Владимир Муртазин «Скромное обаяние материализма»
10 октября 2020 года в Галерее искусств сверхмодерна открылась выставка Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма».

Владимир Муртазин «Скромное обаяние материализма»
О мотиве, побудившем Владимира окунуться в творческий процесс по созданию этого выставочного проекта, сам автор пишет так:
— Мир материален и материя – основа основ. Даже чтобы выразить духовные ценности нам придется передать их через материальный мир. Точнее искусственно структурировать материю в соответствии с задачами. Надо понимать, что материя разнообразна и это может озадачить зрителя. Но лично меня разнообразие материального привело к скромному обаянию материей (материализму).

На открытии выставки Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма»

Виктор Тимофеев, Тахир Ташев

Альфрид Шаймарданов

Альфрид Шаймарданеов, Виктор Тимофеев, Римма Равилова

Владимир Муртазин, Елена Сунгатова

Римма Равилова, Альфрид Шаймарданов

А.Шаймарданов, В.Муртазин, В.Тимофеев, Р.Равилова

На выставке Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма»
«Скромное обаяние материализма» — первая выставка, в которой Владимир не только показал свое творчество, но и растолковал его. В описании художественных объектов в экспозиции выставки присутствует постоянная отсылка к периоду жизни автора середины-конца 80-х гг. XX века, времени его молодости и становления. Когда пытливый ум студента мехмата КГУ, постигая точные науки в альма-матер, увлекся изучением философских учений, живописью. Старинное неформальное слово «альма-матер» не случайно мне пришло на ум, потому как в университетах изначально изучали теологию и философию. В библиотеке КГУ в 1985 или 1986 году открыли спецхраны. Владимир засел за чтение некогда запретных книг и ознакомился с учениями Ницше, Фрейда, Шопенгауэра, Вл. Соловьева, Бердяева и др. В это же время случайно познакомился с теорией систем и узрел в ней рациональное зерно. Это было первое прикосновение к тайнам теории систем.
В вузе произошло переосмысление себя, своего предназначения. Увлечение живописью оказалось настолько сильным, что он бросил учебу. Творчество и математическая логика не ужились, а жаль " надо было синтезировать". И уже в 1993 году Владимир становится участником первой авангардной выставки «Авангард — вчера, сегодня, завтра...».
Страсть к научному пониманию мира, художественная жилка — это две составляющие, определяющие дальнейшую жизнь В.Муртазина. Где он только не работал, увлекся анимацией, дизайном, работал с детьми, изредка участвовал в выставках. С 1998 по 2013 пропал из поля зрения художественного сообщества. Вновь появился на горизонте как художник в 2014 году и с тех пор регулярно выступает экспонентом совместных и персональных выставок. Свою деятельность рассматривает как художественную практику, в которой главный аспект — художественный процесс.
«Скромное обаяние материализма» — это художественный проект, предполагающий создание системы.
Теория систем подразумевает взаимодействие разных вещей, отрицает понятия «да/нет», то есть теория систем, как мышление, преодолевает мышление, которое знает только «хорошо/плохо», «истинно/ложно» и прочие дуализмы.
— Самое сложное было соединить различные элементы. В что можно соединять в живописи? Там же одна краска. Как организовать систему из красочных элементов? А лучше не одну систему, а, скажем, две. А так как у меня подход к искусству материальный, то решил я сочетать фактуру различной бумаги и цвета. Чтоб цвет стал элементом, я начал закрашивать формы в открытые цвета, которые не имеют дополнений, ни имеют глубины. Так же открытый цвет помогал «организовать» взаимодействие элементов, а это было важным. Чтобы было не очень пестро, я ограничился несколькими цветами, — рассказывает Владимир, и продолжает — первое, с чем я столкнулся — это организация двух различных систем в одной работе. Мой мозг не мог это вынести. Я перешел к синтезу. Синтез принес результат. Взаимодействие элементов перешло к появлению объема, точнее псевдообъема или иллюзии объема, а потом и к построению псевдопространства. Все это строилось как сочетание форм и цвета. Потом стали появляться разные структуры. Структуры вырастали в миры, а потом мир стал текучим... Ценность моих художественно-экспериментальных практик в том, что происходит постижение себя и мира. Я вживаюсь в мир и мир отвечает мне. Я узнаю его строение и структуры.
В работах В. Муртазина прослеживается его тяготение к круглым формам, случайно ли? Нет. — Круглые формы — алхимия, которая порождает новые миры. Все трансформируется, переходит одно в другое. Возникает абсолютно новое понимание. В результате художественно-экспериментальных практик получаю на выходе ИСКУССТВО, а это СЛУЧАЙНОСТЬ, — считает автор.
Законы, по которым строятся миры очень просты: композиция элементов; контрасты по форме, цвету, фактуре (материалу); импровизация; игра; юмор; интуиция. Опираясь на эти законы, экспериментируя, Владимир увязал в единое целое три раздела выставки: материальный мир объектов; формальная материя абстракции; материальные импровизации.
В экспозиции выставки «Скромное обаяние материализма» Владимир Муртазин художественными средствами попытался создать теорию систем. Принято считать, что в искусстве теория систем — это лишь постановка вопроса, где ответы неизвестны.

Грезы ТатАЭС. Владимир Муртазин

Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазин
вариации: вариант 3 / вариации: вариант 1 /Дух змея покидает гору

Некая сущность сообщает роботу-конвейеру, что он живой. Владимир Муртазин

Вино, помидоры. Владимир Муртазин

Искусство делать пузыри. Владимир Муртазин

Биологический материал. Владимир Муртазин

Вариации: вариант 1. Владимир Муртазин

Вариации: вариант 6. Владимир Муртазин

Падение луны. Владимир Муртазин

Дерево жизни. Владимир Муртазин

Вариации: вариант 5

Вармиации: вариант 4

Фрагмент экспозиции выставки Владимира Муртазина «Скромное обаяние материализма»

На экране стоп-кадр из мультфильма В.Муртазина о выборе контейнера под мусор

Кейс: стресс-медитация. Владимир Муртазин
Данный продукт предназначен для бизнесменов, желающих медитировать.
красный цвет - опасность, привлекает внимане; Белый цвет - чистота, холод, отстраненность; желтый - деньги, цвет измены; черный: помощник в мелитации, а не выражение ужаса и страха.

Биоготика. Владимир Муртазин
рассаз о Y хромосоме. При этом сама хромосома, крест, который несет в себе мужчина

Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазин

Фрагмент экспозиции «Скромное обаяние материализма». Владимир Муртазин

Книга жизни
...Самое непонятное и непостижимоебыла для меня идея Ницше о вечном возвращении. Книга Жизни как раз попытка отобразить эту идею его мятежной души. Все мы, приходя в этот мир, читаем одну и ту же книгу, содержание в ней для всех одинаковое, но вот понимание слов - абсолютно различные.