1988 учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве (мастерская Ф.С.Хитрука, Ю.Б.Норштейна, Э.В.Назарова). В 1981-1982 работал в качестве художника-постановщика на киностудии "Арменфильм" в Ереване и на Свердловской киностудии (1982-1992). В 1992 вернулся в Ярославль, где начал работать в своей студии. В 1996-1999 работал в в юго-западной части провинции Квебек, в Канаде.

Первая серьезная работа — это дипломный проект «Корова» по одноименному рассказу Андрея Платонова на Высших режиссерских курсах. Этот фильм и последующие — «Русалка» и «Сон смешного человека» получили множество призов на различных фестивалях. Все они были номинированы на "Оскара". Работая в Монреале, Александр Константинович создал фильм «Старик и море» по повести  Э. Хемингуэя, его премьера состоялась 22.07.1999г. Это — первый в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX, и первый Оскар Александрв Петрова.

В 2008 его новый фильм «Моя любовь» по роману И. Шмелёва был номинирован на "Оскара". С проектом «Моя любовь. Сотворение фильма» Александр Сергеевич и приехал в Казань.

Александр Петров работает в уникальной технике "ожившей живописи", ставшей его визитной карточкой. Живопись создается масляными красками по стеклу, причем кистью художник пользуется крайне редко. В нанесении изображения задействована одна рука (2-3 пальца и ладошка).

Уголок Антона. 2004
Уголок Антона. 2004
оргстекло, масло

На часто задаваемый вопрос «Почему не кисть?» Александр Петров отвечает,что передвигать краску по стеклу кистью очень трудно, другое дело пальцами. Рука нежный инструмент с мягкой фактурой. А жесткость изображению можно придать с помощью ноготков.

—Почему вы работаете только с масляными красками?— Ответ простой— Масло хорошо двигается по стеклу. Процесс нанесения изображения происходит быстро и под контролем. Если краска засохла, то становиться мучительным адаптировать засохший слой с изображением, которое будет нанесено в дальнейшем. А акварель и гуашь относятся к разряду быстросохнущих красок и поэтому для такой техники не пригодны.

Именно прозрачными масляныи красками на стекле, подсвеченном снизу художнику удается добиться эффекта воздушности, дыхания. Живописные картины на экране излучают тепло и свет.

Александр Константинович интуитивно чувствует какие-то импульсы — тепло, горячо, холодно, используя в своей работе палитру из 5-6 цветов — и на этом уровне идет работа над фильмом. Наблюдая за работой мастера, понимаешь, что это некая магия, таинство. Мастер задумчиво сидит перед чистым стеклом:

— Я сам не знаю, что увижу и смогу ли вас удивить —

Десять лет прошло с момента выхода фильма «Старик и море», забылась палитра, персонаж, а рука художника уверенно выводит на стекле живописное полотно. Шаг за шагом появляется море, лодка, старик…. Это во временных рамках мастер-класса художник не может развернуться по полной программе. В своей мастерской Александр Константинович живописное полотно получил бы используя ещё дополнительно 2-3 слоя. На нихнем слое воссоздал бы тени, световые пятна. На верхнем — облака. И это только первый кадр. В кино прозвучало бы: «Стоп камера. Снято!». А здесь снятая на камеру картина частично стирается и на её месте выписывается новая фаза движения. Так кадр за кадром, добавляя новые мазки происходит волшебство. Картинка оживает! Вокруг движущихся фигур остается шлейф стертой масляной краски и контур получается расплывчатым. Вот так передаётся движение.

Старик стоит в лодке, в его руках верёвка, из горизонте моря появляется большая рыба, рыба-Меч. Рыба показывает нос (это несколько кадров). Затем она делает свечу, и опять одним кадром не обойтись. Один кадр не в состоянии передать тяжести рыбы, ведь она не невесома, скорость движения. Должно быть определённое количество рисунков, сменяемых с определённым интервалом. Рыба поднимается над водой, каждое её движение запечетлено отдельным кадром. Художник с любовью вырисовывает Марлина (ещё его называют рыба-Меч). Александр восхищается им, считает самым совершенным существом в мире. Вырисовывая Марлина Александр Константинович не забывает и о других объектах с полотна. Меняется море, поза старика, его мимика. К выбору персонажа картины Александр Петров относится очень ответственно. Это сложный процес. Так-как необходимо найти образ, который пройдёт через весь фильм ( не поменяешь). Так например, главного героя для фильиа «Старик и море» А. Петров рисовал со своего тестя. Живописное полотно к фильму «Старик и море» готово. Теперь Александр Константинович на примере изображения главного героя фильма «Моя любовь» покажет тонкости и хитрости работы с портретом.

Фильм «Моя любовь»длится фильма 26 минут, а на его создание Александр Константинович потратил три с половиной года.

— Я начал работать и очень быстро понял, что один просто не справлюсь. И, конечно, если бы не мой сын Дима Петров, если бы не Миша Тумеля, Сережа Решетников, Дима Иванов, Изольда Солодова… Если бы не они, ничего бы не вышло. Плюс мы еще набрали 8 человек художников фактически с улицы — они учились анимации прямо на картине. Конечно, для меня работа в команде была большим испытанием. Я должен был разделить собственную работу на десять разных людей и каждому рационально и понятно объяснить то, что я сам для себя еще не мог сформулировать.

Подбирая помощников, Александр Константинович убедился, что желательно брать в помощь людей, имеющих за плечами, либо художественную школу, либо художественное училище, в стенах которых дают знания пропорций, традиций изображения человека. Образование помогает реалистично работать с изображением для получения правдоподобности действия. Без этого не получится воспроизвести цепочку изображений. Не надо создавать образ каждый раз по-новому, а необходимо работать над первоначальным образом. Так как он, образно говоря «атом» из которого складывается материя.

Вот Александр Константинович нанёс первое живописное изображение.По сценарному плану, юноша сидит на дереве и вдруг слышит волшебный голос. Первое положение задано. Теперь необходимо действовать по плану, герой может повернуть голову, говорить, наконец просто чихнуть. Положение его в любом случае изменится. И художник переносит красочный слой по заданной траектории. Например юноша чихает, в это время его корпус откланяется назад (чуть вправо, или влево, в зависимости от ракурса), он поднимает плечи, запракидывает голову. Эти движения не отразить одной картинкой. Получаем целый ряд. Частично стирая предыдущую Петров рисует новую фазу движения и так кадр за кадром. Память об исчезнувших с поверхности стекла живописных образах хранит лишь киноплёнка.

Тысячи кадров, годы работы и как результат благодаря кропотливому труду Александра Константиновича Петрова рождаются новые фильмы.

Спасибо, Вам Александр Константинович, за великолепный мастер-класс.


03.09.2009. Сунгатова Елена.


Персоналии: 

Комментарии

Если не ошибаюсь, ему Оскара вручили?

Вы не ошибаетесь. За "Старик и море".