2 апреля 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи».
Экспонентами выставки выступили: Государственный Эрмитаж, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Государственный исторический музей, Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Феодосийский музей древностей, Ялтинский историко-литературный музей, Государственная инспекция историко-культурного наследия Воронежской области, Национальный исторический музей Республики Беларусь. Благодаря участию Республики Беларусь выставочный проект получил статус международного. Проект мог стать еще глобальнее, если бы удалось получить для экспонирования предметы из частного собрания монгольского коллекционера, знаковые вещи того периода, хранящиеся в Казахстане, Симферопольский клад - жемчужину экспозиции зала археологии Государственного исторического музея (Москва). В силу объективных причин этому не суждено было случиться. Может быть к 27 выставке удастся? По крайней мере, устроители на это надеются. Отметим, что сейчас в Казани проходит 20 выставка, организованная Государственным Эрмитажем (СПб).
Пресс-конференция по поводу открытия выставки «Золотая Орда.... »
Грищук Юлия Юрьевна (Ялта), Малыгин Андрей Витальевич (Симферополь), Булычев Алексей Александрович (Астрахань), Валеева Зиля Рахимьянован (Казань), Пиотровский Михаил Борисович (СПб), Сулейманов Рустам Раисович (Москва), Сапотько Павел Михайлович (Минск), Чистякова Марина Викторовна (Москва).
Пресс-конференция по поводу открытия выставки «Золотая Орда.... »
Михаил Пиотровский на открытии выставки в Центре «Эрмитаж-Казань»
Сапотько П.М., Шаймиев М.Ш., Пиотровский М.Б., Крамаровский М.Г.
М.Ш. Шаймиев, М.Б. Пиотровский
Миляуша Таминдарова и Государственный камерный хор Республики Татарстан
Миляуша Таминдарова и Государственный камерный хор Республики Татарстан
Крамаровский М.Г., Валеева З.Р., Шаймиев М.Ш.. Открытие выставки
Что же привезли в Казань? В экспозиции представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы, памятники нумизматики Золотой Орды, образцы буддийской живописи, фрагменты архитектурного декора в камне. Государственный Эрмитаж представил на обозрение около 600 экспонатов, среди которых — артефакты из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму.
Ширма с изображением лошадей / Буддийский образ Чингисхана /Ширма с изображением лошадей
Картон, дерево (рама). Япония, XVII в. Государственный Эрмитаж. Кат №4 / холст, минеральные краски, шелк
Китай, Утайшань, XIX в. Государственный Эрмитаж. Кат.№ 111 /
Слитки платежного серебра (СОМ)
Золотая Орда, Крым, Солхат. XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 207
Буддийский образ Чингисхана
холст, минеральные краски, шелк
Китай, Утайшань, XIX в. Государственный Эрмитаж. Кат.№ 111
Крамаровский Марк Григорьевич
ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа
Макет седла с серебряными обкладками
Серебро, медь, железо; чеканка. Великое Монгольское государство, Южная Сибирь. XIII в. Государственный Эрмитаж, кат № 6
«Портрет» высокопоставленной дамы
Лесс, солома, клеевая краска; роспись. Синьцзян, Турфанский оазис, Кочо, втор пол. XIII -XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. №49
Рельеф с изображением Эачи и Амира-Хасана II
светло-коричневый туф. Армения, Вайоц-дзор. 1321 г. Государственный Эрмитаж, кат.№ 42
Чаби, жена Хубилай-хана, алтарная портретная скульптура в виде Бодхисаттвы
Фарфор, бело-голубая глазурь; формовка, лепка, резьба. Китай, Цзиндэчжэнь. Империя Юань (1279-1368). 1280-е гг.. Государственный Эрмитаж, кат. № 117
Картина-свиток «Божественный ветер». Монгольская империя и Япония (XIII-XIV вв.)
