23 апреля 2014 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Владимир Зотов. Фотографии».
Фото №272565. Владимир Николаевич Зотов на открытии выставки имени себя На выставке представлено более 140 фотографий, созданных фотохудожником на протяжении нескольких десятилетий творческой жизни. Увидеть работы можно будет до 25 мая 2014 года.
Владимир Николаевич Зотов (1939), член Союза журналистов Республики Татарстан, член Союза фотографов РТ.
Незадолго, перед открытием выставки удалось побеседовать с маэстро. О многом. Жизни, фотографии, журналистике...
Фото №246064. Art16.ru Photo archive Детство
Мое детство прошло в глухом селе в Аксубаево, между Чистополем и Нурлатом. Где полгода ходить в сапогах - это норма. Черноземье. Грязь. Тем не менее, советские фильмы воспитывали отношение к Родине, вселяли надежду: все будет хорошо!
Фото №272606. Владимир Зотов. В ДЕРЕВНЕ ШАДКИ. Татарстан. 1967 Фото №272474. В.Зотов. ОСЕНЬ. Зеленодольск. 1983 Фото №272480. В.Зотов. ОСТРОВ СВИЯЖСК. ХЛЕБ. 1981 Фото №272618. Владимир Зотов. СЕМЬЯ, с. Аксубаево. 1968 Отец прошел войну. Остался в Германии, там женился на москвичке. Мать была арестована по сфабрикованному делу и десять лет провела в лагерях на Дальнем Востоке. Письма от нее приходили с пометкой «КВЖД». Родителями для нас были старики, со стороны отца. Бабушку и дедушку мы называли мама и папа; так звали их дети, ну и мы. В характере детей считать себя пупом земли. Мы таковыми и были, всегда окружены заботой. Времена были тяжелые. Старики голодали, а мы были сыты: ели лебеду, собирали весеннюю крапиву, но это нас не удручало.
Фотография запала с детства. Отец, служа в Германии, приезжал в отпуск, привозил отпечатанные с предыдущего отпуска наши семейные фотографии. Это было страшно интересно.
Сестра отца купила мне фотоаппарат «Любитель», начал снимать, печатать. Занавешивал стол, в тарелки наливал проявитель, закрепитель, проявлял, печатал. Любопытно было наблюдать, как проявляется. Брал негативы у местного фотографа и тоже печатал. Почему-то решил сразу стать фотографом, не кинооператором, а именно, фотографом. Я уже в детстве понял, что кинооператор все-таки не хозяин себе. Это подчиненный человек, подчиненный режиссеру, а фотограф сам себе хозяин. Это меня прельщало.
Вернулась мать, перевезла нас в нефтяной район, поселок Карабаш. Там я окончил десятый класс. Шестнадцать пацанов и восемь девчонок - удивительная атмосфера, первая любовь. У меня был аккордеон, я что-то уже играл, был всегда в центре внимания.
Учась в школе, я сделал макет земного шара с голубем, который поехал на демонстрацию в районный центр, там мне дали путевку на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москву (1957 год). Я доехал до Казани, путевку у меня отобрали, потому что мать была репрессированная. Я не очень расстроился.
Самоопределение
Жизнь кипела. В школе в середине сентября был организован духовой оркестр. Юрий Абрамович, талантливый музыкант, педагог, спрятавшийся от напастей в карабашской школе, за полтора месяца научил нас играть на духовых инструментах. К 7 ноября шестнадцать мальчишек из средней школы играли «Марши». Аттестаты об окончании школы нам вручали под «Тушь» нашего же оркестра.
Играя в оркестре, я выбился в солисты и мечтал стать трубачом. Юрий Абрамович направил меня в Казань в музыкальное училище. Приехал в Казань в каникулы, нашел руководителя военного оркестра. Он меня простучал и проверил, как я пишу ноты. А писал я ноты пером «Рондо», быстро и красиво. Подумалось, что из-за красивого написания меня и берут в оркестр. Вернулся домой к старикам. А они: «Что ты будешь всю жизнь трубить, лучше получи специальность этим можно параллельно заниматься».
