5 сентября 2012 года в Министерстве культуры Республики Татарстан прошла пресс-конференция, посвященная открытию VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК) с участием Нигматуллиной Гузель Азатовны, заместителя министра культуры РТ, муфтия РФ Равиля Гайнутдина, председателя жюри фестиваля Давлатназара Худоназарова, председателя отборочной комиссии Одельши Агишева, Василия Антипова, члена отборочной комиссии и российского режиссера Егора Кончаловского.
Фото №113872. Art16.ru Photo archive Фестиваль мусульманского кино проходит в Казани уже восьмой раз. Девиз фестиваля: «Через диалог культур — к культуре диалога».
Цель фестиваля: обмен мнениями, для диалога между представителями различных культур; знакомство зрителя с творческими достижениями мусульманских кинематографистов и представителей других конфессий; популяризация посредством кинематографа общечеловеческих духовно-нравственных и культурных ценностей; создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах.
Открыла пресс-конференцию Гузель Нигматуллина. Поздравив всех с открытием очередного фестиваля мусульманского кино она отметила возрастающий интерес к фестивалю, как профессионалов кино, так и ценителей кино.
— Если в прошлом году мы получили около 300 заявок на участие в фестивале, то в этом — 450 из 55 стран мира. Отобрали 55 работ из 29 стран мира — отметила она.
Фото №113884. Art16.ru Photo archive География фильмов представленных на фестиваль широка: Россия,
Венесуэла, Бахрейн, Занзибар, Польша, АОЭ, Кыргызстан, Узбекистан, Италия, Финляндия, Турция, Ирак, Франция, Индия, Канада, Кабардино-Балкария, Тунис, Дагестан, и мн. др.
В отборочной комиссии активно работали:
- Агишев Одельша Александрович, председатель отборочной комиссии VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, лауреат Государственной премии СССР;
- Антипов Василий Иванович (режиссер-документалист), корреспондент телевизионной программы «Мусульмане» (Москва), член отборочной комиссии;
- Светлана Хохрякова — член гильдии киноведов и кинокритиков, член Союза Кинематографистов, член отборочной комиссии VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, редактор отдела «Кино» газеты «Культура», кандидат искусствоведения.
Фото №113878. Art16.ru Photo archive Отборочная комиссия работала два месяца. Некоторые фильмы приходилось смотреть дважды. Относительно Татарстанского кино члены отборочной комиссии вынесли вердикт: «Фильмы качественно растут».
Из 19 заявок наших кинематографистов, в конкурсную программу включены девять фильмов, шесть из которых, анимационные.
Вот их перечень:
Художественный фильм «Собака» Фарида Давлетшина, короткометражный художественный фильм «Потеря» Ильдара Ягафарова и короткометражный документальный фильм «Аптека на Проломной» Сергея Яковлева. И мультфильмы Киатарова С.В.
Отборочная комиссия отметила режиссера фильма «Аптека на Проломной».
— Есть такой критерий у профессионалов, режиссер настолько талантлив, что может снять телефонную книгу, и это будет интересно. Фильм сделан изобретательно, с различными ходами, с различными темо-ритмами, с великолепной подачей «этой телефонной книги» — убежден Василий Антипов.
Сергей Яковлев взялся за трудную тему и блестяще ее воплотил.
Такое массовое участие кинематографистов Татарстана в отборочном конкурсе, говорит о многом. Фестиваль является творческой мастерской для наших кинематографистов. Если в 2005 году в Татарстане работала одна киностудия, то сегодня их свыше 20-ти. Это радует.
Гайнутдин Равиль Исмагилович, шейх, председатель духовного управления мусульман Европейской части России, председатель совета муфтиев России, один из учредителей фестиваля на пресс-конференции говорил о целях и задачах фестиваля мусульманского кино. С сожалением он упомянул старое название фестиваля «Золотой минбар», так соответствующее идее фестиваля. Но кто знает, возможно, это название, с которым проходил фестиваль целых пять лет, вернется.
О том, как отбирали фильмы на конкурсную программу фестиваля, рассказал Антипов Василий Иванович, член отборочной комиссии.
— Фильмы старались отбирать так, чтобы ни один не повторял другой, тематически, — заверил он — допустим, очень много было фильмов об арабской весне. Их было порядка 15 вариаций. Мы очень спорили, какой фильм взять и выбрали фильм не масштабный, не заметный — «Карим». Молодой человек ходит около революции, пытается понять, как ему жить. Он человек на распутье. Этот фильм не репортаж, который устаревает, с изменением событий, а фильм-портрет.
Было много музыкальных фильмов. Мы выбрали «Музыкальный клуб Занзибар» Филипп Гасни, Патрик Незан. Самозабвенный темперамент музыкантов просто поставлен во всей красе. Для нашего фестиваля это что-то новое. Африка появляется довольно редко.
Одельша Александровияч сомневался на счет фильма «Команда» Мурада Алиева, РФ.Но как можно было не пропустить фильм о команде «Рубин»? В Казани бы это не поняли.
Мы старались отбирать фильмы, чтобы в них были хорошие портреты, хорошие люди, хорошие глаза. Люди с эмоциями, с отношениями, с созидательным началом.
Было несколько фильмов из Индонезии. Мне хотелось, чтобы другой фильм попал в конкурс, но голосование и консультация с собранием улемов не дало выбрать этот фильм (там была довольно откровенная сцена), прошел другой, тоже хороший.
Но Василий Иванович уверен, что тот фильм еще заявит о себе на других фестивалях, т. к. этот фильм очень сильный.
Картина «Птичьи голоса» — жизнеутверждающая. «Другая Европа» фильм о проблемах мигрантов в Европе. Подобные фильмы появляются на фестивале каждый год, но всегда с новым ракурсом. Мы идем по той же дорожке.
