10 октября 2020 года в Галерее искусств сверхмодерна открылась выставка Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма».
Фото №983238. Владимир Муртазин «Скромное обаяние материализма» О мотиве, побудившем Владимира окунуться в творческий процесс по созданию этого выставочного проекта, сам автор пишет так:
— Мир материален и материя – основа основ. Даже чтобы выразить духовные ценности нам придется передать их через материальный мир. Точнее искусственно структурировать материю в соответствии с задачами. Надо понимать, что материя разнообразна и это может озадачить зрителя. Но лично меня разнообразие материального привело к скромному обаянию материей (материализму).
Фото №983001. На открытии выставки Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма» Фото №982996. Виктор Тимофеев, Тахир Ташев Фото №982991. Альфрид Шаймарданов Фото №983026. Альфрид Шаймарданеов, Виктор Тимофеев, Римма Равилова Фото №983036. Владимир Муртазин, Елена Сунгатова Фото №983046. Римма Равилова, Альфрид Шаймарданов Фото №983031. А.Шаймарданов, В.Муртазин, В.Тимофеев, Р.Равилова Фото №983071. На выставке Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма» «Скромное обаяние материализма» — первая выставка, в которой Владимир не только показал свое творчество, но и растолковал его. В описании художественных объектов в экспозиции выставки присутствует постоянная отсылка к периоду жизни автора середины-конца 80-х гг. XX века, времени его молодости и становления. Когда пытливый ум студента мехмата КГУ, постигая точные науки в альма-матер, увлекся изучением философских учений, живописью. Старинное неформальное слово «альма-матер» не случайно мне пришло на ум, потому как в университетах изначально изучали теологию и философию. В библиотеке КГУ в 1985 или 1986 году открыли спецхраны. Владимир засел за чтение некогда запретных книг и ознакомился с учениями Ницше, Фрейда, Шопенгауэра, Вл. Соловьева, Бердяева и др. В это же время случайно познакомился с теорией систем и узрел в ней рациональное зерно. Это было первое прикосновение к тайнам теории систем.
В вузе произошло переосмысление себя, своего предназначения. Увлечение живописью оказалось настолько сильным, что он бросил учебу. Творчество и математическая логика не ужились, а жаль " надо было синтезировать". И уже в 1993 году Владимир становится участником первой авангардной выставки «Авангард — вчера, сегодня, завтра...».
Страсть к научному пониманию мира, художественная жилка — это две составляющие, определяющие дальнейшую жизнь В.Муртазина. Где он только не работал, увлекся анимацией, дизайном, работал с детьми, изредка участвовал в выставках. С 1998 по 2013 пропал из поля зрения художественного сообщества. Вновь появился на горизонте как художник в 2014 году и с тех пор регулярно выступает экспонентом совместных и персональных выставок. Свою деятельность рассматривает как художественную практику, в которой главный аспект — художественный процесс.
«Скромное обаяние материализма» — это художественный проект, предполагающий создание системы.
Теория систем подразумевает взаимодействие разных вещей, отрицает понятия «да/нет», то есть теория систем, как мышление, преодолевает мышление, которое знает только «хорошо/плохо», «истинно/ложно» и прочие дуализмы.
— Самое сложное было соединить различные элементы. В что можно соединять в живописи? Там же одна краска. Как организовать систему из красочных элементов? А лучше не одну систему, а, скажем, две. А так как у меня подход к искусству материальный, то решил я сочетать фактуру различной бумаги и цвета. Чтоб цвет стал элементом, я начал закрашивать формы в открытые цвета, которые не имеют дополнений, ни имеют глубины. Так же открытый цвет помогал «организовать» взаимодействие элементов, а это было важным. Чтобы было не очень пестро, я ограничился несколькими цветами, — рассказывает Владимир, и продолжает — первое, с чем я столкнулся — это организация двух различных систем в одной работе. Мой мозг не мог это вынести. Я перешел к синтезу. Синтез принес результат. Взаимодействие элементов перешло к появлению объема, точнее псевдообъема или иллюзии объема, а потом и к построению псевдопространства. Все это строилось как сочетание форм и цвета. Потом стали появляться разные структуры. Структуры вырастали в миры, а потом мир стал текучим... Ценность моих художественно-экспериментальных практик в том, что происходит постижение себя и мира. Я вживаюсь в мир и мир отвечает мне. Я узнаю его строение и структуры.
В работах В. Муртазина прослеживается его тяготение к круглым формам, случайно ли? Нет. — Круглые формы — алхимия, которая порождает новые миры. Все трансформируется, переходит одно в другое. Возникает абсолютно новое понимание. В результате художественно-экспериментальных практик получаю на выходе ИСКУССТВО, а это СЛУЧАЙНОСТЬ, — считает автор.
Законы, по которым строятся миры очень просты: композиция элементов; контрасты по форме, цвету, фактуре (материалу); импровизация; игра; юмор; интуиция. Опираясь на эти законы, экспериментируя, Владимир увязал в единое целое три раздела выставки: материальный мир объектов; формальная материя абстракции; материальные импровизации.
В экспозиции выставки «Скромное обаяние материализма» Владимир Муртазин художественными средствами попытался создать теорию систем. Принято считать, что в искусстве теория систем — это лишь постановка вопроса, где ответы неизвестны.
Фото №982945. Грезы ТатАЭС. Владимир Муртазин Фото №982951. Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазинвариации: вариант 3 / вариации: вариант 1 /Дух змея покидает гору
Фото №983006. Некая сущность сообщает роботу-конвейеру, что он живой. Владимир Муртазин Фото №983011. Вино, помидоры. Владимир Муртазин Фото №983016. Искусство делать пузыри. Владимир Муртазин Фото №983021. Биологический материал. Владимир Муртазин Фото №983051. Вариации: вариант 1. Владимир Муртазин Фото №983056. Вариации: вариант 6. Владимир Муртазин Фото №983066. Падение луны. Владимир Муртазин Фото №983076. Дерево жизни. Владимир Муртазин Фото №983081. Вариации: вариант 5 Фото №983086. Вармиации: вариант 4 Фото №983091. Фрагмент экспозиции выставки Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма» Фото №982961. На экране стоп-кадр из мультфильма В.Муртазина о выборе контейнера под мусор Фото №982966. Кейс: стресс-медитация. Владимир Муртазин
Фото №982971. Биоготика. Владимир Муртазин
Фото №982976. Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазин Фото №982981. Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазин