Костюмированная интерактивная акция в Национальном Музее РТ — «Ожившая экспозиция»

1 августа 2009г. в НМ РТ была проведена костюмированная интерактивная акция «Ожившая экспозиция».

То что в музее «сегодня» происходит что-то необычное, стало понятно уже у входа. У парадной лестницы приветливо улыбаясь, стоят две девушки в белоснежных передниках, приглашая посетелей присоединиться к увлекательному путешествию по экспозиционным залам музея.

Первая остановка в зале «Древней истории Татарстана», где представлены уникальные археологические экспонаты, рассказывающие о жизни древнего населения края. Вот мы находимся внутри жилища именьковской культуры. Для справки: Именьковская культура — археологическая культура раннего средневековья IV-VIIвв., географически расположенная на территории среднего Поволжья.

Жилище именьковской культуры представляет собой или углублённую в землю полуземлянку с четырехскатной крышей и обшитыми деревом стенами, или слабо углублённый (на 20-60 см) дом с двускатной крышей и каркасно-столбовой конструкцией стен. Жилище построено без единого гвоздя. Крышу покрывали камышом. Пол был земляной, плотноутрамбованный. Очень часто дом внутри был разделён перегородками, отделяющими друг от друга жилую и хозяйственную части. Дом считался царством женщины, она выполняла различные хозяйственные работы и оберегала домашний очаг. К слову, очаг находился в центре жилища, копоть от него оседала на стенах. Из-за задымлённости, по всей вероятности, этим очагом пользовались в основном в холодный период времени.

Внутри дома и рядом с ним размещались многочисленные ямы – погреба, зернохранилища, кладовые для утвари, мусорные ямы.

Следующая остановка в зале «Волжская Булгария». Волжская Булгария — государство, существовавшее в X—XIII вв. в среднем Поволжье и бассейне Камы.

Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Булгария была центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел выполненные из металла, кожи (шапки, сапоги—«булгари», очень ценились на рынках Востока). Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Булгар был известен своим рынком невольников, привозенных из русских земель и северного Поволжья.

Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала X века чеканилась собственная монета — дирхем.

Для удержания международного рынок в своих руках булгарам приходилось часто воевать. Войско булгар —дружина, основу которой составляла конница. Булгарский воин был экипирован кольчугой, шлемом, шитом, копьём, мечём, бронзовым шестопером круглой или грушевидной формы, покрытым шипами и боевым топорм, нкрустированным растительным орнаментом. Такой топор мог иметь только воин из привилегированного сословия.

Подготовка к стрельбе
Подготовка к стрельбе
Оружие воинов Волжской Булгарии

Тактика булгар - это в основном тактика кочевников, не привыкших защищать города. Тактика, расчитанная на внезапность и хитрость. Конная дружина, выезжала вперед и осыпала противника градом стрел, чем нарушала его боевой порядок.

Состязание по стрельбе из лука
Состязание по стрельбе из лука
Оружие воинов Волжской Булгарии

В НМ РТ из овечьей шкуры и деревянных палок воссоздали мишень, которая использовалась в булгарских поселениях для обучения детей стрельбе из лука. Здесь на интерактивной площадке любой желающий мог попробовать себя в качестве стрелка из лука, либо арбалета.

Следующая интерактивная площадка это «Золотошвейная мастерская». Мастерицы «золотошвейки» демонстриют технику и приёмы золотого шитья. Вышивка наносится на шелковые, бархатные ткани золотыми, реже серебряными, нитями, спряденными на шелковую или льняную основу.

Расцвет татарской золотой вышивки пришелся на XVIII – XIX века. Ею татары украшали одежду, головные уборы, предметы религиозного назначения, интерьер.

