C 1 по 7 февраля 2012 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" работает выставка «Иран в зеркале искусства». Выставка организована атташатом по культуре при генеральном консульстве Исламской республики Иран в Казани и приурочена к 33 годовщине Исламской революции в Иране.
![Фото №92116. МАРЬЯМ ХАЯМ НИКУИ / АЗАДЕ МАХИНИ](http://art16.ru/gallery2/d/92117-10/DSC07778.jpg)
![Фото №91975. Мужская верхняя одежда. Чпапн](http://art16.ru/gallery2/d/91975-4/DSC07700.jpg)
![Фото №91981. Мужская верхняя одежда. Чпапн](http://art16.ru/gallery2/d/91981-5/DSC07702.jpg)
В эти дни с 1 по 11 февраля в Иране празднуется победа исламской революции. В неделю, именуемую "Фаджр" ("Рассвет"), исламское правительство, как правило, демонстрирует достижения в военной отрасли". А проводимая в эти дни в Республике Татарстан неделя культуры Ирана в Татарстане свидетельствует о стремлении руководства Ирана к открытому диалогу культур.
![Фото №92176. Почетные гости на открытии выставки "Иран в зеркале искусства", "Хазинэ", 31.02.2012, Казань](http://art16.ru/gallery2/d/92177-10/DSC07867.jpg)
В рамках Недели культуры Ирана в Татарстане проходит масса мероприятий, первым из которых стала выставка «Иран в зеркале искусства». Подобная выставка в Казани уже проводилась в прошлом году. Тогда поразил огромный объем экспонатов, привезенных из Ирана. В Этом году выставка поскромнее, но более точно выстроена.
![Фото №92166. Открытие выставки "Иран в в зеркале искусства", "Хазинэ", 31.02.2012, Казань](http://art16.ru/gallery2/d/92167-10/DSC07837.jpg)
Первый зал посвящен каллиграфии. Вниманию посетителей представлены работы мастера каллиграфии Марьям Хаям Никуи.
![Фото №92146. МАРЬЯМ ХАЯМ НИКУИ возле своих работ](http://art16.ru/gallery2/d/92147-10/DSC07822.jpg)
Марьям Хаям Никуи (1980)
Окончила психологический факультет, имеет диплом каллиграфии. Преподает в разных училищах. Участница выставок, проводимых в Тегеране и Исфагане. Обладатель премии фестиваля Имама Хоссейна. Тексты, выводимые Марьям Хаям Никуи, - священные слова Корана, изречения пророка Мохаммеда и начертание его имени, стихотворные строки выдающегося персидского поэта Хафиза - полны изящества и благородства. Один из излюбленных почерков "насталик". На мастер-классе в галерее "Хазинэ" с удовольствием понаблюдала как мастер-каллиграф Марьям Хаям Накуи с помощью бамбукового каляма и туши выводит на бумаге узоры персидской графики, фигурные рамки и виньетки.
![Фото №92201. Каллиграф МАРЬЯМ ХАЯМ НИКУИ за работой](http://art16.ru/gallery2/d/92202-10/DSC07905.jpg)
Второй зал посвящен живописи Ирана. Здесь экспонируются работы каллиграфа-живописца Фарназ Джаханбин.
![Фото №92131. Фарназ Джаханбин , каллиграф-живописец](http://art16.ru/gallery2/d/92131-4/DSC07805.jpg)
![Фото №92136. Во имя Аллаха. Холст, акрил. Фарназ Джаханбин (1963)](http://art16.ru/gallery2/d/92136-4/DSC07806.jpg)
Фарназ Джаханбин (1963)
Окончила кафедру графики факультета искусства в университете Азад-е-эслами в Иране; Член Ассоциации развития изобразительного искусства Ирана; Выставки: Персональная выставка в Музее денег (1998); персональная выставка в галерее Джамшидие; выставка хранителей культуры Ирана в Бельгии и Нидерландах (2000); выставка в гостинице Шо в Дубае (2002); выставки Архитектуры в Тегеране (с 2001 по 2009); выставка Священного Корана (2011).