«Адыгская свадьба» — фильм-открытка, фильм-реконструкция. В нем показан традиционный свадебный обряд адыгов от начала до конца. Обряд вневременный, потому что свадьбу так будут играть и дальше. Этот фильм с массовкой до 200 человек, с огромным количеством реквизита, точечных съемок различных объектов. Этот фильм, продолжительностью 52 минуты, снят за один световой день.
Фильм «Война и мир Карачая». Есть исторические факты, которые всем известны. все знают, что был депортирован карачаевский народ. В 1957 году он был частично реабилитирован. Момент, когда карачаевцев считали врагами народа в кинематографе не получил отражения. Этот фильм о том, что карачаевцы-враги народа делали в 1942, 1943 гг. Спасали детей еврейских, прятали красноармейцев, уходили в партизанские отряды. Когда были суды над карачаевцами, то в результате было осуждено 132 человека за пособничество немцам. А 60 тысяч карачаевцев были депортированы. Фильм — открытие белого пятна.
Номинация «Анимационный фильм»
- Мой странный дедушка. Режиссер Дина Великовская, Россия;
- Жила-была мама. Режиссер Анна Артемьева, РФ;
- Чукмар и Тукмар. Киатров С. В. РФ, Татарстан;
- Три дочери -//- ;
- Золотые зернышки -//- ;
- Лиса и гусь -//- ;
- Кому подарок -/-;
- Две дочери -//- ;
- Сабантуй -//- ;
- Кырмысказки. Ганиев М.Ф., Киатров С. В. РФ, Татарстан;
- Глупый волк. Рим Шарафутдинов, РФ, Башкортостан;
- Охотник. Абельдинов Адай. Казахстан;
- Последняя капля нефти. Мохаммед Яссим. Бахрейн;
- Игра теней. Синан Сэртель. Турция;
- Намо. Машаллах Мохаммади — Салах Голандами. Ирак.
Номинация «Игровой фильм»
- Скрытая жизнь. А.Халук Унал. Турция;
- Мужчинам вход воспрещен. Агаян Мамно. Иран;
- День Истины. Исхаков Д. И. Узбекистан;
- Презумпция согласия. Фархот Абдуллаев. РФ;
- Караман. Тамер Игит, Бранка Прлича. Турция;
- Верхний этаж. Левое крыло. Анжело Чианчи. Франция;
- Абу сын Адама. Салим Ахамед. Индия;
- Господин Лазар. Филипп Фалардо. Канада;
- Риэлтор. Адихан Ержанов. Казахстан;
- Собака. Фарид Давлетшин. РФ, Татарстан.
Номинация «Короткометражных документальных фильмов»
- Дербент. Город древний и живой. А.Красильщиков. РФ;
- Предвидящий. Ахмед Заин. Кыргызстан;
- Сечкан. Весельчак. Мохаммад али Хазхемхехи. Иран;
- Колыбель счастья. Асель Жураева. Кыргызстан;
- Путь к мечети. Рамиль Беляев. Финляндия;
- На мне крови нет. Стасенко Светлана. РФ;
- Рожденный дважды. Вилора Исяндавлетова. РФ.Башкортостан;
- Аптека на Проломной. Сергей Яковлев. РФ.Татарстан.
Номинация «Документальных фильмов»
- Турецкий паспорт. Бурак Цем Арлиел. Турция;
- Команда. Мурад Алиев. РФ;
- Огонь на Мармаре. Дэвид Сегарра. Венесуэла;
- Вне зоны ответственности. ЕленаТагирова. Дагестан;
- Карим. Мохсен Бархамани. Тунис.
- Голубятник. Джим де Сев. Индонезия;
- Музыкальный клуб Занзибар. Филипп Гасни, Патрик Незан. Занзибар Кения;
- Другая Европа. Росселла Шилласи. Италия;
- Война и мир Карачая. В.Давыдов. РФ;
- Адыгская свадьба. Р.Кашукоева, А.Ципинов. Кабардино-Балкарская Республика. Нальчик.
Номинация короткометражный игровой фильм
- Маяк. Фариз Ахмедов. Азербайджан;
- Идир. Тахар Хоучи. Швейцария, Алжир, Морокко;
- Звук дождя. Джалал Саедпанан. Иран;
- Потеря. Ильдар Ягафаров. РФ. Татарстан;
- Путь. Халид Ал Махмуд. ОАЭ;
- 3 часа. Реган Холл. Великобритания;
- Желанный обман. Сахаманов Айдын. Польша;
- Движение Тахрик. Аиша Аль-Мукла, Нура Камал. Бахрейн;
Все фильмы, вошедшие в программу фестиваля отобраны так, что ни один фильм не повторял другой тематически. Было много фильмов об арабской весне, порядка 15 вариантов. Взяли фильм незаметный «Карим» О молодом человеке, который ходит около революции и пытается понять, как ему жить.
Председатель жюри VIII Казанского международного фестиваля Давлатназар Худоназаров отметил плодотворную работу отборочной комиссии. Отборочная комиссия отобрали фильмы, которые будут представлены на фестивале.
— Первая стадия проведена очень серьезно. Жюри обязано продолжить строгое отношение и выявить победителей фестиваля. Важно, чтобы высокое художественное качество стало главным критерием определения призера фестиваля — заверил Давлатназар Назарович.
В жюри фестиваля также вошли:
- Надер Талебзадех, режиссер (Иран)
- Гульбара Толомушева, Киновед, кинокритик (Киргизия)
- Лине Халворсен, режиссер, монтажер (Норвегия)
Впереди показы, оценка зрителей и специалистов в киноискусстве.