С 26 августа по 30 сентября 2010 года в Некоммерческой галерее «Эбиволь» работает выставка «Казани посвящается». Выставка открыта ко Дню Республики Татарстан и представляет работы трех казанских художников, посвященные Казани. Три художника, три поколения, три взгляда.
Владимир Кочунов
С творчеством Владимира Ивановича Кочунова мы знакомы по его предыдущей выставке «Храмы России»
На выставке «Казани посвящается» Владимир Кочунов показывает Казань индустриальную, советскую - «Казань - Советская», так и называется выставка его работ. В монотипиях Кочунова Казань - город, который помнит старшее поколение жителей столицы.
Две другие участницы выставки - Евгения Шапиро «Уголки старой Казани» и Анастасия Бузунеева «У Казани женское лицо». Их работы живописны, пронизаны любовью к Казани, на этом сходство заканчивается. У каждой художницы своя техника, принцип подачи материала, особое видение.
Фото №58717. Казань-Советская. Владимир Кочунов Фото №58717. Казань-Советская. Владимир Кочунов Фото №58723. Казань-Советская. Владимир Кочунов Фото №58729. Казань-Советская. Владимир Кочунов Фото №58711. Казань-Советская. Владимир Кочунов Евгения Шапиро
Родилась в Прибалтике в семье военнослужащего. Жили в Белоруссии, на Чукотке. Любовь к рисованию привил отец. Женя сначала перерисовывала с картинок, затем начала рисовать с натуры. В 12 лет стала участницей выставки детского творчества в Магадане. За портрет девочки-чукчи получила призовое первое место и диплом. В 1967 году отца переводят в Казань.
Первое время семья Шапиро живет в военном городке в Волжско-Камском заповеднике. Женя поступает в 3-ий класс художественной школы, минуя два базовых класса, в которых юных художников обучают азам. Об этом Евгения жалеет и по сей день, ей кажется, что недополучила чего-то главного.
Рисует много. Сама природа Волжско-Камского заповедника подсказывает сюжеты к ее работам. Женя часами просиживает в лесу, рисуя акварели. Вспоминается Евгении один случай из детства: «Помню как-то до вечера просидела в лесу, акварель делала. Чувствую, кто-то смотрит. Оборачиваюсь. Вижу. Лесник стоит с овчаркой. Собака тихо сидит и внимательно на меня смотрит. Ее умные глаза я на всю жизнь запомнила».
День и ночь, проведенные в лесу за рисованием, принесли ожидаемый результат. Евгения с легкостью поступает в КХУ и заканчивает его. Потом много лет работает оформителем на различных предприятиях. И лишь спустя 22 года после окончания художественного училища начинает рисовать. «За это время почти разучилась рисовать, - сетует Евгения, - начала заново…. Много упущено».
12 лет назад Евгения одной из первых пришла рисовать портреты на Баумана. Было страшно, как всем первооткрывателям. В целях экономии средств, ходила пешком по Казани, стараясь разнообразить свой путь. Маршрут был таков: с Вишневского до Баумана, через улицы Калинина, Некрасова, Ульянова и другие улицы исторического центра.
«И вижу, что вчера был дом, а сегодня его на половину нет. И поняла, то, что Казань исчезает на глазах. Если бы в то время у меня был фотоаппарат, то я бы не рисовала, а фотографировала. Может быть это и хорошо. Потому что я стала рисовать. А потом заметила, что я рисую медленнее, чем их сносят. Как то заметила на Островского два кирпичных дома, через неделю пришла, а рабочие уже разбирают их. Я чуть не плакала. Развернулась и стала рисовать другое место» - рассказывает Евгения.
Именно исчезающая деревянная и кирпичная купеческая Казань сподвигла Евгению к рисованию городского пейзажа. И Женя стала рисовать дома, хотя ранее не любила это занятие, потому что «надо соблюдать перспективу, строить, двери, окошки. Это так скучно, между прочим. Ну а как Казань нарисовать без домов. И главное надо нарисовать, чтобы было ясно какой дом. Повторить наличники, все узоры. Если рисовать пятнами, то никто не поймет, какая улица, какой дом».
И у Жени это получилось. Теперь в копилке художницы более 100 акварелей с видами старой Казани. Часть акварелей Евгения Шапиро продала, часть подарила. Желающие получить «воспоминание» на картине, всегда найдутся.