шелк, водяные краски. Япония. XIX в, Государственный Эрмитаж, кат. № 43
Блюдо /Блюдо /Фрагмент шелка с журавлями и цветами / фрагмент одеяния из шелкового Дамаска /сосуд
Фарфор; подглазурная роспись кобальтом. Китай, Цзиндэчжэнь, 1350-1355 гг.. Государственный Эрмитаж, кат. № 119 /
Фарфоровидная масса, селадоновая зеленая глазурь; резьба. Китай, Лунцюань, конец XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 121 /
Узорчатый шелк (дамаск). Китай, Империя Юань (1279-1368). Государственный Эрмитаж, кат. № 128 /
Узорчатый шелк (дамаск) с камчатным узором синего и голубого цветов. Китай. Конец XIII - нач. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. №127 /
Фарфор, металл; подглазурная роспись кобальтом. Китай, Цзиндэчжэнь,1345-1355 гг.. Государственный Эрмитаж, кат. № 120
Фрагменты кувшинчика (1)/чаша /чаша / чаша /чаши ложчатые (5-6) /блюдо (7)
серебро; чеканка, позолота. Золотая Орда или Малая Азия. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 329 /
серебро; гравировка, позолота. Золотая Орда. Вторая половина XIII -нач. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 378 /
серебро; выколотка, полировка, чеканка, гравировка. Золотая Орда. Конец XIII - нач. XIV вв. Государственный Эрмитаж, кат. № 379 /
серебро; выколотка, полировка, чеканка, гравировка, позолота. Золотая Орда. Конец XIII - нач. XIV вв. Государственный Эрмитаж, кат. № 377 /
серебро; чеканка, позолота. Золотая Орда. Вторая половина XIII - нач. XIV вв. Государственный Эрмитаж, кат. № 328 /
серебро; выколотка, чеканка, гравировка, позолота. Северная Италия или Дубровник (?). Конец XIV -первая половина XV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 241
Кубки (1-2) /бокал / бокал /стаканы с налепами /бутыль /фрагмент пресованного стекла / ваза с гербрм султана Бейбарса / бутыль с
/ сосуды / кувшин /
из коллекции Государственного Эрмитажа
Сосуд (1) / Кувшины (2-3, 7) / Кружка (8)
Глина красная, ангоб, глазурь; подглазурная роспись черной краской. Крым. Каффа (?) Конец XIV-XV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 247 /
Глина красная, ангоб, глазурь; сграффито, техника снятого фона. Византия. XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж кат.№ 243-245 /
Глина, темно-синяя глазурь. Латинская Романия (?) Конец XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 246.
Фрагмент экспозиции выставки «Золотая Орда ....»
Двери
дерево, железо; резьба. Крым, Каффа. 1371 г. Мастер Шнофоршах. Государственный Эрмитаж, кат. № 280
Надгробие с арабской дидактической надписью
песчанник; резьба. Золотая Орда, Крым. XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 284
Экскурсия по залам выставки «Золотая Орда....». Ведет Марк Григорьевич Крамаровский
Капитель из медресе Солхата
известняк; резьба. Золотая Орда, Крым. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 271
Лампа с подвеской
Лампа:стекло, эмаль; роспись. Сирия или Египет. Первая половина XIV в. Государственный Эрмитаж, инв. № ЕГ-493
Подвеска: Бронза. Сирия, ЧШШ- начало XIII в.. Государственный Эрмитаж, кат. № 290
Экскурсия по выставке «Золотая Орда... »
Ковш
Морская раковина, серебро; чеканка, позолота, чернь. Киликия, Золотая Орда. Середина XIII-XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 330
Браслет пластинчатый
золото; чеканка, литье в жесткую форму, гравировка. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 131
Чаши ложчатые (по краям) / Блюдо
серебро; чеканка, позолота. Золотая Орда. Вторая половина XIII- XIV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 328 /
Серебро; выколотка, чеканка, позолота. Северная Италия или Дубровник (?). Конец XIV - первая половина XV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 241
Архитектурные детали (фрагмент)
Известняк; резьба. Золотая Орда, Крым. XIVв. Государственный Эрмитаж, кат. № 265-267, 270
Стела с изображением воина ( фрагмент)
Известняк; резьба. Малая Азия, Румский султанат. Конец XII - нач. XIII в. Частная коллекция. кат. № 380
Лампа с подвеской фрагмент
стекло, эмаль; роспись. Сирия или Египет. первая половина XIV в. Государственный Эрмитаж, инв. № ЕГ-483
Филактерий (фрагмент)
Серебро; филигрань, пайка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. XIV-XVвв. Государственный Эрмитаж, кат. № 235
Чаша
серебро; выколотка, полировка, чеканка, гравировка, позолота. Золотая Орда. Конец XIII - нач. XIV вв. Государственный Эрмитаж, кат. № 377
Более 100 предметов привез Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им.Ш.Марджани. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательский дом Марджани, М., 2019), с приветственным словом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и статьей директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор вступительной статьи – Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Ленчик седла
Дерево, лак, сухожильный шнур; резьба по лаку. Монголия, Китай, Империя Юань. XIV в.(?)
