8 июня 2018 года в Галерее татарского шамаиля, в мечети Кул Шариф, знаменуя окончание исламского поста, открыта выставка «Искусство шамаиля: традиции и новации».
Фото №943221. Открытие выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» Фото №943226. Открытие выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» Фото №943256. Открытие выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» Шамаиль - (арабск. šamail — «качество», персидск. samas — «образ, изображение») — своеобразный феномен мусульманской культуры, важная часть религиозно-эстетического сознания, вид изобразительного искусства. В основе татарского шамаиля лежит искусство арабской каллиграфии сакрального содержания (коранического текста). Шамаиль, в качестве оберега, помещают в жилых домах над дверными проемами или в мечетях.
В экспозицию вошли работы, выполненные в разных стилях и техниках, на разных материалах, разнообразные по форме и содержанию: тушью или печатным способом, масляными красками на стекле или холсте, вышитые на полотне. Выставка знакомит с образцами “классических” шамаилей на стекле в традиционной технике живописи, подсвеченной фольгой. О влиянии технического прогресса на изготовление шамаилей в начале ХХ века, когда появились шамаили, отпечатанные типографским способом, рассказывает часть экспозиции, куда вошли репродукции из коллекции Фонда Марджани (Москва). Искусство шамаиля 1970 - 90 х гг. представлено работами Габделхака Бикмуратова (1927-2015). На открытии выставки о творчестве отца, народного мастера, рассказал его сын Мансур хазрат. Коллекция шамаилей Габдельхака хазрата считается самой большой из собраний шамаилей, принадлежащих руке одного мастера. На выставке экспонированы работы современных мастеров: Джамиля Ахметгалиева, Зуфара Низамова, Рустама Мухаметзянова, Алсу Насыбулловой, Рустема Шамсутова, Чулпан Шарифуллиной, Ришата Саляхутдинова. Среди художников, присутствующих на открытии выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» чьи работы экспонированы на выставке были: Наджип Наккаш, Владимир Попов, Гульназ Исмагилова и Роза Хузина. В этот день у посетителей была уникальная возможность стать участником экскурсии по выставке, проводимой мастерами.
Фото №943326. Мансур хазрат Фото №943276. Рустем Шамсутов Экспозиция начинается с работы Гульназ Исмагиловой "Хич". В центре картины каллиграфическая надпись на арабском языке "Хич" - "Нет меня, есть только он (Создатель)". По полю - орнамент, выполненный в технике тезхип. Тезхип - от арабского слова «зэхэб», что означает золото или золочение. Создание орнамента очень кропотливая работа, требующая терпения и аккуратности. Золотой орнамент выполнен 22 или 24 пробой золота (золотой пылью), нанесен на бумагу тончайшей кистью. Есть несколько разновидностей орнамента: "руми", напоминающий клюв и крылья птицы; геометрические фигуры; "мюнхани" - кривые линии, накладываемые одна на другую; "хатаи" - цветочный орнамент; "саз йолу", стилизованный под листья и ветки; "тыг" - в форме крючков и завитков (вспомогательное украшательство). С искусством "Тезхип" Гульназ ознакомилась в Турции во время учебы. Она получила в государственном университете Эрджийес (г. Кайсери,Турция) теологическое образование на арабском и турецком языках, помимо этого завершила обучение в Университете общественности (Турция), брала уроки каллиграфии и тезхиба у признанных турецких мастеров. Ученица заслуженного художника России, лауреата Тукаевской премии Владимира Попова.
Фото №943271. Рустем Шамсутов, Гульназ Исмагилова Также в экспозиции экспонирована работа из серии "Золотой код скифов-сарматов". Найденные в курганах золотые фигурки оленей воины прикрепляли на головные убор. Рельефной фигурой оленя украшали щиты. Олень - самый характерный мотив в искусстве скифов. Рассматривая изображение золотого скифского оленя из Пазырыкского кургана V-IV в до н.э., Гульназ увидела, что на рогах читается аят из Корана.