Уважил их. Получил две специальности: водителя и токаря. Мне повезло с наставником. Он научил меня сразу всему. В ремонтной мастерской я делал всё тоже, что и он. Проработав четыре месяцев, получил пятый разряд. Профессия токаря оказалась для меня универсальной программой обучения жизни. Делая любую вещь, я весь процесс изготовления разлагаю на составные последовательные операции. Например, клея конверты, я их сначала нарезаю, раскладываю, намазываю и все сразу собираю - всё как по технологической карте. Токарное дело дало знание инструментов и техники. Любой двигатель я могу в уме разложить.
Немного поработав, я поехал поступать в Свердловский политехнический институт. С успехом провалил экзамены. А почему провалил? Возле общежития были оборудованы спортивные площадки, там играли в волейбол и баскетбол. Какие экзамены! Я бутылку молока с хлебом в сетку и на площадку. С утра до ночи играл в волейбол. Там впервые увидел тренировку мастеров. Для меня это было ударом, как можно, с первого приема мяча подать сразу на удар. Удивляло страшно.
Потом судьба занесла через Великие стройки коммунизма, на Братскую ГЭС, затем, на Воткинскую ГЭС. Стал работать токарем. Начитался литературы, газет про героев труда. Задумался, как можно перевыполнить план, также как на автозаводе им. Лихачева один из токарей, который давал 1400%. Давай стараться. Меня рабочие чуть не избили за то, что расценки полетели.
Меня приметили, выдернули в комсомол. Я стал секретарем комсомольской организации, состоящей из 1400 комсомольцев. Дурак дураком, не зная, что собой представляет организация, зная только что членские взносы, комсомольские свадьбы, да субботники, сидел в «четырехугольнике» вместе с представителем партии, профсоюза и подписывал грамоты. Только благодаря второму секретарю, который комиссовался из вооруженных сил, тянул это дело, умнел.
Как увлечение переросло в профессию
Работая комсоргом, увлекся фотожурналистикой. У меня был в то время фотоаппарат «Зенит» и публикации в местной газете. Как-то на стройку приехала выездная редакция областной газеты, с фотокорреспондентом ТАСС. Я указал фотографу точки съемки. Он удивился: «Почему сам не снимаешь». Я ответил: «Вам же нужнее». Он был покорён. Познакомил меня с редактором. Тот заметил в разговоре, что возможно сотрудничество.
В 1960 году возникли конфликты с руководством, я взял и уволился. Уехал в Пермь, пришел к редактору и говорю: «Вы же меня приглашали». У того глаза на лоб: «Кто приглашал?». Но все же, оформил меня на должность собкора. Так я стал работать в областной газете. Четыре года в Перми для меня были благодатным временем.
Много работал. Делал съемки по культуре. Снимал театры. Особенно любил фотографировать в Оперном. Мне нравилась не столько опера, сколько балет. Начал разбираться, понимать язык танца. Балет удивлял, интересовал, манил. Была сильная ленинградская школа. Я видел шикарный балет, не понимая, что он таков: балет и балет.
Фото №272455. В.Зотов. РАДУГА. Казань. 1995 Когда я решил, что надо как-то устраиваться в жизни, получать образование, поехал в Казань. Поступил на музыкальный факультет Педагогического института и по инерции кинулся в Оперный театр. То, что увидел - убило, особенно кордебалет: разнорослые девчонки, при разной пухлости. Я сразу решил все бросить и вернуться в Пермь.
Но разум взыграл. Вскоре, когда была поставлена «Водяная» Бакирова, понял, что-то изменилось в театре. Хотя то, что видел в Перми, в Казани я тогда не увидел.
Фото №272578. Владимир Зотов. РУДОЛЬФ НУРИЕВ. Казан, май 1990 Прошел год учебы. Стало ясно, что на музыкальном факультете учиться не хочу. Целый год занимался фотографией, в ущерб институтским занятиям. Выгнать из ВУЗа меня не успели и я перевелся на второй курс университета (КГУ). Все четыре года пришлось нагонять программу. Одна сессия была, когда у меня накопилось 4 или 6 не сданных «литератур». Вроде бросать надо. Подумал, пусть выгонят. И сдал «литературный» долг за один семестр.
