Рождественские фантазии в стекле

Центр “Эрмитаж-казань” продолжает традицию проведения рождественских выставок. Череду необычайных по красоте и содержанию рождественских проектов в 2007/2008 году открыла выставка авторской куклы «С Рождеством и Новым годом!» (Елена Ермолина, Милана Королева, Марина Юсупова). Затем, в 2008/2009 году, как продолжение проекта “Кукольные сезоны” в Рождество - «Уходящая натура» Елены Ермолиной.

Фото №22834. Кукла и волшебный фонарьФото №22834. Кукла и волшебный фонарь
Фото №67918. 07531 Петушки клюют зернышкоФото №67918. 07531 Петушки клюют зернышко
Фото №39520. Панно. Производство шоколада_1Фото №39520. Панно. Производство шоколада_1шоколадная масса

В 2009/2010 - «Шоколадное рождество», 2010/2011 - «Серебряное рождество». В этом сезоне в Центре “Эрмитаж-Казань” работает выставка “Рождественские фантазии в стекле”.

Фото №89303. Ветер 2010, Вишнякова А.Н., Фокин А.А.Фото №89303. Ветер 2010, Вишнякова А.Н., Фокин А.А.стекло, гутная техника

Выставка представляет произведения династии художников-стекольщиков: Александра Фокина, Антона Фокина, Анны Вишняковой и Таисии Фокиной.

Фото №89293. Фокин А.И.Фото №89293. Фокин А.И.

Александр Иванович Фокин - основатель династии. На ранних этапах творчества увлекался гутным стеклом, когда форма и декор изделия рождаются из расплавленной стекломассы. Пробовал свои силы в различных техниках обработки стекла: глубокое травление, роспись стекла красками, матовая гравировка. Вскоре матовая гравировка, наиболее сложная и трудоемкая техника обработки стекла, стала излюбленной в его творчестве. По стопам отца пошли его дети Антон и Таисия. И невестка Александра Ивановича, тоже художник-стекольщик.

Фото №89258. Вишнякова А.Н, Фокин А.А.Фото №89258. Вишнякова А.Н, Фокин А.А.

Анна Вишнякова и Антон Фокин вместе с Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого. Если их работы по училищу были индивидуальными, самостоятельными, то обучаясь в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В.И.Мухиной), а затем в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова, их творчество постепенно стало носить совместный характер. И преподаватели начали оценивать работы своих студентов, не иначе, как плод совместного труда. Теперь Анна и Антон вместе и на работе, и дома. Творческий союз двух талантливых художников-стекольщиков скрепили брачные узы.

Фото №89203. Утро туманное. 2005. Вишнякова А.Н., Фокин а.А.Фото №89203. Утро туманное. 2005. Вишнякова А.Н., Фокин а.А.хрусталь, пескоструйная обработка

Самая младшая в семье Фокиных, Таисия, тоже пошла по стопам отца. Еще учась в Пензенском художественном училище, она вместе с А.Фокиным работала над Витражами для храма в Никольске. Сейчас Таисия студентка Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова. От отца, Александра Фокина, Таисия унаследовала не только любовь к стеклу, но и интерес к работе художника-стекольщика, ей интересен сам процесс, нравится наблюдать, как из жидкой стекольной массы рождается нечто красивое, хрупкое. Приезжая на каникулы в родной Никольск, Таисия спешит пополнить свою коллекцию собственными изделиями из гутного стекла. Работа возле стекловаренной печи с мастером выдувальщиком приносит юной художнице удовольствие.

Фото №89213. Натюрморт 2009. Фокина Т.А. (1988)Фото №89213. Натюрморт 2009. Фокина Т.А. (1988)Листовое стекло, металл; гутная техника, склейка, пескоструйная обработка.

На открытии выставки “Рождественские фантазии в стекле” Ольга Иосифовна Пиульская, заведующая Центром “Эрмитаж-Казань” представила династию Фокиных.

Фото №89248. Ольга Пиульская на открытии выставки ''Рождественские фантазии в стекле''Фото №89248. Ольга Пиульская на открытии выставки ''Рождественские фантазии в стекле''Ольга Иосифовна Пиульская, заведующая Центром "Эрмитаж-Казань"

Перед посетителями выставки выступили Ф. Батырова, заместитель директора Музея-заповедника “Казанский кремль”; член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств России, Фидаиль Ибрагимов.

Фото №89253. Фидаиль Ибрагимов на открытии выставки ''Рождественские фантазии в стекле''Фото №89253. Фидаиль Ибрагимов на открытии выставки ''Рождественские фантазии в стекле''
Фото №89298. Фидаиль Ибрагимов на фоне своего портрета работы Фокина А.И.Фото №89298. Фидаиль Ибрагимов на фоне своего портрета работы Фокина А.И.

