
Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Спектаклем «Арлекин, слуга двух господ», показанным казанскому зрителю 8-9 октября 2011 года, завершился гастрольный тур Пикколо Театро ди Милано — Театра Европы по регионам России.
В турне по РФ вошли шесть городов: Ханты-Мансийск (16,17 сент.), Тюмень (20,21 сент.), Екатеринбург (25, 26 сент.), Челябинск (29,30 сент.), Уфа (4,5 октября), и Казань (8,9 октября). Это один из наиболее значимых проектов, проходящих в рамках года Италии в России и России в Италии — 2011.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Такой тур по регионам России прошел впервые. До этого постановку лучшего театра Милана могли видеть лишь зрители Москвы и Санкт-Петербурга. Искушенный столичный зритель неоднократно по достоинству оценивал великолепную игру итальянской труппы. Более того, в 2008 году спектакль «Арлекин, слуга двух господ» был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Попытаемся разобраться, случаен успех постановки «Арлекин, слуга двух господ», или закономерен? «Арлекин, слуга двух господ» — комедия, написанная Карлом Гольдони в 1745 году, впервые поставлена в Милане в 1747 году. Спустя 200 лет, в 1947 году, один из величайших режиссеров мира Джорджо Стрелер (1921-1997) обратился к пьесе Карло Гольдоне и возобновил ее постановку. “Арлекин” Джорджо Стрелера — это уникальное явление в жизни итальянского театра. С его постановки началась жизнь лучшего в Милане и первого в Италии государственного театра “Пикколо Театро ди Милано”. Свое название театр получил из-за небольшого зала в 500 мест, который располагался в первом историческом здании театра. Директором театра был Паоло Грасси, а художественным руководителем — Джорджо Стрелер. Паоло Грасси и Джорджо Стелер, открывая Пикколо Театро ди Милано, стремились осуществить свою мечту: создать театр для всех. И им это удалось. Пикколо Театро ди Милано демонстрирует публике высокохудожественные пьесы Карло Гольдони и Шекспира, Брехта и Беккета, Горького и Чехова и мн. др. авторов. В стенах театра играется приблизительно 600 спектаклей в год. Билеты продаются по доступной цене.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Комедия дель-арте “Арлекин, слуга двух господ”, начиная с 1947 года, побывала в 40 странах мира, ее постановки осуществлялись более 2300 раз. Остается удивляться, как за 64 года эта постановка не утратила своего шарма? И почему из года в год не угасает интерес к ней публики? Ответ прост: спектакль продолжает жить благодаря игре актеров. Причем на это указывает сам термин “комедия дель арте” (искусный театр), предполагающий совершенство актёров в театральной игре.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Джорджо Стрелер вытащил на сцену площадное искусство (комедию масок “дель арте“). Интрига комедии дель арте строится, как правило, на выяснении отношений между влюбленными. Причем сами влюбленные остаются в тени масок-дзани (слуг в итальянской комедии). Например, в комедии “Арлекин, слуга двух господ” самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок). Бригелла — умный слуга (ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив), Арлекин — глупый слуга (весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен). Роль Арлекино в спектакле “Арлекин, слуга двух господ” за 64 года постановки на сцене Пикколо Театро ди Милано сыграли всего два актера: Марчелло Моретти и Ферруччо Солери.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Для Ферруччо Солери маска Арлекино стала его образом, который Ферруччо выбрал в начале карьеры и играет всю свою жизнь, дополнял артистической индивидуальностью. У Ферруччо Солери было много других ролей, но он каждый театральный сезон неизменно выходит на сцену, играя Арлекино. В молодости Ферруччо строил планы, мечтал сыграть какие-то роли, но после успеха “Арлекино” понял, что лучшей роли для него нет. Ферруччо Солери намерен продолжать играть эту роль еще несколько лет, но уже сейчас доволен тем, что сделал в своей театральной карьере.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
О том, как он стал играть роль Арлекино Ферруччо Солери рассказал на пресс-конференции, предшествующей постановке спектакля на сцене театра им.Г.Камала в Казани: — Когда я учился на первом курсе Национальной академии драматического искусства в Риме, спустя два месяца после начала занятий один из преподавателей заметил: “Солери, ты же Арлекино!”. Я удивился: как же так, я вообще из Флоренции, а не из Венеции, даже не знаю венецианского диалекта?! На втором курсе этот же преподаватель дал мне роль Арлекино в другой пьесе Карло Гольдоне — это был наш выпускной спектакль. Роль была не такая большая, как в “Арлекин, слуга двух господ”. Но мне было страшно приступать к ней. Учитель заверил, что у нас есть двое людей, которые меня могут обучить Венецианскому диалекту. А что касается жестов, то из Милана должен приехать сам Марчелло Моретти. Но Марчелло всегда был занят на репетициях со Стрелером, а репетиции никогда не прекращались, так что Моретти не смог приехать из Милана. И тогда я начал ходить в библиотеки, читать все, что касалось моего персонажа, к актерам, которые когда-либо его играли.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