В 1970 году получил диплом об окончании факультета журналистики Казанского государственного университета. Журналистское образование для меня, как птичка в анкете. Учился с двойки на тройку. По качеству образования, я не видел никакого смысла. Но надо сказать, когда появилась «птичка», отношение ко мне поменялось кардинально. Это сказалось на многом. Меня трижды приглашал ректор Казанского института культуры вести курс, и я трижды отказывался, потому что, "мне это было не надо". Меня грызло творчество. Но я подумал: «А вот не было бы у меня "корочки"? Меня бы пригласили, я бы пошел, а образования - нет. И это бы терзало. А тут элементарно легко отказываюсь».
С 1966 года работал фотокорреспондентом республиканских газет: «Комсомолец Татарии», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости».
Газеты никогда не платили фотографам, ездили на их тщеславии
Редакция еле-еле восполняла зарплатой, то что я тратил на фотографии. А жил я совершенно на другое, на тупые шабашки. Снимал пионерские лагеря. Если ехал на завод, то знал, что для газеты я хоть возле мусорной ямы сниму, пойдет. Заправь правильно, сними передовика производства с орденом Ленина. И все. Мне главное, снять группу, чтобы они пришли и у меня выкупили фотоснимки. У меня будет 20 руб в кармане, а без этих денег я не выживу.
Вот и получается, что всю жизнь жил на шабашках. Но когда начинал работать в газете, вставал раньше всех, чтобы посмотреть в газете свое фото. Но если штаны не на что купить, задумаешься над тем, как жить. Несколько раз порывался сменить профессию. Мой старший наставник говорил: «Даже не делай попытки, это уже проказа. Это уже пристало к тебе, по-другому ты не сможешь».
Да, действительно, много было попыток даже серьезных, уходил в какие-то дела. Одна из хороших попыток была ещё в Перми. Через 4 года работы собкором газеты, я ушел на авиационный завод в отдел эстетики.
Но всегда возвращался…
Основа оборота социалистических денег зарплата в оплату труда дебильная. Я до сих пор не могу понять, почему на Западе газета стоит 5 евро, и покупается при этом? Откуда у людей такие деньги? Почему фоторепортер полгода ищет что снять? Снимает, и получает до тысячи евро за снимок. Как редакция может платить такие деньги? Откуда? Да потому что номер газеты стоит 2, 5 - 5 евро. Ежедневная спортивная полоса в газете заполнена шедеврами. Один из таких снимков я смогу сделать раз в полгода, такой красавец получится. Потому что существует конкуренция, чтобы попасть на эту полосу. Потому что там платят за работу. Потому фоторепортер и рвется, ищет снимки. У нас никогда не было сенсации, погони за фотографией. Газеты печатают хренотень, да еще и не платят. Мы поддерживаем журнал «Казань», самый лучший журнал в Республике. Бюджет нулевой. Почему так? Почему печатаемся в нем без гонорара, поддерживая этот журнал. Отношение такое к журналу, что вот-вот закроют. А в нем такое богатства материала по культуре.
Фотогруппа «Тасма»
В Казани в ДК им. В. И. Ленина в 70-х гг. XX века работал фотоклуб «Волга». Его председатель узнав, что я занимаюсь фотографией, приехал ко мне и уговорил ходить в этот клуб. В клубе я примкнул к молодежи, не принимавшей старую фотографию, которая главенствовала - усеньки-пусеньки, цветочки-крючочки. Вот веточка стоит, ой как красиво. Такая фотография имеет место быть, но там мысли с мизинец! Все это не было настоящей фотографией, которая отражала бы жизнь.
Фото №272431. В.Зотов. КАМАЗОНКИ. Набережные Челны. 1971 В 1975 году собрались единомышленники и решили примкнуть к химзаводу «Тасма». Думали, что завод возьмет нас под свое покровительство, поможет чем-то. Даже название такое, чтобы угодить, взяли. Оказалось что «Тасме» до лампочки фотографы со своими фотографиями. Но мы название оставили. С этого момента начинается настоящая история возрождения казанской школы фотографии. Хотя, до нас она тоже была, до революции.
