Эрмитаж-Казань: «Серебряное рождество»

15.12.2010 Центр «Эрмитаж-Казань» на Рождество и Новый год радует казанцев и гостей столицы Татарстана необычными и запоминающимися выставками. Еще осталось послевкусье от прошлогодней — «Шоколадное Рождество», а на пороге уже Рождество 2010/11г. Чем же порадует «Эрмиаж-Казань» на этот раз? Рождеством «Серебряным»!

Фото №67897. Медведева Татьяна Рафаиловна, ведущий художник завода «Красносельский Ювелирпром»Фото №67897. Медведева Татьяна Рафаиловна, ведущий художник завода «Красносельский Ювелирпром»

15 декабря 2010 года в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Серебряное Рождество». Ее экспозиционное пространство охватывает три зала. В основном представлены изделия из серебра завода «Красносельский Ювелирпром» - ожерелья, кольца, серьги, браслеты, вазы, кубки, изделиях посудной группы, скань, подвески, сувенирная продукция. Две витрины демонстрируют изделия выполненные молодыми мастерами из Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМ) - гарнитуры, кольца, серьги, браслеты. Пару витрин представила на выставку Ювелирная компания «Алмаз-Холдинг». Всего в экспозиции около 350 серебряных изделий.

Фото №67903. 07526 СнегурочкаФото №67903. 07526 Снегурочка

О предметах экспозиции выставки «Серебряное Рождество» завода «Красносельский Ювелирпром», о самом предприятии рассказала ведущий художник завода Медведева Татьяна Рафаиловна: — Долго мы мечтали и готовились к этой выставке. Красносельские мастера рады возможности продемонстрировать свое искусство в Казани. С любовью и гордостью предоставляем вашему вниманию изделия нашего завода, выполненные мастерами и художниками различных поколений.

Фото №67913. 07530 Два петушкаФото №67913. 07530 Два петушка
Фото №67918. 07531 Петушки клюют зернышкоФото №67918. 07531 Петушки клюют зернышко

«Красносельский Ювелирпром» и КУХОМ находятся в поселке Красное - на- Волге. Впервые Красное упоминается в архивных документах с 1569 года. О Красном-на-Волге Татаьяна Рафаиловна говорит как-то удивительно просто и хорошо: — Поселок старый и красивый. Назван Красное, что значит красивое. Расположен на холме, вокруг него - Волга. Весь в зелени утопает. Издали очень красивый. Вблизи правда не очень, — описывает Красное-на-Волге Татьяна, видя мое недоумение во взгляде, поясняет: дороги у нас неважные. Но мы его очень-очень любим.

Фото №67923. 07534 КоньФото №67923. 07534 Конь
Фото №67928. 07535 МишкаФото №67928. 07535 Мишка

Старинное волжское село Красное издавна славилось своими мастерами-ювелирами. Богато ими и сейчас. Только крупных ювелирных заводов, таких как "Аквамарин", "Диаманд", "Яшма", «Красносельский Ювелирпром» в Красном порядка десяти, а сколько мастерских, маленьких организаций? Много...

Фото №67938. 07541 ШкатулкиФото №67938. 07541 Шкатулки

На одном ОАО «Красносельский Ювелирпром» занято более тысячи человек при населении поселка - 9000 жителей. В голову закрадывается мысль, что Красное-на-Волге, наверное, самый перспективный уголок России: здесь, практически, все население поселка занято ювелирным делом. Это радует. Есть в России еще места и люди на которых она, Матушка, и держится.

Фото №67943. 07546 СнеговикФото №67943. 07546 Снеговик

Непонятно, почему в глубине России, где нет ни золота, ни серебра занимаются этим делом? Т.М. — У нас в Красном ходит поверье, что все началась с барсучьей охоты: "Андрей Чулков пошел с родственником в лес на барсуков. А нашли беглых поляков, которые шлепали крестики, делали нехитрые украшения. Привели их в село. Поляки и научили "работать ювелирные украшения". Было это примерно веке в XVII. Сначала работали по меди, латуни, теперь в ход идет серебро и золото, в планах - платина.

Фото №67953. 07551 ЛевФото №67953. 07551 Лев
Фото №67958. 07552 ЛевФото №67958. 07552 Лев

Давно ли вы работаете на заводе художником? Т.М. — Четверть века! Пришла на завод сразу же после КУХОМа "Красносельское училище художественной обработки металла." Училище исключительное. Наверное, в России есть подобные училища, я не знаю, но в таком объеме дают качественную подготовку, только у нас, - рассказывает Татьяна Медведева, - я пишу рецензии на дипломные работы выпускников. И всякий раз удивляюсь. Мастерство детей просто год от года растет. Такие работы классные. В работе собрано все. Проучились всего 4 года, а могут и гравировать, и камни крепить, и скань, и эмаль, и литые детали, все, все, все. И композиция при этом классная. Я всегда в восторге от дипломных работ и ставлю только 5.

