4 марта 2015 года в Музее Пушечного двора была открыта выставка «Клинки и колокольчики».



В экспозиции выставки представлены две коллекции. Одна коллекция посвящена холодному оружию, другая — колокольчикам XIX—XX вв. из частной коллекции И. М. Гилемова.




На первом этаже музея выстроена экспозиция, повествующая о холодном оружии: клинковое оружие российских и европейских мастеров: сабли, шашки, тесаки, ножи, кинжалы, а также штыки к российским, французским, итальянским, германским, японским и английским винтовкам. Стены украшают фотографии коллекционного оружия тульских мастеров (XVIII–XIX) из собрания Эрмитажа.

Коллекция колокольчиков представлена в двух витринах, размещенных на втором этаже. В экспозиции можно увидеть поддужные бронзовые колокольчики (подвешенные под дугой над головой коренника почтовой или курьерской упряжи — тройки), отлитые в конце XIX — начале XX века, чаще всего, пурехскими мастерами (Нижегородская губерния). На «юбке» русского колокольчика мы можем видеть имена, изречения, пословицы и поговорки. Также тексты на колокольчиках рассказывают о мастере, месте и дате его изготовления, причине выпуска.







Сказать о выставке, что «дух захватывает» — не могу. Все очень академично и на «любителя». А вот если послушать знающего экскурсовода, то становится интересно.

В день открытия выставки экскурсию провел Илья Репин, художник, знаток темы.

Штык появился в момент, когда свет увидела первая фузея (старинное кремневое гладкоствольное ружье). Скорострельность фузеи была маленькая и для ближнего боя потребовалось оснастить её чем-то колющим, чтобы травмировать врага. Первые штыки «байонеты» вставлялись непосредственно в ствол оружия, следовательно в момент когда в нем находился штык, стрелять не было никакой возможности. Бой происходил так: полки сходились в зоне выстрела, делали по 1–2 залпа, затем следовала команда " примкнуть штыки». Воины вставляли штык в ствол и шли в атаку.




Со временем, пару штык-ружье усовершенствовали. Для того чтобы можно было одновременно стрелять и колоть. Вначале XVIII в. байонет повсеместно заменяется штыком, который прикреплялся к стволу, но не мешал вести стрельбу.
Европейские штыки выпускались с рукояткой. У русских штыков рукоятки не было. Еще одно важное отличие русского и европейского штыка — это форма клинка. Если европейские штыки были плоскими, то русские — гранеными и тонкими. Рана, нанесенная плоским штыком, носила резаный характер, кровь выходила, рана не нагнаивалась. Укол от русского штыка долго заживал на теле, а исход был часто летальным. Умирали от заражения крови.
Отдельный стенд посвящен советскому оружию. В витрине мы видим штык-нож автомата Калашникова (АК). Первые АК оснащены штык-ножами японского образца.

Затем, штык-нож АК усовершенствовали — добавили функцию кусачек для снятия проволочных заграждений. Форма лезвия штыка стала плоской и стала пригодной для открывания тушенки. Также на штыке-ноже появилась негодная в мирное время пилка. При использовании усовершенствованного штыка в качестве метательного оружия, лезвие часто ломается у основания. Впрочем, остается возможность засунуть рукоятку с остатком лезвия обратно в ножны и сделать вид, что так и было.

Для штурмовиков, десантников разработан облегченный вариант штык-ножа. В другой витрине интерес представляет экземпляр под № 3, обоюдоострый кинжал под штурмовых отрядов СА.