![Фото №92186. Мастер-класс ФАРНАЗ ДЖАХАНБИН](http://art16.ru/gallery2/d/92186-4/DSC07886.jpg)
![Фото №92191. ФАРНАЗ ДЖАХАНБИН. За написанием моего имени " ELENA"](http://art16.ru/gallery2/d/92191-4/DSC07894.jpg)
Ее творчество представлено десятью живописными полотнами, выполненными акриловыми красками. Для выражения своего мироощущения автор использовала и средства традиционной каллиграфии, и средства постмодернистской изобразительности, являющиеся приметой современности. Минимализм изобразительного языка - отличительная особенность ее живописной манеры. Для выражения сокровенного чувства любви художница выбирает каллиграфию. На холстах сравнительно крупного формата триптиха «Любовь» черная вязь персидских букв контрастирует с ярким золотом фона - немногословие приема несет в себе энергию, напряжение, горение души человека, объятого внутренним пламенем. Рельефные наклейки, фактурность красочной поверхности, тщательная продуманность цветовой гаммы отличают ее картины с философскими названиями и создают эффект многозначительной глубины. В третьем зале демонстрируются работы дизайнера и конструктора ткани - Азаде Махини.
![Фото №92141. Азаде Махини возле декоративного панно (ткань, набойка, аппликация)](http://art16.ru/gallery2/d/92142-10/DSC07808.jpg)
Азаде Махини (1982)
Окончила кафедру дизайна и одежды в Тегеране; с 2003 года преподает дизайн, живопись и ручную печать; С 2006 года профессионально работает в области печати на ткани; Выставки: Дизайн одежды в Тегеране (2007); "Влияние миниатюры на современную живопись Ирана" (2007); Фестиваль моды в Тегеране (2008). Азаде Махини создает яркие, красочные декоративные панно в технике батика и набойки. К старинным техникам добавляет пайетки, бисер, роспись и аппликацию, либо роспись и коллаж. Азаде Махини сочетая различные техники, создает естественные простые узоры, изящные миниатюрные изображения на панно. Изделия А.Махини современны, просты и лаконичны по форме.
![Фото №92111. Декоративные панно. Азаде Махини (1982)](http://art16.ru/gallery2/d/92111-4/DSC07775.jpg)
![Фото №92181. АЗАДЕ МАХИНИ на выставке "Иран в зеркале искусства"](http://art16.ru/gallery2/d/92181-4/DSC07885.jpg)
Четвертый зал посвящен традиционному народному творчеству Ирана. Повсеместно известны набивные скатерти с богатыми цветочно-растительными мотивами, изображениями перьев, «огурцов», завитков и цветочных бутонов.
![Фото №91986. Скатерти. Хлопок, набивка](http://art16.ru/gallery2/d/91987-10/DSC07706.jpg)
Также в экспозиции можно увидеть несколько примеров ковроткачества.
![Фото №92071. Ковер домотканный. Ткачество](http://art16.ru/gallery2/d/92071-5/DSC07752.jpg)
![Фото №92086. Ковер декоративный. Ткачество](http://art16.ru/gallery2/d/92086-5/DSC07757.jpg)
«Серебристую чеканку» с изображениями птиц, деревьев, плодов и растений, оформленных в своеобразные инкрустированные рамы, с включением в их композиции изящных сценок, расписанных эмалью. Декоративный ковер на окно, популярный в Иране, я увидела впервые.
![Фото №92076. Декоративный ковер на окно. Ткачество](http://art16.ru/gallery2/d/92076-5/DSC07754.jpg)
![Фото №92081. Фрагмент декоративного ковра на окно (ткачество)](http://art16.ru/gallery2/d/92081-5/DSC07756.jpg)
![Фото №91991. Декоративные настенные панно](http://art16.ru/gallery2/d/91991-6/DSC07710.jpg)
![Фото №92031. Декоративное блюдо. металл, чеканка](http://art16.ru/gallery2/d/92031-5/DSC07738.jpg)
![Фото №92036. Декоративное блюдо. металл, чеканка](http://art16.ru/gallery2/d/92036-5/DSC07739.jpg)
Большое место на выставке занимает посуда, выполненная в технике чеканки по металлу, представленная в форме больших и маленьких декоративных подносов, элементами украшения интерьера,
![Фото №92041. Декоративное блюдо. металл, чеканка](http://art16.ru/gallery2/d/92041-5/DSC07741.jpg)
Экспонируются своеобразные декоративные панно на меху, оформленные в искусно украшенные резьбой деревянные рамы и представляющие собой вариант шамаилей - почерками «куфи», «сульс».