Фонд Марджани, Москва, кат №7
Кафтан /Кошель
Шелк, золотые нити на органической основе; лампас, лансе, тафта и газ. Империя Юань. XIV в. Фонд Марджани, Москва, кат № 46 / шелк, вышивка. Великое Монгольское государство (Центральная Азия) или Золотая Орда. XIII в. Государственный Эрмитаж, кат. №44
Кувшин ( на переднем плане)
Серебро; ковка. Западный Иран (Хамадан?). XII - нач. XIII в. Фонд Марджани, Москва, кат.№ 98
Шлем
Кожа, краски; резьба. Монголия, XIV в. Фонд Марджани, кат.№33
Сулейманов Рустам Раисович
Национальный исторический музей Республики Беларусь (Минск) экспонирует на выставке Поясной набор литовского князя Витовта ( Серебро; чеканка, гравировка, чернь. Великое княжество Литовское. Конец XIV- первая треть XV в. Национальный исторический музей Республики Беларусь, Минск, кат. № 300).
Поясной набор
Серебро; чеканка, гравировка, чернь. Великое княжество Литовское. Конец XIV- первая треть XV в. Национальный исторический музей Республики Беларусь, Минск, кат. № 300.
Центральный музей Тавриды (Симферополь) привез в Казань небольшой экспонат, поясной набор, происходящий из великолепной горной крепости, находящейся в самом сердце Крыма (Серебро; литье, гравировка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. 1330=1350-е гг. Центральный музей Тавриды, Симферополь, кат. № 299).
Поясной набор / Поясной набор
Серебро; литье в жесткую форму, чеканка, гравировка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. XIV начало XV в. Государственный Эрмитаж, кат. № 298 /
Серебро; литье, гравировка, позолота. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. 1330=1350-е гг. Центральный музей Тавриды, Симферополь, кат. № 299
Самый тяжелый экспонат (более 400 кг.) прибыл к нам на выставку из Ялтинского историко-литературно музея. Обрамление колодца (Известняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018).
Обрамление колодца
Известняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018
Обрамление колодца
Известняк; резьба. Венеция. XIII в. Ялтинский историко-литературный музей, кат № 2018
Обрамление колодца (фрагмент)
На каждой из четырех сторон обрамления колодца под арочным сводом между колоннами расположены геральдические сцены. Известняк; резьба. Венеция, XIIIв.. Ялтинский историко-литературный музей кат. № 208
Обрамление колодца (фрагмент)
На каждой из четырех сторон обрамления колодца под арочным сводом между колоннами расположены геральдические сцены. Известняк; резьба. Венеция, XIIIв.. Ялтинский историко-литературный музей кат. № 208
Обрамление колодца (фрагмент)
На каждой из четырех сторон обрамления колодца под арочным сводом между колоннами расположены геральдические сцены. Известняк; резьба. Венеция, XIIIв.. Ялтинский историко-литературный музей кат. № 208
Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник представил в экспозиции Тондо с персидской надписью (Кашин; полихромная мозаика. Золотая Орда. XIV в.. Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, кат. № 142).
Тондо с персидской надписью
Кашин; полихромная мозаика. Золотая Орда. XIV в.. Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, кат. № 142
Симферопольский клад мы, к сожаленью, не сможем увидеть. Государственный исторический музей (Москва) не смог оголить экспозицию.Симферопольский клад - один из значимых памятников, хранимых в отделе археологии музея. Памятник поступил в исторический музей в 1967 году. С тех пор он является одной из доминант в экспозиционных залах, представляющих зал археологии. Менее значимые чем "симферопольский клад" экспонаты времен Золотой орды все же можно встретить на казанской выставке. А за "симферопольским кладом" - в Москву!
Для справки:
Монгольская империя (монг. Yeke Mongγol ulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии. К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки. Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.
«Великое монгольское государство» простиралось от Желтого моря до Средиземноморья и Красного моря, объединив пять независимых культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. Между этими субъектами были налажены экономические и культурные отношения, процветала безопасная торговля.
На пресс-конференции по поводу открытия выставки Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, резонно заметил: «Единство мира характерная черта этой поры, которую в российских традициях принято обсуждать с опущенными глазами. Пора пробудиться и понять, чем собственно говоря, в истории мы обладаем».