«Однажды на Баумана, я продавала ксерокопии своих картин с видами старой Казани - рассказывает Евгения - Мимо проходил один человек с рюкзаком и спросил:
- Нет ли у Вас, изображения улицы Федосеевской?
- Вы знаете, у меня сердце кровью обливается, что не успела я ее нарисовать. У меня вот только дом с улицы Зои Космодемьянской нарисован - ответила я.
Оказалось, что детство этого мужчины именно там и прошло, мальчишкой он катался с горки на ул. З.Космодемьянской. Он купил эту ксерокопию. Разговорились. Теперь он житель Новой Зеландии.
- Да далеко забросила судьба нашего земляка! - подумала я».
Дома старой Казани сносили молниеносно. Евгения не успевала их зарисовывать. Хотя задалась целью запечатлеть «исчезающую», ею любимую столицу Татарстана. Вследствие этого, у нее появился фотоаппарат, и уже последний дом на Федосеевской Евгения не зарисовала, а сфотографировала. Больше домов не было. Руины, бомжи и собаки.
Женя любит животных, но стаю бездомных, брошенных собак, испугалась не на шутку.
- Когда стая собак бежит за тобой, страшновато! - делится воспоминаниями Женя.
- У меня были в сумке блины. Я стала бросать им эти блины. И пока они кушали, я шла по Федосеевской.
Дом был сфотографирован, возвращаться в этот руинированный район больше не было смысла.
Еще один эпизод навечно засел в голове Евгении. О нем она вспоминает с содроганием:
«Помню как-то шла по ул. Калинина. И там сносили один старый двухэтажный, деревянный дом. «Шар-баба» бьет, колотит по дому, а тот вздыхает, кряхтит, словно старик, но не падает. Понимает, что ему конец пришел и стонет. Слышать и видеть это было невыносимо, я бегом убежала прочь, вверх по Калинина. Одно дело увидеть по телевизору, а другое - наяву».
100 акварелей с видами старой Казани, написанных Евгенией, конечно же, мало для города с 1000-ей историей. Но каждая работа Е.Шапиро несет в себе какую-то свою, неповторимую историю, либо для города, либо для самой художницы.
«Однажды когда я рисовала дом на Тельмана, подошла пожилая женщина, лет 80-ти, и говорит: «А вы знаете, какая это улица прекрасная была? Мы на ночь запирали ворота и выносили перины и под яблонями летом спали на них».
Представьте себе. Огромный город. А вы, у себя, в маленьком дворике, на пушистой перине под звездным небом. Красота! Такой была Казань.
На сегодняшний день безвозвратно потеряны не только дома простых горожан, но и многие памятники архитектуры XIX века: Бывшая гостиница Дворянского Собрания (здесь останавливались, либо жили: А.С.Пушкин, Екатерина II, княгиня Волконская, Федор Шаляпин, Лев Толстой и др. известные нам из истории личности). Уничтожены номера гостиницы "Болгар", в которых проживал Габдулла Тукай. Нет больше домов, связанных с именем Федора Шаляпина. В Казани было три дома, где снимал комнату великий русский певец. Последний из них, расположенный по адресу ул. Некрасова, д. 27 Евгения Шапиро рисовала уже без крыши. Теперь и его нет. Потеряла былое очарование площадь им. Куйбышева. Стало по-современному, модерново, но пропал шарм старой Казани.
«Плакать хочется. Я, конечно, понимаю, что старое уходит, новое приходит. А вот жалко, просто невыносимо, как жалко. Ушел дух нашей старой Казани» - считает Евгения.
Фото №58759. Казань, ул. Волкова, 2001. Евгения Шапироакварель
Фото №58765. Казань, ул. Волкова, 2001. Евгения Шапиро; акварель Фото №58771. Казань, ул. Волкова, 2001. Евгения Шапиро; акварель Фото №58783. Казань, угол Качалова и Суконной, 1999. Евгения Шапиро; акварель Фото №58795. Казань, ул.Ульяновых, 1999. Евгения Шапиро; акварель Фото №58801. Казань, ул.Галактионова, 1999. Евгения Шапиро; акварель Об Анастасии Бузунеевой читайте в следующей статье. Другой художник - другая песня.
Смотреть все фото ->