Страницы дневника VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Фото №85106. Звездная дорожкаФото №85106. Звездная дорожка

С 6 по 11 сентября 2011 года в Казани проходит VII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Девиз форума: «Через диалог культур к культуре диалога». Директор Казанского кинофестиваля Марат Давлетов так охарактеризовал суть кинофестиваля: - Казанский кинофестиваль не исламизирован, - это светское мероприятие, главная задача которого - нести в массы представление о нравственности, доброте, семейных ценностях…

  Председатель Совета муфтиев России, Президент фестиваля КМФМК муфтий, шейх Равви Гайнутдин считает фестиваль мусульманского кино одним из важнейших событий в жизни всего исламского мира, а популярность фестиваля расценивает как "свидетельство возрастания интереса к проблемам гуманизма, духовно-нравственной культуры народов".

По сути у же два этих высказывания показывают, что проблемы гуманизма, духовно-нравственные вопросы одинаково волнуют все слои общества не зависимо от их конфессиональной принадлежности. Фильмы, представленные на VII КМФМК, все об этом. На пресс-конференции, предшествующей открытию кинофестиваля Сергей Валентинович Кудрявцев, председатель отборочной комиссии кинофестиваля, российский киновед и кинокритик отметил: - Тема поиска своего, чего-то близкого, дома - это то, что свойственно ряду картин и полнометражных и короткометражных из разных стран. Причем под понятием "дом" кинокритик подразумевает и дом в узком смысле (конкретный дом для конкретной семьи с взаимоотношениями между родными и близкими). И дом, как страну, государство, мир, землю.

Находя в общении некоторые точки соприкосновения, мы невольно решаем общечеловеческие проблемы. Поиску гармонии во взаимоотношениях, определению своего места в жизни подчинены сценарии всех фильмов. - Фильмы, которые мы показываем, недоступны широкому зрителю, причем, часто даже в тех странах, в которых эти фильмы были произведены, - считает Марат Давлетов.

- По объективным и субъективным причинам такие картины не попадают в программы других фестивалей. Таким образом, казанцам выпадает уникальный шанс увидеть это «нешаблонное» кино».

Владимира Ивановича Хотиненко, председателя жюри кинофестиваля, российского режиссера, актёра, сценариста, профессора ВГИКа, Заслуженного деятеля искусств и Народного артиста России на фестиваль привело природное любопытство, он не захотел упустить уникальный шанс «...посмотреть некий процесс, увидеть его. Если бы я сюда не приехал, то где бы я это посмотрел, да нигде». - Прихожу на фестиваль, у меня есть желание увидеть кино. Здесь возможность увидеть кино ориентированное - делится своими мыслями В.И.Хотиненко на пресс-конференции, посвященной открытию VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, прошедшей в Министерстве культуры Республики Татарстан 7 сентября 2011 года.

- Что такое для меня мусульманское кино? - продолжает рассуждать Владимир Иванович, предвосхищая вопросы журналистов - Совершенно определенно, что под этим подразумевается не столько конфессиональная принадлежность фестиваля, сколько: культура и нравственные законы. Мусульманская культура - это индивидуальная культура, а нравственные законы могут иметь свои оттенки, но одинаково человеческие. Это значит человеческое содержание.

Программа фестиваля огромная. Мне все это очень интересно - заключает Хотиненко. В диалог включается Сергей Валентинович Кудрявцев: - Мне тоже было любопытно оказаться по другую сторону баррикад. Обычно, мы - критики, смотрим фильмы, отобранные кем-то , критикуем, защищаем, то что нам показывают. А тут у самого появилась возможность отбирать фильмы. И я с удивлением для себя обнаружил, сначала интуитивно почувствовал, а потом для меня стало это определяющим и решающим, что наметилась некая сквозная тема, некий общий мотив, который характерен для всех фильмов, представленных в конкурсной программе.

Мне это показалось чрезвычайно интересным. Для меня уровень фестиваля определяется не набором фильмов, не набором имен. Иногда, прославленные режиссеры, к сожалению, делают фильмы ниже своих возможностей. Часто вообще понять невозможно, почему тот или мной фильм попадает в конкурсную программу. Фильмы, представленные на фестиваль, как бы сами собой группировались в некую концептуальную систему и мне стало интересно, как в самых разных странах: Бангладеш, Турции, Германии, снимают кино о том же, что волнует всех. Волнует живущих в Бангладешской деревне, в немецком городе, волнует и меня, живущего в городе Москве.

