Опубликовано на Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане (https://art16.ru)

Главная > «Линии вдохновения» Александра Дорофеева

«Линии вдохновения» Александра Дорофеева

  • Галерея
  • Музей-галерея «Дом АРТ»

С 16 июля по 16 августа 2022 года в Музее-галерее «Дом АРТ» посетители  имеют возможность ознакомиться с выставкой Александра Дорофеева «Линии вдохновения».

№19 / №3 "Наследник" /№28 /№20 "Точка зрения". Александр Дорофеев

холст, масло; 70*60; 1999, 2000

№8 «Сельский концерт». Алекандр Дорофеев

оргалит, масло, 1998

№42 «Поражение». Александр Дорофеев

холст, см. техника, 2002

Экспозиция выставки состоит из работ, размещенных на первом этаже, и лестнице, ведущей на второй.  Первая камерная выставка  случилась через год после смерти художника. Устроители  грамотно  подобрали картины и скульптуры малых форм, чтобы отобразить богатое наследие неординарного художника.

Портрет А.Дорофеева на фоне скульптуры малых форм и доски с натюрмортом

№64 Н-т на доске, 2004 и скульптурные миниатюры. Александр Дорофеев

С первых минут осмотра явственно чувствуешь, что перед тобой художник с инженерно-строительным образованием.  Главенствующей в творчестве идет линия, создающая форму и потом лишь в композицию приходят свет и тень, грамотно подчеркнутые цветом.

№56 «Квартет»/ №66 «Дуэт», Александр Дорофеев

№66 «Дуэт», Александр Дорофеев

№15 «Русь», Александр Дорофеев

оргалит, масло, 86*66

№26 «Натюрморт с черной вишней», Александр Дорофеев

холст, масло, 70*70, 2000

№21, Александр Дорофеев

холст, масло, 70*60, 2000

№14 «Скейтборд», Александр Дорофеев

оргалит, см. техника, 61*93, 1997

№48 «Виолончелист», Александр Дорофеев

оргалит, см. техника, 1998

№2 «Лето. Полдень», Александр Дорофеев

холст, см. техника, 60*70, 2005

Неординарность взгляда, отход от принятых шаблонов и некую революционность подхода замечаю уже в первой работе. Картина «№19»

№19, Александр Дорофеев

холст, масло, 70*60, 1999

Мужчина, с поникшей головой и увядающим цветком, написан художником  парящим в воздухе близко к границе картинной плоскости. Позади него не пустота, а "выдавливающая" темнота, достигнутая усиливающейся градацией от темного к светлому. Кто он, этот мужчина в обтягивающем трико телесного цвета, в пуленах на ногах и шляпе треуголке?  Поразмышляем. Носить "пулены" могли только богатые и знатные люди (в такой обувке не поработаешь). И шляпа - головной убор "венец", как самоидентификация.  В Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии и Португалии есть детская песенка: «Моя шляпа, у нее три угла, /у трех углов моя шляпа. /И если бы у нее не было трех углов, /это была бы не моя шляпа». Кто Вы, "рыцарь печального образа"? Где Ваша Дама? Какая драма или трагедия стоит за этим сюжетом? А может быть это просто недосказанность, недоуслышанность? Вопросов много. Художник обозначил название только цифрой №19.

Работа №20 «Точка зрения». Вглядитесь, как устойчиво "стоит" фигурка мужчины всё в том же одеянии, в обозначенной художником плоскости. Сдержанные тона при мощном звучании. 

№20 «Точка зрения». Александр Дорофеев

холст, масло, 70*60, 1999

В картинах Александра Дорофеева заложено много символических вещей. К примеру в этой,  №16 «Утро».

№16 «Утро», Александр Дорофеев

холст, см. техника, 60*70, 1998

В залитом утренним светом натюрморте,  впервые замечаю плод вишни и бутон мака. Знаете ли вы, что в маковой коробочке содержится около 30 тыс.семян?  Мак издавна считается символом любови, плодовитости и плодородия. Сопутствует  успеху в делах, защищает от злых сил.  У вишни много символов, один из них женское начало в природе.  Вишня, как дерево это символ того, что "человек рождается в этом мире нагим и нагим же его принимает земля".  Вот и добавляет в свои картины Александр Иванович, плоды этого дерева, как напоминание о незыблемых и вечных ценностях. Но это лишь мои догадки. У художника уже не спросить.  

№34 «Натюрморт с лежащим маком. Алекандр Дорофеев

холст, см. техника, 60*60, 1999

№12 «Натюрморт». Алекандр Дорофеев

оргалит, масло, 50*60, 1998

№38 «Две раковины, две рыбы, две вишни, Александр Дорофеев

холст, см. техника, 60*70, 1998 

Вот еще одна работа, закодированная №63, снова про символы.

№63. Александр Дорофеев

холст, масло, 80*100, 1992

Пара бабочек означает любовь, супружеское счастье. На картине — 10 пар. Наверное, это о возрождении семьи, если следовать интуиции и знакам. 

От всех работ исходит ощущение полноценной жизни с ее радостями и горестями, увлечениями. Порой это происходит посредствам цвета, а порой - действия , запечатленного на картине.

Александр Дорофеев

№6 "Трио". Александр Дорофеев

холст, масло, 60*50, 2000

№29 «Город». Александр Дорофеев

холст, масло, 70*70, 1998

№45 «Карнавал», Александр Дорофеев

холст, акрил, 90*70, 2007

№7. «Плод», Александр Дорофеев

холст, масло, 60*50, 2001

№9, Александр Дорофеев

 оргалит, масло, 1998

№52 «Охота», Александр Дорофеев

оргалит, масло, 1997

№10 «Скейтборд. Первый урок», Александр Дорофеев

оргалит, масло, 61*50, 1997

№48 «Виолончелист», Александр Дорофеев

оргалит, см. техника, 1998

 

Дорофеев Александр Иванович

Автопортрет. Александр Дорофеев

 

(28 апреля 1954 — 19 июля 2021)
Родился в городе Казань, Республика Татарстан.
1979 год - окончил обучение в Казанском инженерно-строительном институте.
1992 год - член Союза художников России.
2002 год - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
С 1987 года участник выставок.
Произведения Александра Дорофеева находятся в государственных и частных собраниях России, США, Германии, Голландии, Франции, Израиля, Италии, Голландии, Чехии, Финляндии, Эстонии.

№61 «Ангел», Александр Дорофеев

оргалит, масло, 57*46, 1999

Фрагмент экспозиции выставки А. Дорофеева «Линии вдохновения»

№1«За пределами» / №40 «Осень /№19 /№41 «Банан», Александр Дорофеев

холст, масло, 70*60, 2000 /холст, масло, 70*60, 2001 /холст, масло, 70*60, 1999 / холст, масло, 60*70, 2001

 


Источник:https://art16.ru/reportage/2022/08/24/linii-vdohnoveniya-aleksandra-dorofeeva