
10 августа в некоммерческой галерее Татьяны Забегиной «Эбиволь» состоялась презентация выставки живописи Владимира Ивановича Кочунова «Храмы России». Это первая постюбилейная выставка Владимира Ивановича.
Его творчеству присуща классическая академическая манера письма в лучших традициях российских живописцев. Глядя на работы Владимира Ивановича, и в голову не приходит, что перед нами творчество народного самородка, не имеющего за своими плечами высшего художественного образования. Однако это так.

Тяга к рисованию проявилась у Володи Кочунова в раннем детстве. Его детские годы пришлись на военное время. Владимир Иванович вспоминает: "Бумаги не было. Рисовал, на чем придется: на газетах, обрывках информационных листков. Акварельными красками, карандашами выполнял школьные задания». Воспоминание об одном из таких заданий Владимир Иванович пронес через всю жизнь: по просьбе учителя русского языка и литературы проиллюстрировал стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». «Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной...». Видно хороши были пальмы….
Учителя рисования в школе, где учился Володя Кочунов, не было, соответственно и подсказать ищущему художнику было не кому. К окончанию школы у Володи не было ни одного этюда, и к тому же желание рисовать боролось с не менее выраженным желанием делать самолеты. А в авиацию В. Кочунов был влюблен из-за близкого соседства его дома с местом ремонта самолетов. Разве могли оставить мальчишку равнодушным «Ла», «Ил», «Як», взлетающие в воздух после манипуляции мастеров-авиаремонтников.

И выбор был сделан. Владимир Иванович студент Московского авиационного института.
Поселился в общежитии и первое, что он купил - масляные краски! В свободное от занятий время рисовал. Первые его институтские работы были картины, написанные с репродукций И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» и В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году». Именно эти работы первокурсник Кочунов представил на выставке студенческого творчества в МАИ. И его заметили. Оказывается при кафедре инженерной графики Московского авиационного института, с 1947 года работала изостудия. Руководитель студии Ольхова Ия Владимировна пригласила Владимира на занятия. Владимир Иванович считает, что ему повезло с педагогом.
У Ии Владимировны к каждому участнику изостудии был свой подход. Владимир Иванович рассказывает: «Бывало, подойдет к студенту: «А вот гляди, уголочек, какой у тебя получился хороший в цвете…». И начинающий художник рад стараться, дорабатывает картину, повторяя приемы, использованные при написании «уголка».
Владимиру первые два месяца в изостудии ничего не принесли. За что не брался - не получалось. Как-то в ненастную погоду нарисовал дождь и сам остался доволен. Побежал в студию, чтобы показать Ольховой свою работу. Ия Владимировна была в восторге. «Посмотрите, как Володя отобразил состояние погоды!» - сказала Ольхова, собравшимся у картины студийцам. Написанный В. Кочуновым «дождик» стал точкой отсчета в развитии Кочунова-художника.
Владимир Иванович получил диплом МАИ по специализации конструктор-технолог ЛА. И почти до пенсии проработал технологом на 22 заводе г. Казани, затем перешел в институт авиационной технологии. Рисовать не прекращал никогда. В каждый отпуск, командировку брал с собой мольберт и краски. От института авиационной технологии поездил по стране. Был на Ангаре, в Иркутске, Загорске, Бийске, Рязани. После выхода на пенсию пять раз ездил на академическую дачу, был в Переславле, Угличе. Дважды писал Церковь на крови. Но все это было потом. А сейчас мне хотелось бы остановиться на одном важном эпизоде в жизни Владимира Ивановича.
Проработав по распределению 5 лет, в 1958 году он решил поступить в институт им. Сурикова. Взял отпуск и в Москву. Так случилось, что приехал уже к окончанию вступительных экзаменов, раньше не смог. Разложил свои работы перед преподавателем. Беседуют. Вошел ректор института: «Прием уже окончен! Кто таков?». Узнав, что перед ним инженер авиационной промышленности, потребовал от Кочунова разрешение Министерства высшего образования. Владимир - туда. Оказалось, что запись на прием за 3 месяца вперед. Попасть невозможно. Так и уехал ни с чем.

Но зимой того же года в Казани у В. Кочунова состоялся разговор с искусствоведом Соболевским. Тот осмотрел картины Владимира Ивановича и пообещал протекцию для вступления Кочунова в Союз художников. К тому же написал со слов Владимира статью в газете о предшествующих событиях, связанных с поступлением его в Высшее художественное заведение. Статья, скорее всего, «помогла», в 1960 году документы на поступление в институт им. Сурикова у Владимира Ивановича приняли без вопросов. Но по одному рисунку поставили пару. Мечта Владимира о получении высшего образования не осуществилась.
Но Владимир не опустил руки. Он продолжает выставляться как самодеятельный художник. В 1962 году Владимир Иванович становится участником зональной выставки «Большая Волга». На выставке были представлены три работы Владимира Кочунова: «Казанский кремль», «Полдень в бригаде» и «Портрет бывшего матроса с крейсера «Варяг»». Портрет матроса очень понравился выставкому «Большой Волги», картину оценили в 600 рублей. Написана она была на картоне масляными красками, и размер ее был 50х70 см.

У Владимира Ивановича остались теплые воспоминания от общения с 85-летним бравым русским богатырем. Бывший матрос с крейсера «Варяг» жил в деревне Гремячка Рыбнослободского района Татарстана. Там его знали и уважали все. Пока писал портрет, вокруг дома собиралась вся деревня. Местные мальчишки заглядывали в окно: «Гляди! Нашего деда малюют. Эй ты, дурень, вон дед-то сидит!». В первый день писал портрет шесть часов, на другой день еще пару часов потратил на прорисовывание деталей. Утром третьего дня, когда портрет матроса был готов, его дочь, бабушка годков шестидесяти, попросила художника написать и ее портрет. Владимир Иванович сделал набросок и подарил ей. Та осталась довольна.

Владимир Кочунов шагает в ногу со временем, от взора художника не ускользают изменения, происходящие в советском обществе в целом и в Татарстане, в частности. Появляются картины: «Университет», «Речной порт», «Грузы Камаза», «Волга-матушка» и много других, воспевающих трудовые будни и свершения социалистического общества. Не забывает о простых людях, пишет их портреты.

Уже, будучи пенсионером, на академической даче много и плодотворно рисует лес, за что был прозван «лесовиком». Жаль, только, что почти все картины того периода разошлись.

У художника огромное количество натюрмортов: «Белые грибы», «Калина с яблоками» и т.д. Калина, подснежники, букет пионов написаны так мастерски и живописно, что, кажется - протяни руку и ощутишь в ладони тепло и свежесть лета, почувствуешь запах цветов, ягод.
Не упускает из вида Владимир Иванович и тему Православия.

На выставке «Храмы России» в галерее Татьяны Забегиной «Эбиволь» Кочунов собрал для показа полотна, написанные за последние сорок лет. Здесь и церкви Закорска, Переславля, Свияжска, Углича, Рязани, Казани. Нет, к сожалению картин Владимирского собора. А ведь, Владимир Иванович родился в г. Коврове Владимирской области. Надеюсь, что мечта Владимира Ивановича Кочунова запечатлеть Владимирскую церковь осуществится. И мы еще увидим много новых интересных своей душевной чистотой картин художника.
Елена Сунгатова. Август 2010
Выставка продлится до 25 августа 2010 года.
Адрес: г. Казань, ул. Парижской Коммуны
д. 20/37 т. 2932-000
ВХОД СВОБОДНЫЙ