Казанская школа фотографии, как строчка вошла в оборот во многом благодаря группе «Тасма». Понимание фотографии пришло в те годы через группу. Посеять это хочется. Но мы подорваны тем, что сейчас очень легкая возможность быть фотографом. С техникой, какая имеется, сделать плохую фотографию технически, надо постараться. Щелкнуть - одно, а снять - это совсем другое.
Увидеть складный кадр - это мастерство. Нормальный человек видит все круглыми глазами, а мы же все через квадрат, все режем.
Я вам рассказываю, а вижу фотографию перед собой. Сижу, компоную, режу на кадры.
Нам дико повезло в том, что мы организовались. Организовались люди, имеющие тягу к пониманию фотографии, желающие снимать. Начался поиск информации, людей, которые знают что-то. В СССР информации извне не было. Познакомились с фотографами из Прибалтики, где благодаря особому статусу прибалтийских стран, они имели возможность общения. Там был первый литовский союз фотографов. Они развернули свою работу так, что в месяц участвовали в не менее 60 мировых фотовыставках. Все были признанными мастерами с международными званиями. Мы с ними сдружились. Тому способствовала Ляля Кузнецова.
Мы собирались там, где могли, то у Бори Давыдова в архитектурном отделе, где он работал, то в лаборатории Издательства.
Первым председателем «Тасмы» стал Владимир Богданов.
В состав творческой группы входили: Владимир Богданов, Александр Грек (Тамбулидис), Рифкат Якупов, Ляля Кузнецова, Борис Давыдов, Эдвард Хакимов, Альберт Багаутдинов, Юрий Филимонов, Зуфар Баширов, Валерий Михайлов, Фарит Губаев, Владимир Разумейченко, Вадим Никифоров, Шамиль Баширов, Рустем Мухаметзянов, Василий Мартинков, Виталий Хашев, Татьяна Лескова, Валера Павлов.
Доступ в группу был открыт. Приходи, разделяй, властвуй, но делай, понимай. Мы видели, кому дано, а кому нет.
Фотографию я начал понимать лет через двадцать после профессионального занятия ею. Не было образования, были только кусочки мозаики.
Чем фотография отличается от фотокарточки?
Фотография это лист, который на тебя произвел впечатление, заставил тебя подумать о чем то, составить ассоциации на основе жизненного опыта. Может у тебя в голове сложится целая поэма, глядя на фотографию. Лицо может превратиться в фотографию, если там есть какой-то обобщенный образ.
В фотокарточке мысли с ноготок.
Фотографии вложены в изящную форму, которая имеет свои законы. Линия должна быть положена в квадрат, так, чтобы она была гармонична. Сочетание линий, сочетание пятен, всяких фигур должно быть в гармонии. Познать гармонию, дано не каждому, также как ощутить красоту. Законы существуют. Мы не подозреваем о них, а живем с ними, например, закон золотого сечения. Куда не брось везде золотое сечение. Оно глаз радует.
На выставку живописи ходит масса людей, но кто из них видит? Маленький процент. «Как хорошо!» - восхищается один, а сам не знает ни самого художника, ни времени в котором тот жил, ни его биографию. Зритель должен иметь представление о времени. Проникнуть в него через литературу, книги, кино.
Так, что ж с нас взять, если не читаем! Как пришли на выставку дураки-дураками, так и уходим. Все ровно хорошо. У человека что-то осталось. То что не готовы к восприятию. Наша беда.
На становление меня как фотографа непосредственное влияние оказали работы Картье Брессона, Вилли Рониса и Яна Бэри.
Фотографии Картье Брессона научили меня основному правилу: не надо ничего сочинять, изображать, подталкивать. Надо увидеть, оценить и успеть снять. Вложить в форму, убрать все лишнее, что тебе мешает и делать все это надо за доли секунды.
Сейчас я фотографирую так, что потом не кадрирую: как снял, так и снял. Пришло время, когда я не могу щёлкнуть, не вложив все правильно, иначе кадра нет. Снимая, я шучу: раз и подвинул камеру на 20 см., успев сообразить, что все остальное лишнее. Это делается автоматом.
