Вечером 24 мая 2015 года в рамках XXVIII Международного фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля были представлены три спектакля Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь: Ж.Бизе-Р.Щедрин «КАРМЕН-СЮИТА», «Болеро» на музыку М.Равеля и «Шесть танцев» на музыку В. А. Моцарта.
Фото №822918. Art16.ru Photo archive Фото №822924. Art16.ru Photo archive Фото №822930. Art16.ru Photo archive Фото №822942. Art16.ru Photo archive Фото №822948. Art16.ru Photo archive Фото №822960. Art16.ru Photo archive Хореография и либретто для постановки «Кармен-Сюиты» сочинены директором и художественным руководителем национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Валентином Елизарьевым по мотивам поэтического цикла Александра Блока «Кармен».
Фото №822966. Art16.ru Photo archive Фото №822978. Art16.ru Photo archive Фото №822972. Art16.ru Photo archive Фото №823080. Art16.ru Photo archive Дирижер-постановщик — народный артист СССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Ярослав Вощак;
Художник-постановщик — народный художник Украины, лауреат Государственной премии Украины Евгений Лысик;
Кармен — народная артистка республики Беларусь Ольга Гайко;
Хозе — заслуженный артист республики Беларусь Антон Кравченко;
Тореро — лауреат международного конкурса, обладатель медали Франциска Скорины Игорь Оношко.
Фото №823002. Art16.ru Photo archive Фото №822984. Art16.ru Photo archive Фото №822990. Art16.ru Photo archive Фото №822996. Art16.ru Photo archive Спектакль шёл под фонограмму.
Фото №823008. Art16.ru Photo archive Фото №823014. Art16.ru Photo archive Фото №823020. Art16.ru Photo archive Фото №823026. Art16.ru Photo archive Фото №823032. Art16.ru Photo archive Фото №823038. Art16.ru Photo archive «Кармен-Сюита»- сублимированный экстракт новеллы П.Мэриме и музыки Ж.Бизе, своего рода балетный дайджест великого оперного произведения, посвященный автором великой балерине Майе Плисецкой. Вторым источником для либретто является одноимённый цикл стихов Александра Блока. Музыкальный материал оперы был значительно сокращён, аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых.
Действие на сцене происходит единовременно, на корриде. Хореография и либретто созданы кубинским балетмейстером Альберто Алонсо.
Фото №823068. Art16.ru Photo archive Фото №823044. Art16.ru Photo archive Фото №823062. Art16.ru Photo archive Премьера спектакля состоялась на сцене московского Большого театра 20 апреля 1967 года. Страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие. В СССР он шёл со значительными купюрами. В премьерном спектакле участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок).
Фото №823050. Art16.ru Photo archive Фото №823056. Art16.ru Photo archive С просьбой о создании музыки к балету «Кармен-Сюита» М.Плисецкая первоначально обратилась к Д.Шостаковичу, но тот отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Следующим, к кому обратилась балерина с такой же просьбой, стал А.Хачатурян, тоже не замедливший дать отрицательный ответ балерине. Смелым, решительным и успешным автором балета по мотивам оперы Бизе стал муж Майи Плисецкой, Родион Щедрин. Его блестящее творение исполняется в мире ежедневно.
По словам критика Е.Николаева, в премьерном спектакле все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как она, словно застывший сфинкс, смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.
Фото №823074. Art16.ru Photo archive Фото №823092. Art16.ru Photo archive Фото №823098. Art16.ru Photo archive Фото №823086. Art16.ru Photo archive Настоящий спектакль был создан Валентином Елизарьевым в 1974 году на основе собственного оригинального либретто. Премьера состоялась в Минске, в Большом театре Белорусской ССР.
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она — гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин. Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь — суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой. Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней… Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро — утонченно галантный, блистательный и бесстрашный — внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем», — так говорит о своём детище хореограф-постановщик Валентин Елизарьев.
Фото №823104. Art16.ru Photo archive Фото №823110. Art16.ru Photo archive Фото №823116. Art16.ru Photo archive Его трактовка образа Кармен существенно расходится с авторской П.Мериме и тем образом, что создал Ж.Бизе в своей бессмертной опере.