Совсем рядом расположена экспозиция «Татарская Золотая кладовая». Хозяйка этой экспозиции встречает гостей в парадном женском костюме татарки (нач.XIXв.). Осмотр выставки татарских украшений начинается с височно-нагрудного украшения из коллекции Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90 гг.). Далее можно увидеть налобные, височные, нагрудные, шейные, поясные украшения, кольца, серьги, накосные украшения, «Чулпы», серьги, браслеты, хасите, коранницы, бывшие в обиходе у татарских женщин в XVIII—XIX вв.

Украшения, исполнены в технике бугорчатой скани, плоской ажурной скани и зернения, богато инкрустированы самоцветами.

Из «Татарской Золотой кладовой» переходим в зал «Казанская губерния в XVIII веке». Здесь представлены письма, документы, предметы дворянского быта, карета XVIII века, мемориальный комплекс Г. Р. Державина, история Татарской Слободы. В этих залах мы знакомимся с эпохой преобразований, начатых Петром I, продолженных Елизаветой Петровной, Анной Иоановной и подытоженных Екатериной II. Центральный экспонат выставки карета Екатерины II.

В 1767 году Императрица всея Руси Екатерина II предприняла путешествие по Волге. Для этой цели в Твери была заготовлена флотилия из 4-х галер, одна из которых под названием “Тверь”, предназначена для императрицы и ее ближайшей свиты. 2 мая флотилия отчалила от пристани города Тверь, направившись вниз по Волге, а вечером 26 мая они прибыли в Казань (макет галеры «Тверь» экспонируется в НМ РТ).

Город встретил Екатерину II очень радушно. Государыня была польщена, и сказала по этому поводу: “Что за город, что за народ, что за прием!” Сойдя на берег она ступила на красное сукно и поразилась, бархатная дорога уходила в самую даль.

Карета дворянская
Карета дворянская

По своему виду, конструкции и отделке карета похожа на экипажи периода правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), изготовленные и привезенные из Франции. Двухместный возок укреплен на кожаных ремнях-рессорах. Украшен рисунками мифологического характера.

Поражают размеры экипажа: его длина достигает 6 метров, высота 2-х метров 80 сантиметров, диаметр задних колес – 1 метр 80 сантиметров. Два мягких кресла в возке обиты тёмно-лиловым бархатом, стены изнутри обтянуты бархатом цвета бордо. На полу войлок, прикрытый кожей. Крыша возка драпирована кожей чёрного цвета, крепко прибитой специальными коваными гвоздями.

Существует мнение, что в мае-июне 1767 г. при посещении Казани императрица Екатерина II путешествовала по городу в этой карете. «У пристани Её Величество, сев в приготовленную карету, изволила пойти сквозь Тайницкие ворота в город прямо к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви». «Карета Её Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов...» (газета "Санкт-Петербургские ведомости").

Историки полагали, что при отъезде из города Екатерина II подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. Однако, в описях архиерейского дома она не значилась. В то же время доподлинно известно, что летом 1889 года Казанский архиепископ Павел передал экипаж городской Думе, которая с благодарностью приняла его, а в 1896 году подарила Казанскому городскому музею.

Ист. http://tatar.museum.ru/nm/exp_15.htm

Екатерина села в подаренную ей горожанами карету и медленно проехала в ней через город к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви. "Санкт-Петербургские ведомости" сие событие описали так:  «Карета Её Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов».
Уезжая из Казани, Екатерина не взяла с собой эту карету, приготовленную ей городом, а подарила ее архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. В 1889 году Казанский архиепископ Павел передал ее городской Думе, а Дума, в свою очередь, уже в 1896 году подарила экипаж Казанскому городскому музею.

От кареты Екатерины II мы переходим к не менее интересному экспонату городской пролётке нач. XXв. Пролётка на резиновом ходу, одноконная. Восхищает красота формы и техническое исполнение.

Пролётка выполняла роль такси и вмещала одного пассажира, из-за чего была прозвана «Эгоист».

На этом знакомство с «Ожившей экспозицией» завершается.


Сунгатова Елена. 1.08.2009


Комментарии

Вообще, идея изумительная. Уважение за это сотрудникам музея!