Оказывается, это все кино про нас. Когда мы примеряем все на себя, чувствуем в фильме нечто нам близкое и дорогое. Несмотря на то, что мы отдалены от героев этих фильмов и расстоянием, и вероисповеданием, и культурой. Оказывается все мы люди. Это самое ценное, что я мог почерпнуть на фестивале. Ни за один из фильмов, которые мы выбрали, мне не стыдно. Основной площадкой показа стала площадка «Grand Cinema» (ТОЦ «Сувар-Плаза»). Здесь же, на 3-ем этаже проходит масса интересных встреч, пресс-конференций и мастер-классов. 7 сентября, например, прошли сразу две пресс-конференции: первая - с Франческой Романой Ривелли (Орнеллой Мути) и вторая - с Эльвирой Болговой. На пресс-конференцию сеньора Ривелли прибыла со своим мужем, самым известным в Риме пластическим хирургом - Стефано Пикколо. Сразу замечу, что пара производит великолепное впечатление.

Орнелла Мути снялась в 105 фильмах, ее «экранная» карьера продолжается более 40 лет. Ежегодно на экраны выходит несколько фильмов с участием Орнеллы Мути.

Актриса живет между съемочными площадками Италии, Германии, Франции, Испании и США. Ответив на основной протокольный вопрос встречи: «Что значит для г-жи Ривелли участие в VII КМФМК?» - Участие в фестивале мусульманского кино - для меня подарок. Я люблю кинофестивали, потому что на них можно увидеть те фильмы, которые не бывают в широком прокате.... Именно через них мы узнаем про другие страны, их народы, культуру, обычаи, традиции. На фестивале открывается возможность встретиться с профессионалами из разных стран, обогатиться впечатлениями.

Орнелла Мути с удовольствием ответила на вопросы журналистов, касающиеся ее русских корней по линии матери.

- Немножко про Россию я уже знаю. Я очень часто приезжаю в Россию в последние 7 лет. Меня зовет сюда сердце. Родственники моей мамы из России - рассказывает г-жа Ривелли. Когда Орнелла Мути едет в Россию и сообщает об этом маме, та очень рада этому. Говорит Орнелле, чтобы та не забывала о своих казацких корнях.

- С детства я чувствовала глубокую привязанность к Российской культуре. С тех пор, когда меня еще маленькую угощали пасхальными куличами. Я из смешанной семьи, мой отец неаполитанец, не совсем южанин, но родился близко к югу Италии. Моя мама с другой части мира. Мое детство и взросление было очень интересным. У моей мамы совершенно другая культура, - это женщина очень уверенная в себе, очень глубокая. Она не домохозяйка, не повариха, человек очень артистический, с большим чувством меланхолии и чувством свободы, которое она передала и нам. Мама рассказывала, как она ходила в баню, как бабушка заставляла ее умываться снегом.... И потом она встретилась с человеком совершенно из другого мира, другой культуры, с юга Италии, где женщина занимает не главную роль в семье, много не говорит. И смесь этих двух культур оказала сильное на меня влияние. В первые годы я воспитывалась в традициях южно-итальянской культуры. Затем, почувствовала притяжение к России. Когда я приехала в Казань, я ощутила, что здесь как-бы в тумане культура, музыка, искусство. Но все это постепенно проясняется и мне очень интересно все это открывать для себя. В Казани Франческа Романа Ривелли впервые.

Наблюдая за казанскими женщинами она была поражена: - У них необычный характер. Они очень сильные, смелые, упрямые, жесткие, не принимают компромисс, но при этом очень преданные. Эти черты не у всех женщин в мире встречаются. Лада Аюдаг, подарила Орнелле свою картину "Сююмбике", отметив, что она как художница, в облике актрисы видит черты легендарной казанской царицы. Орнелла Мути дала автограф и сфотографировалась с Ладой на память.

Следующая встреча была с российской актрисой Эльвирой Болговой. Эльвира Болгова родилась 28 декабря 1975 года в Москве, в 1996 году окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, где занималась на курсе В. И. Коршунова (однокурсниками Болговой были Марат Башаров и Егор Баринов).

С 1997 года Эльвира работает в театре им. Моссовета. В кино Болгова дебютировала в 1995 году, снявшись в картине «Бездна», а первую заметную роль она сыграла в фильме Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин» (1998). Среди известных работ Болговой - роль Веры в экранизации романа Лермонтова «Печорин. Герой нашего времени» (2006), Жени в телесаге «Офицеры» (2006), Лоры в экшн-фильме «Стритрейсеры» (2008) и др.

