Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи
4 сентября 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи» организованная Центральным банком Турции.




Перед её открытием состоялась пресс-конференция в которой приняли участие: заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин, куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор Мюмтаз Саглам и директор ГМИИ РТ Нургалеева Розалия Миргалимовна.

Г-н Нетжати Шахин поблагодарил директора ГМИИ РТ Розалию Нургалееву и сотрудников НХГ «Хазинэ» за возможность показать произведения из коллекции Центрального Банка Республики Турция.



Центробанк Турции является крупнейшим коллекционером национального искусства страны. Выставка в Казани насчитывает 60 полотен 35 лучших художников Турции. Это малая толика от общего числа произведений изобразительного искусства, хранящихся в фондах Центробанка. Всего в Центробанке Турции 800 полотен, стоимость которых Мюмтаз Саглам, куратор выставки затруднился определить. Для искусствоведа все произведения бесценны. Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин приблизительно оценил коллекцию в 10 млн. дол.



Организацией выставок Центробанка Турции занимается специальное подразделение банка, представители которого присутствовали на открытии выставки в «Хазинэ». Также на открытии присутствовали: Сабри Тунч Ангылы, Генеральный консул Турции в Казани; Римма Атласовна Ратникова, заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ; Айрат Миннемулович Сибагатуллин, министр культуры Республики Татарстан.

Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин рассказал присутствующим, что банк занимается собирательством произведений искусств с 1930 года. Картины хранятся в центральном офисе банка в Акаре. В планах Центробанка открытие галереи.





С 2007 года в рамках программы, направленной на популяризацию турецкого искусства, помимо выставок в Турции, Центробанк организует 1-2 выставки в год в разных иностранных государствах. Выставки прошли в Германии, Японии, Америке, на Кипре, Испании, Чили, Голландии, Австрии, Люксембурге, в Боснии-Герцеговине, Болгарии, Албании.
После выставки в Казани выставку увидят жители Башкирии.
В коллекции представлено 4 периода развития изобразительного искусства Турции и выставлены самые лучшие работы лучших художников Турции.
1 зал
Период 1900-1950 гг. Импрессионистская эмоция: Новая направленность картины, сосредоточивающиеся на поверхности.

ХИКМЕТ ОНАТ. Рыбацкие ЛОДКИ
Импрессионизм турецкого типа представляют: Халил Паша, Хикмет Онат, Ибрахим Чаллы и др.
Самая ранняя работа, экспонируемая на выставке, находится в этом зале (Халил Паша (1852-1939). Парусники в Египте. Картон, масло, 1925 г.).

ХАЛИЛЬ ПАША. ПАРУСНИКИ В ЕГИПТЕ
HALİL PAŞA
ХАЛИЛЬ ПАША
MISIR DA YELKENLİLER, 1925
Mukavva üzerine yağlıboya
ПАРУСНИКИ В ЕГИПТЕ
Картон, масло
35x49.5 cm
Мы можем отметить, что на начальном этапе развития изобразительного искусства Турции господствует пейзаж, причем тема моря самая любимая и распространенная. Также присутствует архитектурный пейзаж.

АХМЕТ ДОГУЭР. ФОНТАН ГЁКСУ
AHMET DOĞUER
АХМЕТ ДОГУЭР
GÖKSU ÇEŞMESİ, 1942
Tuval üzerine yağlıboya
ФОНТАН ГЁКСУ
Холст, масло
58 х 69 cm

ДЖЕВАТ ЭРКУЛ. ПРИЧАЛ БЕЙЛЕБЕЙИ

АЛИ РЫЗА БАЕЗИТ. ПЕЙЗАЖ, ХЕЙБЕЛИАДА, БЕЗ ДАТЫ
ALİ RIZA BAYEZİT
АЛИ РЫЗА БАЕЗИТ
MANZARA, HEYBE LİADA, TARİHSİZ
Kontraplak üzerine yağlıboya
ПЕЙЗАЖ, ХЕЙБЕЛИАДА, БЕЗ ДАТЫ
Фанера, масло
42 х 60 см

Хикмет ОНАТ. Утро на берегу Ускюдара
2 зал
Период 1950-1970 гг. Структурное преобразование: Абстракционизм и ориентация на абстрагирование.
В этом зале наблюдаем в работах за новыми тенденциями, навеянными XX столетием. Произведения выполнены в разнообразной технике (масло, гуашь, акварель).

ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯ
FİKRET MUALLÂ
ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ
İSİMSİZ. 1966
Tuval ürerine yağlıboya
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Холст, масло
33x41 cm

МЮБИН ОРХОН/ БП НАЗВАНИЯ
MÜBİN ORHON
МЮБИН ОРХОН
İSİMSİZ 1957
Tuval üiffine ya$iıboya
БП НАЗВАНИЯ
Холст, масло
73 х 92 cm

МЮБИН ОРХОН. БЕЗ НАЗВАНИЯ
MÜBİN ORHON
МЮБИН ОРХОН
İSİMSİZ, 1962
Tuval üzerine yağlıboya
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Холст, масло
80 х 100 cm

НЕЖАД ДЕВРИМ. ШАРТР
NEJAD DEVRİM
НЕЖАД ДЕВРИМ
CHARTRES, 1949
Tuval üzerine yağlıboya
ШАРТР
Холст, масло
54 х 64.5 cm

ЗЕКИ ФАИК ИЗEP. ВОСХИЩЕНИЕ ЗАПАДА ВЕЛИКИМИ МИНИАТЮРАМИ ГЕРАТА
ZEKİ FAİK İZER
ЗЕКИ ФАИК ИЗEP
BATI DAN HERATIN BÜYÜK MİNYATÜRLERİNE
HAYRANLIK İFADESİ, 1977
Kâğıt üzerine karışık teknik
ВОСХИЩЕНИЕ ЗАПАДА ВЕЛИКИМИ
МИНИАТЮРАМИ ГЕРАТА
Смешанная техника, бумага
50 х 65 cm
Представители: Селим Туран, Нежад Деврим, Зеки Фаик Изер и Сабри Беркель, Нуруллах Берк, Мюбин Орхон.

ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. НАТЮРМОРТ
FİKRET MUALLÂ
ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ
NATÜRMORT. 1953
Tuvai üzerine yağlıboya
НАТЮРМОРТ
Хоаст. масло
46x61 cm
3 зал
Период 1970-2000 гг. Вероятности изменения в фигуративной живописи: идентичность и отличия.
Характеризуется сложным концептуальным содержанием, требующим расшифровки. Здесь заметно влияние европейского искусства на искусство Турции. Мы видим разные по содержанию и изобразительным элементам композиции.

ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE" 272
YÜKSEL ARSLAN
ЮКСЕЛЬ АРСЛАН
INFLUENCES, ARTURE 272,1982
Kâğıt üzerine karışık teknik
ВЛИЯНИЯ “ARTURE" 272
Смешанная техника, бумага
30 х 21 cm

ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258
YÜKSEL ARSLAN
ЮКСЕЛЬ АРСЛАН
INFLUENCES, ARTURE 258,1981
Kâğıt üzerine karışık teknik
ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258
Смешанная техника, бумага
30x21 cm

ЭРГИН ИНАН. СИДЯЩАЯ ФИГУРА / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ERGİN İNAN
ЭРГИН ИНАН
OTURAN FİGÜR. 199)
Ahşap üzerin karışık teknik
СИДЯЩАЯ ФИГУРА
Смешанная техника, доска
85 х 65 cmERGİN İNAN
ЭРГИН ИНАН
PSİŞİK PORTRE, 1993
Ahşap üzerine karışık teknik
ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Смешанная техника, доска
85 х 65 cm
Представители: Мехмет Гюлерьюзь, Комет (Гюркан Джошкун), Аляэттин Аксой, Юксель Арслан.

АЛЯЭТТИН АКСОЙ. ОШИБКА ПИЛОТАЖА
ALAETTİN AKSOY
АЛЯЭТТИН АКСОЙ
PİLOTAJ HATASI, 1991
Tuval üzerine yağlıboya
ОШИБКА ПИЛОТАЖА
Холст, масло
89x116 cm

МЕХМЕТ ГЮЛЕРЬЮЗ. СЕМЬЯ
MEHMET GÜLERYÜZ
МЕХМЕТ ГЮЛЕРЬЮЗ
FAMILY, 1974
Tuval üzerine yağlıboya
СЕМЬЯ
Холст, наело
99.5 х 81 cm
4 зал
Период 200-е гг. Независимые поиски: Приоритет актуального и нового.
По поводу современного искусства часто возникают вопросы, на которые трудно найти ответы.

ТУРАН ЭРОЛ. ПЛЯЖ КАРАИНДЖИР
TURAN EROL
ТУРАН ЭРОЛ
KARAİNCİR PLAJI, 1983
Tuval üzerine yağlıboya
ПЛЯЖ КАРАИНДЖИР
Холст, масло
60 х 80 cm

ТУРАН ЭРОЛ. ПЕЙЗАЖ, ДЕРЕВЬЯ
TURAN EROL
ТУРАН ЭРОЛ
ПЕЙЗАЖ, ДЕРЕВЬЯ
Хода, масло
70x100 cm
Представители: Эрол Акъяваш, Бурхан Доганчай, Омер Улуч, Адан Чокер.


БУРХАН ДОГАНЧАЙ. БЕЗ НАЗВАНИЯ,БЕЗ ДАТЫ
BURHAN DOĞANÇAY
БУРХАН ДОГАНЧАЙ
İSİMSİZ, TARİHSİZ
Kâğıt üzerine guvaj
БЕЗ НАЗВАНИЯ,БЕЗ ДАТЫ
Гуашь, бумага
40 х 50 cm

АДЕМ ГЕНЧ, ПОЧЕМУ ВЕЩИ ТАКИЕ. КАКИЕ ЕСТЬ
ADEM GENÇ
АДЕМ ГЕНЧ
ПОЧЕМУ ВЕЩИ ТАКИЕ. КАКИЕ ЕСТЬ
Холст, акрил
116x89 cm
В этом зале размещены две работы художниц: Элиф Аятер (Elif Ayiter) и Сельмы Гюбюз (Selmy Gurbuz). Сразу возник вопрос о месте женщин художниц в Турции. Почему только две работы?

Куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор г-н Мюмтаз Саглам разъяснил ситуацию. Он с удивлением отметил этот факт и назвал его случайностью. В Турции много женщин-художниц. " Каждый третий из четырех художников - женщина. На факультете искусств среди студентов девушек большинство (три девушки из 4 студентов)» - заметил он.

ЭЛИФ АЙИТЕР. БЕЗ НАЗВАНИЯ
Смешанна* техника, бумага
П х 125 cm