С 15 февраля по 8 марта 2020 в экспозиции Музея Е.А.Боратынского представлена выставка Евгения Канева «С благодарностью - Казани».
Фото №974479. Евгений Канев Фото №974500. Евгений Канев с супругой Наталией в экспозиции выставки «С благодарностью — Казани» Фото №974510. Фрагмент экспозиции выставки «С благодарностью — Казани» Фото №974620. Остров-град Свияжск. 2020, Евгений Каневбумага, гуашь
Работы Евгения Канева очень сокровенны по своему содержанию. Рассматривая пейзажи, "гуляя" вместе с художником по улочкам нашего города, всматриваясь в кружево почти утерянной деревянной архитектуры Казани — грустишь вместе с ним, восхищаешься красотой окружающего мира. И мир художника становится понятным, потому как он "растворяется" в картинах, наполняя их своим видением, передавая свою гражданскую позицию.
Экспозиция поделена на три части. Стену, на которой представлены работы с видами Казани, художник считает главной. Для него - казанца, это больная тема.
Фото №974545. Фрагмент экспозиции выставки «С благодарностью — Казани» Мы не увидим восхищенных взоров, /Так увлеченных кружевом резьбы, /наличников и праздничных подзоров /Такой простой и сказочной избы.
Забудем, как орнаментом играли /Узоры водосточных труб, /Как рыцари, в углах они стояли, /В доспехах охраняя сруб. ( Е.Канев)
Фото №974525. Улица Низенькая. 2001. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974515. Ледоход. 2009, Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974520. Седые дали ноября. 2001. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974535. Первый снег. 2003. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974540. Вот такой лес. 2019. Евгений Каневбумага, гуашь
Почти всех домов, запечатленных Е.Каневым, сейчас уже нет. Они безвозвратно утеряны. Центральная картина — «Деревянная Казань», 2019 — как раз об этом. Она представляет собой коллаж из утраченных строений деревянного зодчества. Среди этого "кружевного богатства", лишь один дом сейчас еще "жив" - голубой. Картина из таких разных и в тоже время чем-то похожих домов — идентифицируется со старой Казанью, она собралась благодаря художнику: 1-я гора, 2-я гора, 3-я гора — такие милые для сторожил названия.
Фото №974550. Деревянная Казань. 2019. Евгений Каневбумага, гуашь
Уходит город мой, уходит... / Уходит прочь и навсегда. /Лишь тень его - как призрак - бродит / Ночами по чужим садам.
Хочу понять, что происходит? /Ответов сам не нахожу: /То ль старость так ко мне приходит, /То ль я из жизни ухожу.
Но я теряю милый город /Теряю родину свою... /Бывало - песни пели хором, /Теперь лишь соло - плач пою.
Душа болит и тихо стонет, / Но боль не умаляет стон... /В рассветной дымке призрак тонет / и тени тают словно сон.../ Виль Мустафин
Фото №974555. Фрагмент экспозиции выставки «С благодарностью — Казани» Вторая тематика выставки, связана с паломничеством художника в Иерусалим, по Святым местам. В Израиле Евгений Канев побывал в 2018 году, весь 2019 год посвятил этой теме. В экспозиции экспонируется 9 картин художника из цикла «По Святой земле». Но этими работами цикл не заканчивается, у мастера есть уже начатые работы и задумки.
Фото №974570. Фрагмент экспозиции. Работы из цикла «По Святой земле», Е.Канев Фото №974560. Е. Канев. Из цикла «По Святой земле»бумага, гуашь
Фото №974565. Е. Канев. Из цикла «По Святой земле»бумага, гуашь
Из истории изобразительного искусства мы знаем, что к сакральной теме обращались многие художники. К примеру, «Христос в Гефсиманском саду» В. Г. Перова (1878), Н. Н. Ге (первый вариант — 1869, второй вариант — 1871). «Гефсиманскую ночь» написал мастер лунного света А. И. Куинджи в 1901. «В Гефсиманском саду» пишет в 1885 г. В. Д. Поленов, есть еще много примеров. У каждого художника свой подход, но все они об этом: именно здесь Иисус совершил моление в последнюю ночь перед арестом «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Какое страшное испытание знать, что Отец Небесный может спасти от всех мучений, но, отказавшись от всемогущества, побороть себя, перешагнуть пустоту и после молитвы быть готовым непреклонно «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34).
Фото №974640. из цикла «По Святой земле», Е.Каневбумага, гуашь
Фото №974645. из цикла «По Святой земле», Е.Каневбумага, гуашь
Фото №974575. Фрагмент экспозиции. Работы из цикла «По Святой земле», Е.Канев Третья стена экспозиции — «солянка». Е.Канев, тщательнейшим образом, отобрал картины, написанные им в разное время. Выбрал лучшее из своего творческого наследия.
