Летним вечером 16 августа 2012 года казанские любители импровизационной музыки собрались в старинном парке усадьбы Сандецкого на очередной концерт фестиваля джазовой музыки, который проходит при поддержке мэрии Казани и Министерства культуры Республики Татарстан. Сегодня ждали коллектив «Quartet Алексея Подымкина» (Москва) и непревзойдённого маэстро Хендрика Мёркенса (США)




Несмотря на довольно прохладную погоду, дамы не изменили своим воздушным летним нарядам и немного мёрзли. Забегая вперед, скажу: организаторы фестиваля предусмотрели на этот случай тёплые пледы, которые раздавали всем желающим. Фантастика!



Концерт открыли Ольга Скепнер и Михаил Волконадский, начав с традиционной благодарности Министерству культуры РТ и мэрии Казани за помощь в организации фестиваля, сообщили, что Государственный музей изобразительных искусств РТ владеет самой большой коллекцией графики И.Шишкина в России. В музее проходит выставка, посвящённая 180-летию Ивана Шишкина, а в зале даже нашлись те, кто успел посетить её перед концертом.

Затем они поведали полудетективную историю, приключившуюся с багажом маэстро Хендрика Мёркенса, который оставался в московском аэропорту «Домодедово», в то время, как сам маэстро уже прилетел в Казань.

Из-за этой неприятной истории концерт находился под угрозой срыва, так как все инструменты, на которых маэстро должен был играть, были в его багаже. Но в конце-концов багаж был доставлен и казанская публика с восхищением приветствовала маэстро Мёркенса на сцене в старинном парке усадьбы Сандецкого.

Первым номером программы перед слушателями выступил «Quartet Алексея Подымкина» с композицией «Happy check». Это энергичное вступление придало бодрости и согрело собравшуюся публику, особенно порадовало соло на тенор-саксофоне Сергея Баулина. Казанские почитатели джаза всегда рады услышать его мастерские пассажи и непревзойдённое владение искусством импровизации.

Все музыканты коллектива «Quartet Алексея Подымкина» были на высоте. Они не первый раз в нашем городе, и публика их помнит, любит.



Это сам маэстро Алексей Подымкин (клавишные), Давид Ткебучава (ударные), Сергей Васильев (контрабас). Все они были великолепны и радовали казанскую публику своими виртуозно исполненными соло и необыкновенным единением на сцене.

Маэстро Алексей Подымкин сказал, что они уже давно хотели приехать в Казань, и наконец-то это удалось. После этого замечательного разогрева сам маэстро Хендрик Мёркенс вышел на сцену со своей композицией «Самбатрополис».

Он начал своё выступление перед казанской публикой с согревающих, жарких бразильских ритмов, которые исполнялись на вибрафоне.

Стиль маэстро - это синтез европейского и бразильского джаза. Такая музыка пришлась сегодня как раз, кстати, накаляя атмосферу, согревала собравшихся жаркими волнами самбы.

Хендрик Мёркенс вышел на сцену немного озабоченным и усталым, видимо сказались перипетии с багажом, но когда Сергей Баулин выводил пассажи на своём тенор-саксофоне, на лице маэстро Мёркенса заиграла улыбка, и он заметно оживился.

Позднее Хендрик Мёркенс даже стал немного пританцовывать в такт аккордам Алексея Подымкина. Музыканты показали себя во всём блеске мастерства и публика ответила овацией.

Следующим номером программы стала композиция Хендрика Мёркенса «Прага в марте». Маэстро Подымкин пошутил, что Хендрик должен так же написать музыку, которая будет называться «Казань в августе».

«Прага в марте» оказалась лёгким, прозрачным, благодаря пассажам вибрафона, блюзом. Видимо, воспоминания о Праге в марте остались у композитора Хендрика Мёркенса безоблачными и очень приятными.

В следующей композиции зазвучала губная гармоника маэстро Мёркенса. «Сложнейший инструмент, на нём нужно заниматься каждый день»,- сообщил публике Алексей Подымкин.

На этом первое отделение концерта закончилось, Слушатели благодарили своих любимцев бурными аплодисментами.

В антракте, как обычно, ведущие устраивали конкурсы и викторину для собравшейся публики. В этот раз в викторине принимал участие присутствующий на концерте известный музыкант Юрий Усачёв - участник проекта «Гости из будущего».


Публика осаждала буфет, кофе хватило не всем, потому-что было прохладно, а кофе-машина - одна.

Второе отделение концерта началось с пронзительной композиции, написанной на тему известной песни времён Великой Отечественной войны «Тёмная ночь». Это один из номеров будущей программы, которую музыканты планируют записать вместе.

Композиция глубоко символична, так как маэстро Хендрик Мёркенс родом из Гамбурга. Исполнение стало данью памяти всем тем, кто не вернулся с той ужасной войны.

Второго отделения дождались самые стойкие и преданные ценители джаза и были вознаграждены вдохновенной игрой музыкантов.

Маэстро Хендрик Мёркенс виртуозно импровизировал на своей губной гармонике, звучащей в руках мастера напряжённо и завораживающе. Алексей Подымкин сообщил, что они вместе планируют сыграть ещё несколько песен той эпохи.

Следующим номером была композиция «Манделсмутт», сыгранная Хендриком Мёркенсом на вибрафоне и губной гармонике. Лёгкая прозрачная музыка околдовала слушателей, задорно звучал тенор-саксофон, маэстро Подымкин поддержал эту тему своими блистательными пассажами, в то время, как губная гармоника маэстро Мёркенса неистовствовала.

Далее музыканты захотели сыграть что-то медленное и созерцательное, и зазвучала блюзовая обработка Этюда № 3 Ф.Шопена Ми мажор из 10 опуса. Публика была околдована этой чарующей музыкой, сыгранной на губной гармонии в прекрасном обрамлении квартета Алексея Подымкина.

Завершающая слушателей композиция началась с бешеного соло тенор-саксофона, перекликающегося пассажами с губной гармоникой. Этот экспрессивный дуэт пришёлся по душе замерзающей публике и разрешился виртуозной импровизацией клавишных. Энергетика музыкантов была сумасшедшей по темпераменту.


Ударник и контрабасист звучали бесподобно. Давид Ткебучава безумствовал за ударной установкой, снискав бурю аплодисментов.

Композиция завершилась темой «Каравана» Дюка Эллингтона, блестяще сыгранной музыкантами. Публика бисировала и выпросила у музыкантов превосходную композицию Коула Портера «Ловер».


Маэстро Подымкин пожелал всем присутствующим любви, заметив, что любовь - это главное в жизни каждого человека, а Ольга Скепнер в ответ поблагодарила его за любовь к музыке.

На этом концерт был завершён и казанские ценители искусства импровизации проводили музыкантов со сцены тёплыми аплодисментами благодарности.