«Кочевники» в Центре «Эрмитаж-Казань». Подготовка к открытию выставки

18 июня 2012 года в Центре «Эрмитаж-Казань» открывается десятая юбилейная выставка.

В Казань приехали «Кочевники Евразии» из собрания Государственного Эрмитажа. Если точнее, то выставка называется так: «Кочевники Евразии на пути к империи».

Выставка построена на материале археологических раскопок, а также собраний коллекционеров конца XIX — начала XX вв.

С 18 июня 2012 по 31 марта 2013 года в «Эрмитаже-Казань» можно будет ознакомиться с культурой номадов (от гр. nomades — кочевники).

Более двух тысяч экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа расскажут о большом временном отрезке из жизни кочевников, охватывающем период начала I тысячелетия до н. э. до образования Великой Монгольской империи, созданной Чингис-ханом в XIII веке.

А пока в центре идут приготовления к открытию, проходит акт сдачи-приемки экспонатов, выстраивается экспозиция.

Сегодня на третий этаж была поднята и установлена семисоткилограммовая Половецкая баба (XII век). Скульптура сделана из песчаника. Не заметить её трудно.

Из справки пресс-службы Государственного Эрмитажа:

«Женская скульптура выполнена по канону: фронтальное построение фигуры с традиционным кубком в руках. Фигура представлена в богатом одеянии: длинный расшитый кафтан, шаровары, короткие сапожки с поножами, на спине пряжка в виде банта. На правом боку висит круглое зеркало. На голове — сложный убор с орнаментированными полями и высокой тульей, по бокам которого — „рога“ с косой насечкой (полукольца, нашитые на войлочные валики). В ушах — серьги, на шее — гривна. Наличие отверстий в изваянии — очень редко наблюдается на половецкой скульптуре. Возможно, они создавались с целью достижения звуковых эффектов при прохождении воздуха через каналы при сильных степных ветрах.
„Каменные бабы“ — так называют половецкие изваяния даже если они изображают мужчину — являются ценным источником для изучения внешнего вида и одежды кочевников южнорусских степей. Они воздвигались отдельно от могилы на возвышенностях или вершинах древних курганов и посвящались умершим предкам-героям. Статуи служили для жертвоприношения. Эта статуя была найдена И. В. Аничковым в 1896 году в Туркестане».

Если с Бабой определилась без затруднений, то остальные экспонаты идентифицировать пока сложно. Нет этикеток, и не все еще распакованы. Работа в самом разгаре, посему приставать с расспросами к сотрудникам не стала. Единственное, на что решилась — немного отвлечь хранителя Центра «Эрмитаж-Казань», Галину Георгиевну Захарову.

Г.З.:
— Эта выставка, привезённая в «Эрмитаж-Казань», самая большая по количеству экспонатов. До нее максимальное их число было 1205. На этой же — 2190, среди раритетов много мелких изделий: пряжек, бляшек, наконечников стрел.

Все экспонаты в хорошем состоянии.

Удивляет, как могли так хорошо сохраниться изделия пазырыкской культуры Алтая, выполненные из дерева, войлока и кожи. Оказывается, близкое к идеальному, состояние предметов объясняется тем, что в глубоких могилах образовывались ледяные линзы. Консервация льдом и способствовала их сбережению.

Экспозиция построена по хронологическому принципу.

Наиболее полная информация подготовлена пресс-службой Государственного эрмитажа:

Выставка открывается экспозицией, посвящённой культуре скифского времени, где соседствуют самые ранние памятники Европы и Центральной Азии. Обилие роскошных золотых изделий из «царских» могил дополняется реконструкцией погребальных костюмов из единственного непотревоженного памятника подобного ранга, исследованного в начале XXI века, — кургана Аржан-2. Оттуда же происходят и плиты с наскальными рисунками — чрезвычайно редко выставляемые в музеях примеры искусства кочевников. Секира из Келермеса, изготовленная в VII  в. до н. э., — один из шедевров собрания Эрмитажа — демонстрирует ранний этап контактов скифов и ближневосточных государств.

В следующем разделе памятники кочевников Приуралья соседствуют с экспонатами Сибирской коллекции Петра I. Здесь же показаны уникальные изделия пазырыкской культуры Алтая. Выполненные из дерева, войлока и кожи, они сохранились в ледяных линзах, образовавшихся в глубоких могилах. Не меньший интерес вызывают находки в хуннуских курганах Ноин-Улы рубежа нашей эры, привезённые из Монголии экспедицией П. К. Козлова в 1920-х годах. Европейские памятники представлены изделиями сарматов, сменивших скифов в причерноморских степях. Ярчайший комплекс этого времени — украшения из богатейшего захоронения женщины-жрицы в кургане Хохлач.

Эпоха Великого переселения народов (середина I тысячелетия н. э.) открывает новую страницу истории кочевых племен Евразии. Золотые изделия в полихромном зверином стиле, бронзовые котлы особой формы, оружие и украшения конной сбруи представляют культуру европейских гуннов. На востоке в это время на историческую арену выходят тюркские племена — предки многих современных народов. Они переходят от привычного кочевания к жизни в городах, воспринимая, с одной стороны, все достижения культуры оседлых земледельцев, с другой, — сохраняя специфические черты культуры номадов (от гр. nomades — кочевники). Каменные скульптуры воинов, оружие, поясная гарнитура, снаряжения коней и другие предметы материальной культуры, происходящие из разных мест Средней и Центральной Азии, свидетельствуют о распространении тюркского влияния на огромной территории.

Древности Хазарского каганата из раскопок городища Саркел на Нижнем Дону показывают разноплановость культуры и полиэтничность его населения. К этому же времени относится и Перещепинский клад — золотые и серебрянные украшения, посуда, богато декорированное оружие из погребения болгарского хана Куврата в Поднепровье.

На рубеже I и II тысячелетий в предгорьх Тянь-Шаня сложилось государство Караханидов. Распространение ислама в караханидском обществе обусловило развитие пышной орнаментики в прикладном искусстве, о чем свидетельствуют искусные изделия керамистов, медников и стеклодувов.

В средние века южнорусские степи были заселены кочевниками, не составлявшими единой этнополитической общности. Половцы, печенеги, торки, берендеи, чёрные клобуки даже внешне не всегда походили друг на друга. Одним из лучших образцов монументального искусства данного периода является представленная на экспозиции так называемая половецкая баба. В то же время часть номадов постепенно переходила к оседлому образу жизни.

Завершает выставку раздел, посвящённый Великому Монгольскому государству — империи, созданной Чингис-ханом и объединившей, хоть и на короткий срок, огромные территории Евразии. Материалы из раскопок первой столицы этого государства Каракорума, а также из других городских центров монголов, исследованных в пределах нынешней территории России, впервые представлены на выставке.

Экспозиция «Кочевники Евразии на пути к империи» призвана продемонстрировать, с одной стороны, богатство и разнообразие культуры номадов в её развитии на огромной территории, с другой — показать возможности и значение археологии. Извлекаемые археологами из земли материальные свидетельства человеческого существования дают возможность ощутить непреходящее значение творческой созидательной деятельности кочевнического мира, внесшего неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог («Славия», СПб., 2012). Куратор выставки — Константин Владимирович Чугунов, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.

 

Елена Сунгатова, июнь 2012,
фото автора