Фото №974625. Раифа. 2004. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974630. Евгений Канев. 2006бумага, гуашь
Фото №974580. Старый баркас. Соловки. 2005. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974590. Крепость Соловецкая. 2006. Евгений Каневбумага, гуашь
Фото №974585. Белое безмолвие. 1995. Евгений Каневбумага, гуашь
Здесь — Соловки, Кемь на берегу Белого моря (Карелия). Евгений вспоминает как на поезде добрался до города Кемь, оттуда пересел на корабль (от г. Кемь до Соловков 30 км. по воде). Представляете, сколько впечатлений от поездки для острого взгляда художника. Евгений написал Кемь, а потом увидел отснятый в фильме Павла Лунгина «Остров» кадр, оператор снял город с той же точки, что и Е.Канев, видимо, вид самый выигрышный.
Фото №974600. Кемь. 2006. Евгений Каневбумага, гуашь
Вот, снова, Казань на картине мастера — «Моя Казань», 2015
Фото №974635. Моя Казань. 2015. Евгений Каневбумага, гуашь
— Так замахнулся на Казань. Попробовал всю ее охватить. Конечно, это не мой творческий подход, больше женский — кружево плести. Рисовал по кусочкам. Если каждый день рисовать, то холст можно быстро полностью заполнить - рассказывает Евгений.
Картина «Благослови путника», 2001 г. "родилась" после поездки на поезде «Москва-Казань».
Фото №974595. Благослови путника. 2001. Евгений Каневбумага, гуашь
Е.Канев сфотографировал нечто туманное из окна поезда, по приезду, написал работу. Молельный столб придумал. Больно уж хорошо он вписался. В ходе работы над картиной, а пишет Евгений гуашью по-мокрому, сам по себе на заднем плане вырисовывался храм с крестом. И такие метаморфозв происходят с художником часто. Его супруга, Наталия Фёдорова, поделилась, что однажды придя с работы, услышала от мужа вопрос, как мол, она думает какой кистью он написал лес? "Ну знаешь, есть у тебя одна такая, две волосинки, — ответила Наталия и удивилась услышав ответ Евгения: "А вот и нет. Деревья сами выросли". Причем, художник наблюдал этот процесс. Выполнив расколеровку по мокрой бумаге, пошел пить чай, вернувшись в комнату, увидел, как буквально деревца прорастают на бумаге, тянутся своими макушками вверх. И не кабы где, а на нужном месте вырос целый лес на Соловках. Вот такие чудеса в решете.
Будоражит чувства картина «Река Ашит», 2001 г., с первого взгляда и не скажешь, что это место находится недалеко от Казани в Высокогорском районе Татарстана. Уж больно кряжисты деревья!
Фото №974615. Река Ашит. 2001бумага, гуашь
Лирична картина «По клюкву», 2001 г. На картине пейзаж окрестностей деревни Топорище ( Ярославской области), там у художника домик остался. В ней нежность, покой, вера в завтрашний день: солнышко всходит, тропинка куда-то бежит. Романтика.
Фото №974610. По клюкву. 2001. Евгений Каневбумага, гуашь
Через такие картины раскрывается нежная, ранимая, сопереживающая миру душа верящего в Бога и его божественную силу человека.
Фото №974485. Евгений Канев О художнике
Евгений Канев родился в семье военнослужащего в 1950г., в городе Инта (Коми АССР);
В1955(6) году семья переезжает в Казань;
Окончил театральное отделение КХУ;
по окончании КХУ один год работал художником-декоратором в Драматическом театре г.Баранула;
с 1974 г. Москва, Киностудия им. М.Горького (около 20 лет). Принял участие в создании более 20 фильмов («Эскадрон гусар летучих», «ТАСС уполномочен заявить», «Черная акула», «Семь стихий», и др) . В трех из них выступил в роли главного художника. Самый известный фильм гл. художника Канева - «Идеальное преступление», второй - «Слёзы и меч», 1991, Таджикфильм, а следы третьего обрываются где-то в Германии (1992-1993), картина переходила из государственного сектора в частный...
Вернувшись в Казань, ушел в свободное творчество.
Евгений Канев — член Московского Отделения Союза художников, участник многих выставок.
Его персональные выставки прошли в Госдуме Российской Федерации (2000), музее истории Казанского университета ( 2001, 2007), Национальном культурном центре «Казань» (2001), Музее изобразительных искусств РТ (2005), Выставочном зале музея А.Мазитова (2008), Выставочном зале Манеж Казанского Кремля (2010), Картинной галерее г.Зеленодольска (2012). Евгений Канев участник коллективных выставок художников театра и кино в Москве (2003), участник альбома «Поволжье. Урал. XXI век» в Казани (2003).
Работы Е.Канева находятся в собраниях ГМИИ РТ, НКЦ «Казань», Центр «Эрмитаж-Казань», музея «Остров-град Свияжск» и в частных коллекциях жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ярославля и др. городов России, Германии, США, Мексики, Италии, Франции.