Бог меня уберег от работы с vip-персонами. Подобная работа выхолащивает фотографа. Если у тебя не было художественности в фотографии, то нечего выхолащивать, а если было, то она убивается.
Картье Бресcон учил: посмотри на себя сверху, на все где живешь, чем живет твоя страна, что в ней творится и снимай.
Меня приглашали вести фотохронику ТАСС, я отказался. Во времена СССР практиковалась лживая фотография. Мы жили под этим прессом, прессом лживой фотографии во всех газетах: главное, чтобы все улыбались, и все было красиво.
Фото №272493. В.Зотов. МАСТЕРСКИЕ ПОТРЕБКООПЕРАЦИЙ. ШЛИФОВАЛЬЩИЦА. Казань. 1981 В фотографии мы выработали брессоновский взгляд, усвоили правду жизни. Видели ли мы недостатки? Разумеется, но снимать их было нельзя. Мы делали фотографии в мягком ключе. У меня в архиве есть фото «Дорожники»: асфальтоукладочная машина в анфас, перед ней женщины, поработав в тяжелых ботинках, поправляют волосы, прихорашиваются. А три мужика сидят на той машине - это другой слой, другой класс - механики, белая кость. А бабы вот они…. Все это мягко, никакого конфликта нет. Это правда жизни. Содержание кадра заложено в форму.
Фото №272654. Владимир Зотов. ДОРОЖНИКИ. Казань Отношение к черно-белой фотографии
Черно-белая фотография какое-то эмоциональное воздействие несет, глубокое воздействие на зрителя. Я за это ценю черно-белую фотографию.
- Всякая ли фотография может быть черно-белой?
В.З.:
- Нет конечно. Я сразу вижу, какие цветовые пятна потеряются в черно-белом исполнении.
Отношение в обществе к фотографам
Никто серьезно не относился никогда к фотографам. Человек с фотоаппаратом, что дворник с метлой. Отношение к себе можно только заработать: следить за своим имиджем, вести себя достойно, знать себе цену. Я это сумел. Со мной считаются.
Фото №272425. В.Зотов. КОНКУРС ПАРИКМАХЕРОВ. Казань. 1986 Среди фотографов есть контингент, который компрометирует нас, видом и пр. Одна овца может все стадо испортить: нахрапом, нетактичностью, поступками, на дури замешанными. Фотограф должен быть хотя бы элементарно образован. Знать цену себе.
Расскажу один случай. На четвертый год работы в Перми мы вешаем очередную выставку под названием «Семилетка в действии», тогда страна жила семилетками. Вешаем в зале СЖ клуба им. Гайдара. В разгар работы через бархатный занавес, который отделяет буфет от зала, протискивается плотная фигура председателя Союза журналистов, заведующего партийным отделом газеты «Звезда» Евгения Ивановича. Мы к нему:
- Евгений Иванович, Евгений Иванович, а как Вы считаете. Евгений Иванович, а если мы сделаем вот так…, Евгений Иванович, Евгений Иванович, а если…
В это же время в ту же щель проскальзывает щупленькая фигура художника той газеты. Он посмотрел на нас. И театрально разыграл сцену: взявшись за штанины в области коленок и расширив их как клоун, передразнил нас: «Евгений Иванович, Евгений Иванович!..». Не дождавшись аплодисментов, повернулся и проник обратно в щель.
На кого как, а на меня это оказало такое воздействие. Я получил такой удар. С этой минуты я начал учиться общению с людьми, которые стоят выше тебя по какому-то рангу.
Я научился. Я научился держать себя с ними на равных, минус 2-3 миллиметра. Но что получил я взамен. Эти 3 миллиметра оказались лакмусовой бумажкой, на которой человек просвечивался насквозь. Это особенно было заметно в депутатском корпусе, который я снимал два сезона. Умные люди общались на равных, глупые - совершенно не принимали.
Германия. Я включаю российское телевидение: встреча Президента с прессой. Команда из Татарстана - четверо. Слово берет самый красивый, дородный и языкастый мужик: «Владимир Владимирович, Владимир Владимирович, помните, Вы у нас в Татарстане были. Мы как Вас встречали! Мы Вас любим, Владимир Владимирович…». Только кресло не давало подползти к Путину и лизнуть «сапоги». Я подумал: жаль, что этому человеку не встретился тот художник из региональной газеты.