![Фото №92091. Декоративное настенное панно](http://art16.ru/gallery2/d/92092-10/DSC07759.jpg)
Огромную роль в украшении изделий для интерьера играла техника инкрустации.
![Фото №92061. Подставка для Корана](http://art16.ru/gallery2/d/92062-10/DSC07747.jpg)
![Фото №92026. Шкатулка. Дерево, перламутр, инкрустация](http://art16.ru/gallery2/d/92027-10/DSC07733.jpg)
В декоративных вазах, тарелках, пиалах, настенных декоративных панно широко используется роспись по эмали. Доминирующие цвета - бирюзовый, золотой, ореховый. Рельефно-выпуклые, как бы простеганные части изделий, покрытые тончайшим орнаментом, несут ощущение наполненности, живописности, пластической красоты и тепла.
![Фото №92006. Декоративные вазы с орнаментом](http://art16.ru/gallery2/d/92006-5/DSC07718.jpg)
![Фото №92016. Декоративные вазы. Стекло, роспись](http://art16.ru/gallery2/d/92016-5/DSC07721.jpg)
![Фото №92021. Декоративное блюдо. Керамика, глазурь](http://art16.ru/gallery2/d/92022-10/DSC07722.jpg)
Металлическая золоченая посуда - самовар, сосуд для воды, подстаканники, поднос - выполнены с большим чувством меры и сообразности.
![Фото №91996. Фрагмент экспозиции выставки "Иран в зеркале искусства"](http://art16.ru/gallery2/d/91997-10/DSC07711.jpg)
![Фото №92001. Подстаканники](http://art16.ru/gallery2/d/92002-10/DSC07712.jpg)
![Фото №92066. Декоративные рельефы. Портрет Дария. Подставки. Мастика](http://art16.ru/gallery2/d/92067-10/DSC07749.jpg)
Последний пятый зал через фотографию рассказывает о жизни современного Ирана. Автор фото - Гелюса Махмутова, одна из пяти представительниц РТ, посетивших Иран в 2011 году в рамках сотрудничества между РТ и ИР Иран в области СМИ. Как и в прошлом году, устроители выставки щедро одаривали всех посетителей, интересующихся культурой Ирана, книгами, журналами об Иране.
![Фото №92106. Витрина с книгами и журналами, изданными в Иране](http://art16.ru/gallery2/d/92107-10/DSC07766.jpg)
1 февраля 2012 года в НКЦ "Казань" прошла пресс-конференция "Роль женщины в Исламском мире". Провела пресс-конференцию Мохаммади Захра, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка и литературы Тегеранского Государственного университета. Главная мысль выступления представительницы Ирана заключена в том, что в их стране женщины ведут достаточно активную общественную деятельность, и хотели бы взаимодействовать с женщинами Татарстана, которые также не менее активно принимают участие в общественной жизни республики".
![Фото №92423. Расул Багернежад Шаян, Генеральный консул ИР Иран в Казани](http://art16.ru/gallery2/d/92423-4/DSC07922.jpg)
![Фото №92427. Асгар Рахмани Пакраван (Тар бас), Хамид Зареи (Тонбак) - ансамбль "Фараби" (Иран) на концерте в НКЦ "Казань](http://art16.ru/gallery2/d/92427-5/DSC07928.jpg)
Чуть позже, здесь же в НКЦ «Казань», ансамбль «Фараби» дал концерт иранской традиционной музыки. Ансамбль, образовавшийся в Иране в 2007 году, пользуется популярностью у себя на родине. "Фараби" награжден многими наградами музыкальных фестивалей Ирана. Так, в 2011 году, он получил первое место на фестивале музыки запада Ирана. О том как встретила музыкальный ансамбль из Ирана казанская аудитория говорят продолжительные аплодисменты.