5 сентября 2012 года в Министерстве культуры Республики Татарстан прошла пресс-конференция, посвященная открытию VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК) с участием Нигматуллиной Гузель Азатовны, заместителя министра культуры РТ, муфтия РФ Равиля Гайнутдина, председателя жюри фестиваля Давлатназара Худоназарова, председателя отборочной комиссии Одельши Агишева, Василия Антипова, члена отборочной комиссии и российского режиссера Егора Кончаловского.
Фестиваль мусульманского кино проходит в Казани уже восьмой раз. Девиз фестиваля: «Через диалог культур — к культуре диалога».
Цель фестиваля: обмен мнениями, для диалога между представителями различных культур; знакомство зрителя с творческими достижениями мусульманских кинематографистов и представителей других конфессий; популяризация посредством кинематографа общечеловеческих духовно-нравственных и культурных ценностей; создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах.
Открыла пресс-конференцию Гузель Нигматуллина. Поздравив всех с открытием очередного фестиваля мусульманского кино она отметила возрастающий интерес к фестивалю, как профессионалов кино, так и ценителей кино.
— Если в прошлом году мы получили около 300 заявок на участие в фестивале, то в этом — 450 из 55 стран мира. Отобрали 55 работ из 29 стран мира — отметила она.
География фильмов представленных на фестиваль широка: Россия,
Венесуэла, Бахрейн, Занзибар, Польша, АОЭ, Кыргызстан, Узбекистан, Италия, Финляндия, Турция, Ирак, Франция, Индия, Канада, Кабардино-Балкария, Тунис, Дагестан, и мн. др.
В отборочной комиссии активно работали:
- Агишев Одельша Александрович, председатель отборочной комиссии VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, лауреат Государственной премии СССР;
- Антипов Василий Иванович (режиссер-документалист), корреспондент телевизионной программы «Мусульмане» (Москва), член отборочной комиссии;
- Светлана Хохрякова — член гильдии киноведов и кинокритиков, член Союза Кинематографистов, член отборочной комиссии VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, редактор отдела «Кино» газеты «Культура», кандидат искусствоведения.
Отборочная комиссия работала два месяца. Некоторые фильмы приходилось смотреть дважды. Относительно Татарстанского кино члены отборочной комиссии вынесли вердикт: «Фильмы качественно растут».
Из 19 заявок наших кинематографистов, в конкурсную программу включены девять фильмов, шесть из которых, анимационные.
Вот их перечень:
Художественный фильм «Собака» Фарида Давлетшина, короткометражный художественный фильм «Потеря» Ильдара Ягафарова и короткометражный документальный фильм «Аптека на Проломной» Сергея Яковлева. И мультфильмы Киатарова С.В.
Отборочная комиссия отметила режиссера фильма «Аптека на Проломной».
— Есть такой критерий у профессионалов, режиссер настолько талантлив, что может снять телефонную книгу, и это будет интересно. Фильм сделан изобретательно, с различными ходами, с различными темо-ритмами, с великолепной подачей «этой телефонной книги» — убежден Василий Антипов.
Сергей Яковлев взялся за трудную тему и блестяще ее воплотил.
Такое массовое участие кинематографистов Татарстана в отборочном конкурсе, говорит о многом. Фестиваль является творческой мастерской для наших кинематографистов. Если в 2005 году в Татарстане работала одна киностудия, то сегодня их свыше 20-ти. Это радует.
Гайнутдин Равиль Исмагилович, шейх, председатель духовного управления мусульман Европейской части России, председатель совета муфтиев России, один из учредителей фестиваля на пресс-конференции говорил о целях и задачах фестиваля мусульманского кино. С сожалением он упомянул старое название фестиваля «Золотой минбар», так соответствующее идее фестиваля. Но кто знает, возможно, это название, с которым проходил фестиваль целых пять лет, вернется.
О том, как отбирали фильмы на конкурсную программу фестиваля, рассказал Антипов Василий Иванович, член отборочной комиссии.
— Фильмы старались отбирать так, чтобы ни один не повторял другой, тематически, — заверил он — допустим, очень много было фильмов об арабской весне. Их было порядка 15 вариаций. Мы очень спорили, какой фильм взять и выбрали фильм не масштабный, не заметный — «Карим». Молодой человек ходит около революции, пытается понять, как ему жить. Он человек на распутье. Этот фильм не репортаж, который устаревает, с изменением событий, а фильм-портрет.
Было много музыкальных фильмов. Мы выбрали «Музыкальный клуб Занзибар» Филипп Гасни, Патрик Незан. Самозабвенный темперамент музыкантов просто поставлен во всей красе. Для нашего фестиваля это что-то новое. Африка появляется довольно редко.
Одельша Александровияч сомневался на счет фильма «Команда» Мурада Алиева, РФ.Но как можно было не пропустить фильм о команде «Рубин»? В Казани бы это не поняли.
Мы старались отбирать фильмы, чтобы в них были хорошие портреты, хорошие люди, хорошие глаза. Люди с эмоциями, с отношениями, с созидательным началом.
Было несколько фильмов из Индонезии. Мне хотелось, чтобы другой фильм попал в конкурс, но голосование и консультация с собранием улемов не дало выбрать этот фильм (там была довольно откровенная сцена), прошел другой, тоже хороший.
Но Василий Иванович уверен, что тот фильм еще заявит о себе на других фестивалях, т. к. этот фильм очень сильный.
Картина «Птичьи голоса» — жизнеутверждающая. «Другая Европа» фильм о проблемах мигрантов в Европе. Подобные фильмы появляются на фестивале каждый год, но всегда с новым ракурсом. Мы идем по той же дорожке.