Научиться общению очень важно. За счет этого умения, я многое выиграл в общении с людьми.
- Легко ли Вы перешли на цифру?
В.З.:
- Я очень тяжело переходил от черно-белой фотографии к цветной, снятой на пленку. Рынок заставил. На цифру уже легче. Ощутил всю простоту исполнения, не надо проявлять, не надо тратиться на пленку. Восемь лет проработал внештатным фотографом Госсовета, потратил несчетное количество пленки. Печатал все это. Какие это деньги.
Фото №272462. В.Зотов. НА КОНЦЕРТЕ. 2001 У меня сейчас по «персонам» архив фотографии занимает два шкафа. Все уходило, как в прорву. Фотография это деньги.
В поисках фотокамеры
Всю жизнь без профессионального фотоаппарата. Пермские съемки - сплошная нерезкость, потому что снимал не отъюстированным фотоаппаратом «Зенит», веря в советскую аппаратуру. Просто бренд «Зенита» был хорошо раскручен в СССР. Хотя я считаю лучшим фотоаппаратом «Смену». Юра Фролов до сих пор снимает «Сменой», в ней цейсовская система объективов. «Смена» была не престижная. Потом появилась польская «Практика». Очень легкая камера, которую мы утяжелили, чтобы она сама себя не сбивала.
У меня была коллекция старых стерео-снимков. Я понял, что стерео-снимки - это великолепная память о времени, о людях. Потряс меня один красивый перспективный кадр: на мосту женщина в белом платье на табуретке. Платье в пыль. Снимок начала XX века. И я купил советский стереоскопический фотоаппарат «Спутник» (трёхобъективный зеркальный). Мне нравилось делать стерео-снимки. Стариков своих поснимал, родственников, фотографию Юрия Гагарина сделал.
Только осилил и купил зеркальную камеру «Mamiya» (Япония), кадр 6×6, как пошла цифра.
Я считаю, что качество у пленки выше, но кому это надо? Как не развивай цифру, я думаю, до пленки не дотянуться. Хотя многие говорят, что качество даже выше чем у пленки.
Издания
- С 1960-х годов Вы участвуете в выставках СССР и за границей. Ваши работы были напечатаны в фотоальбомах «Другая Россия» (Лондон, 1986 год), «Современная фотография в Советском Союзе» (Дюссельдорф, 1998 год), «Меняющаяся реальность» (Вашингтон, 1991 год) и многих других альбомах, книгах и журналах. Расскажите немного об этом.
В.З.:
- Социальная фотография раскрывает правду жизни через явления, через события, портреты, моменты жизни. Социальную фотографию никто не печатал, её не понимали. Если был хоть небольшой элемент критики, тем более. До какого-то времени газеты не печатали фотографию памятника, павшим при взятии Казани воинам. Я однажды схитрил. На фоне памятника снял субботник. А. Гаврилов, как увидел, «взбеленился»: «Ты, что меня подставляешь? «. Тема была запретной. Во время перестройки мы начали фотографировать в церкви. В 1986 году я снял отпевание.
Фото №272554. В.Зотов. СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА. Казань. 1983 Фото №272468. В.Зотов. НА ЗАКЛАДКЕ МЕЧЕТИ. Нижнекамск. 1998 Марина Мраскова, редактор чешского журнала фотографии, знающая советскую фотографию не только с административной стороны, решила опубликовать социально-правдивую советскую фотографию. Она была знакома с тенденциями в советской фотографии, знала много фотографов лично. В 1986 году в Англии был издан альбом «Другая Россия», исключительно превосходный по технике исполнения. В него вошли фотографии 18 авторов. Трое из «Тасмы» попали в тот альбом: Ляля Кузнецова, Риф Якупов и я. У меня было 3 фотографии, у Рифа - одна. И боле 40 фотографий Ляли Кузнецовой. Это был ее бенефис. Альбом «Другая Россия» дал нам большую рекламу, хотя с гонораром нас надули. В течение месяца альбом переиздали во Франции, Австралии, Японии, Штатах. Но не в России. В России дали разворот в «Неделе».