Фото №67963. 07556 СлонФото №67963. 07556 Слон
Фото №67968. 07559 Чудо-юдо, рыба-китФото №67968. 07559 Чудо-юдо, рыба-кит

Повышается уровень профессиональной подготовки в училище. Ученики растут, подрастаю и наступают на пятки своим наставникам. Т.М. — Да. Мы приходили из училища на завод как цыплятки, ничего не знаем, не умеем, глаза широко раскрыты. А они приходят уже подкованные, все знают. Заглядывает: "Ты что рисуешь? А эту деталь почему не обрисовываешь? Я говорю: "Не знаю как делать" " Рисуй, я знаю как"- следует ответ. Такую штуковину сделают, из рук прямо катится моделька, любо дорого смотреть.

Фото №67973. 07564 Снеговик , Дон Кихот и Санчо ПансаФото №67973. 07564 Снеговик , Дон Кихот и Санчо Панса
Фото №67978. 07567 Мальчик с лыжами и мальчик с санкамиФото №67978. 07567 Мальчик с лыжами и мальчик с санками

Откуда вы черпаете идеи для создания работ?

Т.М. — Каждый раз по-разному. Не знаю откуда. Для этого нужно хорошее настроение, или настроение повышенной эмоциональности. В свободном состоянии, когда сыт и доволен, вдохновение не приходит. Настоящие идеи приходят не часто, как и шедевры. В основном мы занимаемся повседневной работой, "массовкой": колечки, сережки. Сувенир берешь, тогда когда сам просишь такое задание. Уже в голове все сложилось и хочется выполнить. Например, Кул Шариф получился так. Когда я впервые была в Казани, шел период строительства мечети Кул Шариф. Были построены только стены. Но и тогда мечеть уже была такой красивой, я больше никогда не видела таких сооружений. Как будто инопланетный корабль приземлился сюда. Его нельзя было не сделать. Этим нельзя не вдохновиться. Сразу представила как она будет в металле, это профессиональный взгляд на вещи. С коллегами мы переживали очень, потому что с культурой не знакомы, могли что-то не угадать, перепутать и обидеть. К работе подошли ответственно.

Фото №67983. 07569 ЛягушкаФото №67983. 07569 Лягушка
Фото №67988. 07570 Графин и шесть рюмокФото №67988. 07570 Графин и шесть рюмок

В чем заключалась ваша работа, как художника?

Т.М. — Перенесли на бумагу, переложили на серебро. Для работы нужен был точный макет, чтобы не ошибиться в пропорциях. Иначе получилась бы другая мечеть, а не Кул Шариф. Необходимо было подобрать цвета эмали, придумать правильный декор, чтобы он не мешал архитектуре, движению главных линий, чтобы все было органично. Работа спорилась. Коллектив очень дружный. Помощников всегда достаточно. Они помогут, подскажут, подправят, где не прав. И мастера у нас высший класс.

Фото №67998. 07574 Поднос из серебраФото №67998. 07574 Поднос из серебра

О мастере?

Т.М. — «Кул Шариф» делал Юрий Иванович Орлов. Его уже нет в живых. Очень жаль. Многие раритетные ювелирные работы делал Юра. Он подготовил себе достойную замену. Но все же, Юрий Орлов был мастер от Бога. Ребятам еще подрасти до его уровня надо. Его работы "Тройка", "Снегурочка", "Храм Христа Спасителя". На выставке из этих работ нет только "Храма Христа Спасителя". "Снегурочка" - это его исполнение, но не оригинал, а повтор в серебре. Изначально она была медная, более пластичная. А серебро, отлигатуренное, не так пластично. Получилось не так, как я задумала. Мастер всегда знает когда не очень получилось, когда очень. А "Тройку" повторили его сестра с мужем - Татьяна и Николай Ивановы. Первая "Тройка" в исполнении Ю.И.Орлова была размером побольше. Нагремевшая работа.

Фото №68073. Медведева Таьяна Рафаиловна, ведущий художник завода «Красносельский Ювелирпром» и ''Снегурочка''Фото №68073. Медведева Таьяна Рафаиловна, ведущий художник завода «Красносельский Ювелирпром» и ''Снегурочка''Медведева Таьяна Рафаиловна - ведущий художник завода «Красносельский Ювелирпром»; выставка \"Серебряное Рождество\". Казань 2010/11 г.

Вот и сегодня, на выставке, две эти раритетные работы — на самом "красном" месте.

«Серебряное Рождество»