На генеральную репетицию Марчелло Моретти все-таки приехал. В конце я подошел и спросил у него: “Что я должен изменить? “. Он ответил, что ничего менять не надо. “Но хоть одну какую-нибудь вещь” — настаивал я. “Нет, нет, нет”— ответил он. И тогда я подумал, что настолько плох, что М.Моретти не может назвать даже одного, чтобы я мог исправить. Настолько ситуация плоха. Но потом у меня получилось все хорошо. И Стрелер пригласил меня заменять Марчелло Моретти на гастролях в Америке, потому что там по профсоюзным законам, хотя бы один раз в неделю главного актера должен заменять его дублер. Я играл каждый вечер маленькую эпизодическую роль слуги. Наблюдал за Моретти и пытался перенять его приемы (украсть, своровать). А один раз в неделю выходил на сцену в качестве Арлекино. Так что мой дебют Арлекино состоялся в Америке в Нью -Йорке в марте 1960 года. С 1963 года Ферручо Солери постоянно играет этого персонажа на сцене Пикколо Театро ди Милано. На сцене в Казани прошла версия спектакля 1956 года. Арлекин в этой интерпретации свеж и жизнерадостен. Со слов Ферруччо Солери, с персонажем его роднят две вещи: : во-первых, простота, он такой же простой как Арлекин, во-вторых, любовь к жизни. — Персонаж Арлекин обладает огромной жизненной силой, вечно молодой, может быть даже инфантильный, — рассказывает Ферруччо — к сожалению, я уже не молод, но должен заставить зрителя поверить в молодость своего героя, — продолжает Ф.Солери — мне в этом помогает маска. Не только она, но и все то что я делаю на сцене. Чтобы преуспеть в этом, мне надо себя поддерживать в прекрасной физической форме. Для этого я каждый день делаю растяжку, посвящаю этому занятию час, чтобы растянуть мускулы, освободить суставы. Для дыхания и сердца, я каждый день бегом по три раза в день поднимаюсь по лестнице на четыре этажа. Я благодарен своим родителям: папе и маме, Господу Богу, которые меня таким создали — завершает он. Позже на спектакле, наблюдая за игрой Ферруччо Солери, за его мальчишескими выходками, лацци (буфонными трюками), дурачествами на протяжении трех актов, определенных часовыми рамками — тремя часами, искренне удивлялась и восхищалась физической форме этого уже немолодого актера.

Пикколо Театро ди Милано — Театр Европы (Гастроли в Казани, театр Г.Камала, 8-9 октября 2011); Режиссер — Джорджо Стрелер; Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука
Структура комедии дель арте проста: три акта, обрамленные парадом с участием всех актеров труппы, сопровождающимся танцами, музыкой, приколами. Спектакль проходил на итальянском языке, и что интересно, титры над сценой на русском языке, призванные помочь в преодолении языкового барьера, практически не пригодились. Искрометная, темпераментная игра актеров и знание сюжета комедии полностью стерли лингвистическую преграду. Плюс ко всему периодически сыпались реплики на русском языке, что приводило публику в дикий восторг. После заключительного парада и поклона актеров, зрители никак не хотели их отпускать со сцены. И труппа Пикколо Театро ди Милано выходила на поклон снова и снова, срывая усиливающиеся с каждым разом в амплитуде аплодисменты.

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра; Серджио Эскобар – директор театра «Пикколо Театро ди Милано», Ферруччо Солери – исполнитель главной роли Арлекина с 1963 года, Стефано де Лука – ведущий актер театра «Пикколо Театро ди Милано», Аюпова Ирада Хафизяновна – Первый заместитель министра культуры Республики Татарстан.
Постановка Пикколо Театро ди Милано — Театра Европы
Арлекин, слуга двух господ. Карло Гольдони
Режиссер — Джорджо Стрелер. Возобновление — Ферруччо Солери в сотрудничестве со Стефаном де Лука. Художник — Эцио Фриджерио Костюмы — Франка Скуарчиапино Музыка — Фиоренцо Карпи Хореограф — Маризе Флах Художник по свету — Джерардо Модика Ассистент художника — Леила Фтеита Действующие лица и исполнители (08.10.11): Панталоне де Бизоньози — Джорджо Бонджованни Клариса, его дочь — Аннамария Россано Доктор Ломбарди — Томмазо Миннити Сильвио, его сын — Стефано Онофри Биатриче из Турина в мужской одежде, изображающая своего брата Федерико Распони — Пиа Ланчотти Флориндо Аретузи, ее возлюбленный — Серджо Леоне Бригелла, хозяин гостиницы —Энрико Банаверта /Стефано Гуицци* (09.10.11) Смеральдина, служанка Кларисы — Алессандра Джильи Арлекин, слуга Беатриче, а потом Флориндо — Ферруччо Солери /Энрико Бонавера* Слуга в гостинице, носильщик — Франческо Корделла Слуги — Джорджо Сангати, Катя Мирабелла Суфлер — Стефано Гуицци /Джорджо Сангати* Музыканты — Джанни Боббьо, Франко Эмальди, Паоло Маттеи, Франческо Маццолени, Элизабетта Пасквинелли. Маски — Амлето и Донато Сартори. P.S Гастроли Пикколо Театро ди Миланов России стали возможны благодаря инициативе Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова, Регионального общественного фонда поддержки «МТФ им. А.П.Чехова», Правительств РФ и Итальянской Республики, МК РФ и Министерства культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики.
Кинозарисовки:
фото и видео автора