«Адыгская свадьба» — фильм-открытка, фильм-реконструкция. В нем показан традиционный свадебный обряд адыгов от начала до конца. Обряд вневременный, потому что свадьбу так будут играть и дальше. Этот фильм с массовкой до 200 человек, с огромным количеством реквизита, точечных съемок различных объектов. Этот фильм, продолжительностью 52 минуты, снят за один световой день.
Фильм «Война и мир Карачая». Есть исторические факты, которые всем известны. все знают, что был депортирован карачаевский народ. В 1957 году он был частично реабилитирован. Момент, когда карачаевцев считали врагами народа в кинематографе не получил отражения. Этот фильм о том, что карачаевцы-враги народа делали в 1942, 1943 гг. Спасали детей еврейских, прятали красноармейцев, уходили в партизанские отряды. Когда были суды над карачаевцами, то в результате было осуждено 132 человека за пособничество немцам. А 60 тысяч карачаевцев были депортированы. Фильм — открытие белого пятна.
Номинация «Анимационный фильм»
- Мой странный дедушка. Режиссер Дина Великовская, Россия;
- Жила-была мама. Режиссер Анна Артемьева, РФ;
- Чукмар и Тукмар. Киатров С. В. РФ, Татарстан;
- Три дочери -//- ;
- Золотые зернышки -//- ;
- Лиса и гусь -//- ;
- Кому подарок -/-;
- Две дочери -//- ;
- Сабантуй -//- ;
- Кырмысказки. Ганиев М.Ф., Киатров С. В. РФ, Татарстан;
- Глупый волк. Рим Шарафутдинов, РФ, Башкортостан;
- Охотник. Абельдинов Адай. Казахстан;
- Последняя капля нефти. Мохаммед Яссим. Бахрейн;
- Игра теней. Синан Сэртель. Турция;
- Намо. Машаллах Мохаммади — Салах Голандами. Ирак.
Номинация «Игровой фильм»
- Скрытая жизнь. А.Халук Унал. Турция;
- Мужчинам вход воспрещен. Агаян Мамно. Иран;
- День Истины. Исхаков Д. И. Узбекистан;
- Презумпция согласия. Фархот Абдуллаев. РФ;
- Караман. Тамер Игит, Бранка Прлича. Турция;
- Верхний этаж. Левое крыло. Анжело Чианчи. Франция;
- Абу сын Адама. Салим Ахамед. Индия;
- Господин Лазар. Филипп Фалардо. Канада;
- Риэлтор. Адихан Ержанов. Казахстан;
- Собака. Фарид Давлетшин. РФ, Татарстан.
Номинация «Короткометражных документальных фильмов»
- Дербент. Город древний и живой. А.Красильщиков. РФ;
- Предвидящий. Ахмед Заин. Кыргызстан;
- Сечкан. Весельчак. Мохаммад али Хазхемхехи. Иран;
- Колыбель счастья. Асель Жураева. Кыргызстан;
- Путь к мечети. Рамиль Беляев. Финляндия;
- На мне крови нет. Стасенко Светлана. РФ;
- Рожденный дважды. Вилора Исяндавлетова. РФ.Башкортостан;
- Аптека на Проломной. Сергей Яковлев. РФ.Татарстан.
Номинация «Документальных фильмов»
- Турецкий паспорт. Бурак Цем Арлиел. Турция;
- Команда. Мурад Алиев. РФ;
- Огонь на Мармаре. Дэвид Сегарра. Венесуэла;
- Вне зоны ответственности. ЕленаТагирова. Дагестан;
- Карим. Мохсен Бархамани. Тунис.
- Голубятник. Джим де Сев. Индонезия;
- Музыкальный клуб Занзибар. Филипп Гасни, Патрик Незан. Занзибар Кения;
- Другая Европа. Росселла Шилласи. Италия;
- Война и мир Карачая. В.Давыдов. РФ;
- Адыгская свадьба. Р.Кашукоева, А.Ципинов. Кабардино-Балкарская Республика. Нальчик.
Номинация короткометражный игровой фильм
- Маяк. Фариз Ахмедов. Азербайджан;
- Идир. Тахар Хоучи. Швейцария, Алжир, Морокко;
- Звук дождя. Джалал Саедпанан. Иран;
- Потеря. Ильдар Ягафаров. РФ. Татарстан;
- Путь. Халид Ал Махмуд. ОАЭ;
- 3 часа. Реган Холл. Великобритания;
- Желанный обман. Сахаманов Айдын. Польша;
- Движение Тахрик. Аиша Аль-Мукла, Нура Камал. Бахрейн;
Все фильмы, вошедшие в программу фестиваля отобраны так, что ни один фильм не повторял другой тематически. Было много фильмов об арабской весне, порядка 15 вариантов. Взяли фильм незаметный «Карим» О молодом человеке, который ходит около революции и пытается понять, как ему жить.
Председатель жюри VIII Казанского международного фестиваля Давлатназар Худоназаров отметил плодотворную работу отборочной комиссии. Отборочная комиссия отобрали фильмы, которые будут представлены на фестивале.
— Первая стадия проведена очень серьезно. Жюри обязано продолжить строгое отношение и выявить победителей фестиваля. Важно, чтобы высокое художественное качество стало главным критерием определения призера фестиваля — заверил Давлатназар Назарович.
В жюри фестиваля также вошли:
- Надер Талебзадех, режиссер (Иран)
- Гульбара Толомушева, Киновед, кинокритик (Киргизия)
- Лине Халворсен, режиссер, монтажер (Норвегия)
Впереди показы, оценка зрителей и специалистов в киноискусстве.