В 1998 году в Швейцарии был издан альбом «Современная фотография в Советском Союзе» с обложкой Шамиля Баширова. В него вошли фотографии 17 авторов, в числе которых я и Ляля Кузнецова.
В 1991 году в Вашингтоне (США) - альбом «Меняющаяся реальность». Издатель альбома специально приезжала к казанским фотографам. Из 38 фотографов СССР в альбом попало 9 авторов из Казани, что было большим шоком для московских коллег. После этого москвичи перекрыли нам всякий доступ информации к подобным изданиям.
О тенденциях в фото
- В последнее время вошли в моду фотографии, подходящее место которым в архивах криминальных экспертов. С чем это связано?
В.З.:
- Это вкус устроителей выставок. Отбор фотографий за организатором проекта. Вкус публики конечно же страдает. Ужас. Поколение растет. Что противопоставить? Другую фотографию.
Фото №246034. Art16.ru Photo archive Знаковые встречи
- Вы снимали много знаменитых людей, в т. ч. Гагарина. Ваши впечатления от встреч с ними.
В.З.:
- Многие встречи были мимолетными. Из тех людей, которых я встретил: Лемешев Сергей Яковлевич. В его обществе я провел 4 дня.
Фото №272595. Владимир Зотов. С.Я.ЛЕМЕШЕВ. Пермь. 1964 Фото №272678. Владимир Зотов. ЮРИЙ ГАГАРИН. Казань. 1967 Встреча для меня была знаковой. В детстве у меня был голос, как у Робертино Лоретти. Я не знал себе цену, орал, кричал, не пел, конечно, сам себя глушил.
Знал весь репертуар Лемешева, разучив его по пластинкам. И даже исполнял со сцены его арии. С колоратурой пел «Соловья " Алябьева». У меня было прозвище «Лемешев». Никогда не думал, что через десяток лет я встречусь с великим исполнителем.
Когда Сергей Яковлевич приехал в Пермь, я первый концерт снял и наутро к нему пришел со снимками. У меня не копейки в кармане, но денег с него не взял. В голове у меня просто не укладывалось, как можно. Лемешев пригласил меня на обед, так семейно, хорошо. На утро я опять к нему, снова пообедали, а вечером на концерт. На 4 дня забросил газету и снимал. Жалею, что мало.
Фото №246092. Art16.ru Photo archive Фото №246058. Art16.ru Photo archive Фото №246052. Art16.ru Photo archive Архив
У Владимира Николаевича Зотова собран богатейший архив фотографий. Он сам придумал универсальную систему хранения. Система позволяет начать архив с сегодняшнего дня, вести его в прямом и обратном направлении. Квартира В.Зотова больше похожа на государственный архив. Коробки, конверты, пакеты, негативы, отпечатанные фотографии, алфавитная книга, аншлаги.
Фото №246046. Art16.ru Photo archive Фото №246040. Art16.ru Photo archive Сам хозяин прекрасно ориентируется в архиве, моментально находит нужный документ. Научная организация ведения архива позволит любому желающему вмиг сориентироваться.
Фото №246077. Art16.ru Photo archive Фото №246084. Art16.ru Photo archive Владимир Зотов обеспокоен судьбой архива:
- Я же не Третьяков. Фотография это деньги. Все сделано за счет недосыпания, недоедания. Что делать? Не знаю.
Фото №246099. Art16.ru Photo archive Елена Сунгатова
03.04.2014
Ну и в заключении, несколько фото с открытия выставки
Фото №272364. Art16.ru Photo archive Фото №272371. Art16.ru Photo archive Фото №272377. Art16.ru Photo archive Фото №272437. Art16.ru Photo archive Фото №272401. Art16.ru Photo archive Фото №272407. Art16.ru Photo archive Фото №272413. Art16.ru Photo archive Фото №272383. Art16.ru Photo archive Фото №272624. Art16.ru Photo archive Использованы фото из архивов art16.ru:
Комментарии
Фотография ни разу не стала
Владимир Николаевич!
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ!