В пасхальную неделю в Галерее «Эбиволь» открылась выставка «Благовест».
Фото №290835. Art16.ru Photo archive Фото №290809. Art16.ru Photo archive Фото №290829. Art16.ru Photo archive Пространство галереи, за время своего существования, стало излюбленным местом многих казанских (татарстанских) художников. Дом, в котором расположена галерея, находится в исторической части Казани. На этой улице располагалась усадьба Г. М. Мусина (д.26), две мечети, доходные дома татарских купцов братьев Апанаевых, Ш. С. Сагдеева, типографский комплекс и мн. др. В общем, налет истории присутствует.
Фото №272486. Art16.ru Photo archive Фото №272535. Art16.ru Photo archive Фото №272511. Art16.ru Photo archive Фото №272845. Art16.ru Photo archive Помещение, занимаемое галереей, многоуровневое. Стены несут свою энергетику. Продуман интерьер. Наполненность предметами искусства: картинами, вечерними платьями, национальными костюмами, придаёт обстановке неповторимый колорит и создаёт определенную ауру. О гостеприимстве хозяйки галереи Татьяны Вениаминовны Забегиной просто уже ходят легенды. Открытие выставок в «Эбиволи» всегда проходят в теплой и дружеской обстановке. У галереи уже есть своя публика, которая с нетерпением ждет новых проектов.
«Благовест» — это новый проект трех казанских художников, связанных добрыми приятельскими отношениями и любовью к «Эбиволь».
Фото №272815. Галина Орлова, Виталий Скобеев Фото №272589. Титова Елена Александровна Свои работы представили: Виталий Скобеев, Галина Орлова, Елена Титова.
Выставка рассказывает о семейных ценностях, традициях народной жизни, народном искусстве, вечных и непреложных истинах, о Вере, Надежде, Любви. Экспозиция картин дополнена инсталляциями деревянного быта. Воссоздан угол избы, в котором центральное место занимает детская люлька — символ возрождения культурных традиций народа. Фоном звучит Благовест.
Идея выставки родилась в декабре 2013 года.
Фото №272773. Art16.ru Photo archive Фото №272702. Art16.ru Photo archive Фото №272684. Art16.ru Photo archive — Виталий, все Ваши работы, экспонируемые на выставке, были написаны специально для проекта «Благовест»?
Виталий Скобеев:
— Некоторые работы рождались не для этой выставки. У меня была тайная сокровенная мечта написать женские образы, не конкретных женщин и не аллегории, а образы, дающие представление о неком проявлении женского начала, может быть космической энергии. Эти образы снисходили ко мне не так просто.
«Весна священная» — аллегория женщины. Она собирает силы весенние, животворящую силу. Может быть, она покровительница Земли, земного начала? В тоже время в образе соединено земное и небесное. У девушки в руках книга. Это книга жизни, на обложке просматривается восьмиконечная звезда.
Фото №272601. Любовь и Надежда. Виталий Скобеев Фото №272612. Весна священная. Автор: Виталий Скобеев На полотне «Любовь и Надежда» тоже изображены девушки, но и они не конкретные, а больше аллегория. Девушки наряжены в простые русские сарафаны, кокошники, платочки. За их спиной деревенька, ритмически переходящая в пейзаж, землю. Все связано — рассказывает Виталий.
Лицо девушки на переднем плане напоминает лик Богородицы, а кокошник — венец. Лик немного скорбный, в своей торжественной простоте и красоте. В. Скобеев создал в картине образ высокой женственности. Его деревенька одухотворена женским началом.
Фото №272648. Благовещение. Автор: Виталий Скобеев Фото №272636. Детство. Автор: Виталий Скобеев Фото №272566. Art16.ru Photo archive — Виталий, все женщины на Ваших картинах изумительно красивы.
В.С.:
— Для меня непонятно, как лицо можно сделать некрасивым? Мой путь — красота. Творец открывается нам через красивое. Он сам красив и любит все красивое. Красота — это наш завет. Философ Николай Бердяев говорил, что у русского человека всегда есть тоска по высокой женственности, имея в виду высокое женское начало — Богородицу. Поэтому лики на моих полотнах полны высокой женственности.
Для нас, художников, красота — животворящая сила. Если нас перекодировать — мы умрем. Да, есть светлое и темное. Всё одинаково нужно, я понимаю. Но мы сделали выбор, видеть красивое, рисовать красивое, даже если нас окружает что-то ужасное и страшное.
Рисуют (пишут) красивое не все художники. Кто-то хочет показать, что не все в нашем мире совершенно, указать на недостатки современной действительности. И они тоже имеют право на существование. Цель искусства велика. И через некрасивое можно призывать к Высокому. Мне, лично, Пушкин с его посылом «Чувства добрые я лирой пробуждал» тоже ближе.
Следующий экспонент выставки Елена Титова.
Фото №272577. Титова Елена Александровна
— Елена, глядя на Ваши работы проекта, безусловно, узнаешь почерк, но в них есть нечто новое?
Е.Т.:
— Для меня это технический эксперимент. Ранее была выставка «Чердачок», в которой я применила технику коллаж. Сейчас живопись соседствует с аппликацией. Для меня главным было не переборщить, соединяя самодеятельность (тесемочки, наклеивание) и профессионализм (живопись).
Тема русского народного творчества присутствовала, так или иначе, на всех выставках Елены Титовой. В экспозиции данной выставки есть работы, которые я уже, как зритель, видела в других проектах. Но есть и новые картины, написанные специально для «Благовеста». Сквозной линией через экспозицию проходит тема семьи и преемственности поколений.
Фото №272708. Хоровод весны. Автор: Елена Титова Фото №272720. Вместе. Автор: Елена Титова Фото №272767. Вера, Надежда, Любовь. Автор: Елена Титова Фото №272732. Барынька. Марфа Васильевна. Автор: Елена Титова Фото №272737. Девочка с гусём. Дарья. Автор: Елена Титова Фото №272743. Мальчик с цыплятами. Петр. Автор: Елена Титова — Елена, расскажите, как рождались образы?
Е.Т.:
— Написала девочку и мальчика. Заказала еще два холста. Начала натягивать. Родились еще два образа. Можно еще продолжить, детей в семье могло быть больше.
Но такой расклад, скорее исключение из правил. Для меня важно видеть сразу всю идею. Я должна представить конечный результат. Характер уж такой.
Фото №272754. Мальчик с петухом. Григорий. Автор: Елена Титова Фото №272761. Девочка - птенцом. Настенька. Автор: Елена Титова Фото №272726. Art16.ru Photo archive Так, например, было с работами Галины Орловой. Сначала были сделаны картиночки на подрамниках. Если бы мы оставили все как есть, то тема читалась бы в лоб. Мы начали думать, как усложнить подачу, привязывать к моим работам, появилась тесьма. С её помощью работы превратились в пасхальные ангельские думки, и вместе с этим была решена тема семьи, любви и детей.
Экспозиционно часть работ Галины Орловой тесно увязалась с темой Высокой женственности в полотнах Виталия Скобеева и Домостроя — в картинах Елены Титовой. Выставка получилась доброй и гармоничной.
Итак, третий экспонент выставки Галина Орлова.
Фото №272803. Art16.ru Photo archive — Галина, это Ваша первая выставка?
Г.О.:
— Работаю давно, но не выходила на выставки. В семье кто-то должен заниматься творчеством, а кто-то помогать. Времени катастрофически не хватает. Начинаешь разрываться между бытом и творчеством. Хочется отдастся творчеству. Творчество радостный период, но сложный.
Фото №272779. Art16.ru Photo archive Фото №272785. Видеть солнечных зайчиков ежедневно значит чувствовать сердцем радость энергий Божественных. У меня больше линейных рисунков, они даже, наверное, лучше, чем те, что представлены в экспозиции. С тканью работаю первый раз. Для меня это был ужас какой-то. Я не рукодельница. Здесь сложна фактура материала: проведешь линию, ее не исправишь. Не получилось на холсте, переделал. В акварели не получилось, взял новый лист бумаги. Тут надо было сделать все одномоментно. Раз и выдать. Так они рождались. Сначала делаешь эскиз на бумаге, потом садишься и выдаешь. Много тем осталось на бумаге. Много того, что хотелось бы переделать. Каждая работа несет определенный смысл. Это было во мне, когда я писала, рисовала. Для меня все работы близки. Внешне они детские, но в них есть хороший наивный смысл.
Мои думки неплохо дополняют ребят с их профессиональными кардинальными темами. Я что-то по-своему сказала.
— Галина, почему для воплощения Вы взяли тему Ангелов?
Фото №272797. Art16.ru Photo archive Г.О.:
— Чувствовать тонкую внутреннюю жизнь одновременно с физической реальной интересно. Ангелы подразделяются по уровням. Здесь мы берем самый нижний уровень ангелов. Самый высокий уровень у Ангелов — Архангелы, необычайной красоты Ангелы, нам невозможно передать их красоту словами, в линии. Есть средний уровень, световой энергетический. А есть те, которые с нами, которых мы представляем и очеловечиваем. Присутствие их однозначно всегда ощущает, тот человек, который знает, что он не один, что постоянно у него за спиной находятся два Ангела. Они помогают нам делать множество дел, я в этом уверена.
Фото №272839. Ангелы и птицы. Автор: Галина Орлова Фото №272833. Утро. Ноктюрн. Вечер. Автор: Галина Орлова — Как реагировал Виталий на Ваше творчество?
Г.О.:
— Чувствуя меня, мое состояние, Виталий знает, что это созвучно моему внутреннему миру. Поддерживал меня.
Фото №272821. Art16.ru Photo archive — Ваши ощущения по поводу, уже случившейся выставки?
Г.О.:
— Ощущение, что происходит не со мной. Вроде мои работы, а вроде бы и нет. Я смотрю со стороны. Насколько это серьезно? Не знаю. Я в этом искренна. Я сделала то, что в жизни никогда не делала. Это тоже интересно.
Творчество настолько заразно, что человек, который почувствовал, вдохнул его хоть раз в жизни, будет желать этого момента. Творческое вдохновение сравнимо с полетом, когда ты просто висишь в пространстве, в воздухе и наступает вечное блаженство. Иногда это состояние бывает пять минут, иногда полчаса, у кого как. Потом ты обязательно падаешь. Смотришь на работу, не доволен, хочется что-то убрать. Но ощущение, которое охватывает тебя в процессе творчества и есть блаженство. Вдохновение, которое ищут другие люди, не зная, откуда и как его получить, можно спутать с чем-то. Кто-то путает с любовью, кто-то с другими, физическими моментами. Ощущение эйфории творческой душевной, когда полное ощущение, что душа поет, раскрывается на какое-то мгновенье. Это счастье.
Фото №272809. Art16.ru Photo archive