Фото №943211. Олень, 2017, Г. Исмагилова/Черепаха, 2018, Р.Хузинабум., акрил, 46.5х61.5/Аль- Халик "Создатель", бумага, акрил, 50х60
Фото №943306. Гульназ Исмагилова - Мы смотрим порой и не видим детали, - расказывает Гульназ - невозможно не заметить, что рога оленя больше, чем он сам. На них хочешь ты или нет, вырисовывается арабская надпись " Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей" (Коран, сура Аль-Бакара, 286 аят). Я ничего не меняла в изображении, просто увидела, слова аята. Сколько веков прошло...
Гульназ была в шоке. Ее не покидало ощущение, что она разгадала загадку скифов, зашифрованную в рогах оленя много веков назад. Так родилась серия работ, одна из которых, представлена в этой экспозиции. "Золотой код скифов-сарматов" Гульназ Исмагиловой излюбленная серия народного поэта Татарстана, лауреата государственной премии им. Габдуллы Тукая Марселя Галиева. В его творческом багаже есть давно написанное стихотворение, содержание которого очень подходит к работе Гульназ.
Роза Хузина, вторая ученица Владимира Александровича Попова, представила на выставку три работы: "Пчела", "Рыба" и "Черепаха". Ими Роза начала новую серию, которую будет продолжать. Лаконичные узнаваемые образы написаны на арабском языке. Это слова из одноименных сур Корана: сура №16 аль-Нахль "Пчелы"; сура № 21 аль- Анбия "Пророки"; сура аль-Халик "Создатель".
Владимир Попов показал на выставке триптих "Земляне". Выбор темы для художника-графика, каллиграфа очевиден.
Фото №943291. Владимир Попов Фото №943200. Триптих "Земляне", Попов Владимирлев. часть триптиха: тугра-памяти Садри Максуди
Центр. часть: Человечество
правая часть: тугра-памяти Рубгузи
2017-2018
- Мною проведено более 24 выставок в странах исламского мира. Все они прошли под одной афишей "Каллиграфия в борьбе за мир" - рассказывает Владимир Александрович, - со времени начала проекта, было это в 2010 году, прошло немало лет, а тема фактически осталась прежней. В мире до сих пор не спокойно. То там, то здесь идут локальные войны. Своим проектом я призываю к миру, как человек, прошедший войну, я не хочу повторений, не хочу жертв.
Создавая триптих "Земляне" В. Попов исходил из того, что люди интеллекта всегда устремляли свои помыслы к мирному существованию всех людей на земле. Поэтому на помощь к центральной части "Человечество", чисто символической вещи, он написал тугры-памяти выдающихся личностей нашей истории: Садри Максуди (1878-1957), российского и турецкого юриста, государственного и общественно-политического деятеля и Рабгузи, (псевдоним; настоящее имя Наср ад-дин, сын Бурхан ад-дина) тюркский писатель и поэт из Хорезма конца XIII — начала XIV вв.).
- Очень уважаемые особы я перед ними преклоняю голову, подпись поставил скромно - завершил свой рассказ Попов.
Наджиб Наккаш много лет своим творчеством прославляет деятелей татарской культуры. В экспозиции представлен шамаиль Ризаитдина Фахретдина (1859-1936), выдающего мыслителя татарского народа, богослова писателя-просветителя, учёного-востоковеда, религиозного деятеля, муфтия ЦДУМ. Наджиб Наккаш высказал восхищение перед этим человеком, объясняющее появление данного шамаиля.
Фото №943311. Наджип Наккаш
Фото №943246. Открытие выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» Фото №943206. Пчела/ Рыба, Хузина Роза, 2017сура №16 аль-Нахль "Пчелы"/ сура № 21 аль- Анбия "Пророки"
бумага, гуашь, 65х50
Фото №943216. Н.Наккаш, В. Попов, Р.Фаизова Фото №943231. Открытие выставки «Искусство шамаиля: традиции и новации» Фото №943236. Лестница мечети Кул Шариф Фото №943241. Art16.ru Photo archive Фото №943251. Мечеть Кул Шариф Фото №943261. Рустем Шамсутов Фото №943266. Гульназ Исмагилова, Владимир Попов Фото №943281. Владимир Попов Фото №943286. Art16.ru Photo archive Фото №943316. Расиха Фаизова, Владимир Попов Фото №943331. В Галерее татарского шамаиля Фото №943321. Расиха Фаизова, Владимир Попов