Казань Эльвира увидела впервые. Вот ее впечатления: - Здесь ощущается тесная связь, существующая между мусульманством и православием, кроме того, потрясает красота зданий, улиц. Здесь встречаются праздничные люди. Э.Болгова тоже расценивает приглашение на VII МКФМК, как дар: - Вряд ли фильмы, подобные тем, что показывают на мусульманском кинофестивале, можно будет посмотреть где-то еще, ведь в обычном прокате их не встретить. О своей актерской профессии Эльвира говорит с горящими глазами: - С раннего детства призвания не чувствовала, но в настоящее время понимаю, что свою работу очень люблю. По моему мнению, счастлив тот человек, которому повезло зарабатывать любимым делом. Мусульманских корней у Эльвиры нет. В связи с этим возник вопрос: " Трудно ли было сыграть девушку из Узбекистана в сериале "Близнецы?".

- Если говорить о Фатиме, хоть она и выросла в Узбекистане, но по своему воспитанию, она не восточная женщина. Да у нее есть манера одеваться. Образ трактуется так: девушка выросла без родительской ласки и в обиде на невнимание, к тому же, избалованной вседозволенностью....

Перед съемками сериала Эльвира ознакомилась с бытом узбекских семей, изучила гардероб женщин Востока, их манеру носить платок, краситься. В общем, отнеслась, к съемкам как и подобает - профессионально.

Служа театру им. Моссовета Эльвира уяснила для себя, что каждый раз, выходя на сцену и играя одну и туже роль в спектакле, необходимо перед выходом на сцену задаться вопросом, а как именно сегодня нужно сыграть эту роль? Поэтому игра актрисы всегда нова и доставляет удовольствие ей и зрителям спектакля. Вот такие интересные встречи прошли в пресс-центре VII МКФМК 7 сентября 2011 года. А вечером в КРК «Пирамида» состоялось торжественное открытие VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Гостями кинофестиваля традиционно являются звезды российского и мирового кинематографа (Орнелла Мути, Армен Джигарханян, Ивар Калныньш, Лидия Федосеева-Шукшина, Ольга Кабо и др.).

Участники кинофестиваля - именитые кинорежиссеры из Узбекистана и Турции: Ядгар Сагдиев, Шухрат Махмут, Бельма Баш. Именитых гостей фестиваля, участников и судей казанцы смогли увидеть на Звездной дорожке, которая проходила с 17.45 до 19.00 на лестнице у входа в КРК «Пирамида». Программа 8 сентября 2011 года обещает быть такой же интересной и разнообразной. 11.30 (Пресс-центр) - Пресс-конференция с создателями фильмов: • «Чувства». Реж. Мохамед Рамадан, Said Gabr, Египет • «Темнота». Реж. Ахмед Зайни, ОАЭ • «Сила Поколения». Реж. Mohamed Jasim, Mohamed Ali Husain, Бахрейн • «Альцгеймер». Реж. Амир Хусейн Тораби, Иран • «Сельма и Яблоки». Реж. Хабибулла Бахмани, Иран

12.30 (Пресс-центр) - Пресс-конференция с народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий РФ, выдающимся российским актером и режиссером Арменом Борисовичем Джигарханяном. Армен Джигарханян родился в 1935 году в Ереване. В 1958 году окончил Ереванский художественно-театральный институт (мастерская А. Гулакяна). Работал в Русском драматическом театре в Ереване, Московском театре им. Ленинского комсомола, театре им. Маяковского, театре «Ленком». В кино актер дебютировал в 1960 году в роли Акопа в фильме «Обвал». За несколько десятилетий своей кинокарьеры Армен Джигарханян сыграл более 250 ролей в кино- и телефильмах. Армен Борисович занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый снимаемый российский актер. В 1991-96 гг. Джигарханян преподавал актёрское мастерство во ВГИКе. С 1996 года является художественным руководителем (с 2005 - также директором) Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

13.00 - 15.00 (КГУКиИ ) - Творческая встреча с Натальей Лукиных и Валентином Телегиным (демонстрация отрывков кинокартин и мастер-класс)

14.00 (Пресс-центр) - Пресс-конференция с создателями фильмов: • «Солнечное платье». Реж. Saeed Salmeen, Mohamed Salem, ОАЭ • «Енмеш». Реж. Айнур Аскаров, Россия • «Серьги». Реж. Наргиза Маматкулов, Киргизия • «Ожидание». Реж. Denizler İbrahim Kutay, Турция • «Голубь». Реж. Мухаммд Абдулгафур Сахин. Турция

15.00 (КГУКиИ) - Круглый стол «Развитие национальной кинематографии»

16.00 ( Пресс-центр) - Пресс-конференция с Лидией Федосеевой-Шукшиной 17.00 (Пресс-центр) Пресс-конференция с создателями фильма: «Ожидание». Реж. Абу Сайеед, Sultan MD Tipu, Бангладеш

Елена Сунгатова,6-8 сентября 2011
фото и видео автора

,