Для справки:

Гравировка — один из способов холодной обработки стекла, шлифование на поверхности изделия негативного матового изображения вращающимся медным или абразивным кругом. Это одна из сложнейших техник: малейшее неверное движение, и — поправить рисунок, как на бумаге, нельзя! Она требует отточенности мастерства рисовальщика, твердости руки и ювелирного чувства рельефной формы.

Антон Фокин поблагодарил собравшихся на открытии выставки за теплы прием и поделился своей радостью: - Еще учась в художественно-промышленной академии мы изучали творчество Н.И. Фешина, бегали в Эрмитаж, чтобы посмотреть искусство испанцев. Сегодня мы выставляемся в зале, рядом с эрмитажной выставкой «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа», в соседнем подъезде идет выставка Н.И.Фешина. О чем можно еще мечтать.

Фото №89278. Фукусима. 2011. Вишнякова А.Н., Фокин А.А.Фото №89278. Фукусима. 2011. Вишнякова А.Н., Фокин А.А.стекло, металл; гутная техника, пескоструйная обработка

После торжественной церемонии открытия перешли к осмотру экспонатов выставки. Здесь же в экспозиционном пространстве состоялась беседа с художником-стекольщиком Александром Фокиным.

Фото №89193. Портреты в стекле. Фокин А.И. (1958)Фото №89193. Портреты в стекле. Фокин А.И. (1958)Оптическое стекло; матовая гравировка; Фидаиль Ибрагимов. 2005 /Автопортрет. 2002 /Александр Иванов. 2004 /Анна Ахматова. 2009.

- Александр Иванович, как и когда стекло вошло в вашу жизнь?

А.И.Фокин: - Стекло стало моей жизнью, как только я познакомился с ним. Понял, что оно полностью поглотило меня и уже порядка 30-ти лет я занимаюсь изготовлением изделий из стекла. Сложностей при обработке я не вижу. Главное для меня, добиться того образа, той композиции, которую я задумал.

Фото №89238. Александр Македонский. 2008. Фокин А.И.Фото №89238. Александр Македонский. 2008. Фокин А.И.оптическое стекло; матовая гравировка, бронза

В стекольное дело Александр Иванович пришел случайно. До знакомства со стеклом он мечтал стать художником, заниматься живописью. Закончив Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого, Александр Фокин по распределению приехал Никольск устраиваться на работу в художественную школу. Уже на месте узнал, что его оклад будет составлять 70 рублей.

А.И.Фокин: - А у меня в то время уже была семья. Я вышел грустный. И встретил художника со стекольного завода. Тот успокоил меня, посоветовал не расстраиваться, а прийти на стекольный завод. На мой вопрос: “А как быть с распределением?”. Заверил, что директор договорится. Так Александр Фокин оказался на стекольном заводе. Постепенно он увлекся стеклом, стал постигать секреты и тонкости стекольного производства. Вскоре понял, что для того, чтобы быть хорошим художником-стекольщиком, ему не хватает знаний, надо продолжить образование. Закончив Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной вернулся на завод и много лет проработал там главным художником.

Фото №89283. Суламифь. 2008. Фокин А.И.Фото №89283. Суламифь. 2008. Фокин А.И.оптическое стекло, металл; матовая гравировка

- Как получилось, что дети пошли по вашим стопам. Вы для этого приложили какие-нибудь усилия, или это их осознанный выбор?

А.И.Фокин: - Я работал главным художником на заводе, сын с раннего детства прибегал на завод, играл со стеклом. Вместо бумаги я давал Антону стекло, он на нем рисовал. Дочь Таисия в детстве занималась бальными танцами, ходила в художественную школу. Затем поступила в художественное училище. Познакомившись со стеклом, однажды, вдруг заявила, что будет поступать в училище им. Строганова. Сейчас она студентка, за плечами которой уже порядка 15 выставок.

Тяга к самостоятельному творчеству привела к тому, что в 1990-е годы А.И.Фокин создал свою мастерскую. 30-ти летний стаж дал Александру Ивановичу многое в профессиональном плане. Он стал членом Союза художников России, Заслуженным художником РФ, награжден серебряной медалью Российской академии художеств.

- Александр Иванович расскажите немного о технологии работы со стеклом.

А.И.Фокин: - Стекло, - это материал, который не терпит поправок. Изначально, нужно продумать все дальнейшие шаги, а затем очень аккуратно начать обработку материала. В мастерской мы занимаемся холодной обработкой стекла. С завода привозим отлитые блоки, размером со столешницу: 1,20х80х20. Затем пилим на куски, которые можно держать в руках, килограммов по 20, начинаем обрабатывать. Как скульптор работает с гранитом и мрамором, так и мы - со стеклом.

Рождественские фантазии в стекле