Фото №57837. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" Лукиана_04Морис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
6 июля 2010 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась уникальная выставка «В пространстве полусвета» – гравюры и два коллекционных издания с иллюстрациями Эдгара Дега.
В Казань выставку привез художник, галерист и коллекционер - Юриий Петухов. Живописец по образованию, писал в стиле «гуманистического примитивизма». Став на стезю «галериста» - увлекся. На живопись оставалось все меньше и меньше времени, писать картины практически перестал. Но художественное мировоззрение помогает Юрию Петухову, придумывать и реализовывать выставочные проекты. Каждая экспозиция, выстроенная Ю. Петуховым - рассказ на «заданную тему», при помощи работ других художников.
Фото №57903. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" Лукиана_02Морис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Фото №57818. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" ЛукианаМорис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Фото №57849. Эдгар Дега. Иллюстрации к роману Людовика Галеви "Семья Кардиналь" _02Морис Потен (1874 - ?); С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Огюст Блэзо. Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1938 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
С 20-ти лет Юрий Петухов занимался изучением русского искусства. Накопив знания в этой области, перешел к изучению европейского наследия. Всерьез «заболел» искусством Западной Европы. И однажды он решил стать коллекционером. Вот уже пятнадцать лет Юрий Пеухов – коллекционер.
Фото №57855. Эдгар Дега. Иллюстрации к роману Людовика Галеви "Семья Кардиналь" _03Морис Потен (1874 - ?); С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Огюст Блэзо. Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1938 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Коллекцию гравюр Эдгара Дега коллекционер Юрий Петухов собирал пять лет. Ему было трудно решиться на приобретение первых графических листов. Но это было сродни наваждению. Вот, что рассказал на открытии выставки в Казани Юрий Петухов:
— С первыми листами я столкнулся пару лет назад в одной французской галерее. В течение года я думал, как поступить, потому что, цена была немалая и речь шла о разрозненных листах, а не полном комплекте иллюстраций.
Фото №57825. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" Лукиана_01Морис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Кроме того, это все-таки не сами монотипии Дега, а офорты с них. Часто бывая за рубежом, я всюду заходил в книжные магазины, букинистические лавки. Там мне попадались разные монографии, посвященные Дега, и парадоксальным образом я всегда открывал их ровно на том месте, где были воспроизведены эти композиции. Постепенно я пришел к выводу, что листы надо покупать. Потом подумал, что хорошо бы найти сами издания, для которых эти иллюстрации были созданы. Долгое время поиски шли безуспешно. Удача пришла внезапно: на очередном парижском аукционе мне удалось купить «Разговоры гетер». А буквально через неделю на другом аукционе продавалось издание «Семьи Кардиналь».
Фото №57831. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" Лукиана_03Морис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
«Разговоры гетер» Лукиана и «Семья Кардиналь» Людовика Галеви это роскошные издания 1930-х годов, изданные французскими коллекционерами и издателями Амбруазом Волларом и Огюстом Блэзо соответственно, уже после смерти художника. Оба издания были выпущены тиражом около трехсот экземпляров, каждое и посему представляют собой библиографическую редкость. А также - художественную ценность, несмотря на тот факт, что в книгах использованы не монотипии Дега, а офорты.
Однако офорты выполнены очень профессионально, с сохранением размеров оригинальных композиций. Перевел уникальные монотипии Дега в офорты гравировщик, Морис Потен.
Книги представляют собой портфолио - тексты и рисунки располагаются на разных, не связанных между собой, листах.
Фото №57855. Эдгар Дега. Иллюстрации к роману Людовика Галеви "Семья Кардиналь" _03Морис Потен (1874 - ?); С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Огюст Блэзо. Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1938 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
К книге «Семья Кардиналь» Людовика Галеви Дега сделал несколько десятков иллюстраций под впечатлением, полученным от ее прочтения. Иллюстрации были выполнены в технике монотипии («Mono» - один, «Typus» - отпечаток). Этой техникой Дега увлекся в середине 1870-х годов. Сам Дега не любил название «монотипия», а свои оттиски называл «рисунками, нарисованными жирными чернилами и потом напечатанными».
К сожалению Дега, Людовику Галеви (Ludovic Halevy) не понравились иллюстрации, созданные художником. На то были веские причины. Дега обозначил присутствие во всех, описанных в книге событиях автора – Галеви, запечатлев его на каждой иллюстрации. А Галеви, категорически не хотел становиться соучастником этих событий. Издание книги было приостановлено, и она увидела свет лишь в 1930-ых годах прошлого века.
Книга Л.Галеви «Семья Кардиналь», представленная на выставке – редкий экземпляр. Она выполнена в кожаном переплете, французским мастером, о времени переплета отдельных листов книги и об имени переплетчика стало известно благодаря личной печати мастера на книге. В целом же, издание «Семья Кардиналь», осуществленное Блэзо, ценно потому, что включает в себя несколько оригинальных монотипий Дега, считающихся ныне утраченными.
Для книги «Разговоры гетер» Лукиана издатель Амбруаз Воллар использовал серию монотипий Дега, известную под названием "Сцены в закрытых домах". Серия монотипий с изображением дам полусвета состояла из пятидесяти листов. И при жизни художника не была известна широкой публике.
Фото №57867. Эдгар Дега. Иллюстрации к роману Людовика Галеви "Семья Кардиналь"_05Морис Потен (1874 - ?); С оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Огюст Блэзо. Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1938 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Монотипии, обрисовывающие фривольный быт парижских борделей, кафешантанов Монмартра, изображающие дам полусвета, Дега демонстрировал лишь узкому кругу. В числе «счастливчиков», увидевших эти монотипии были: его близкий друг, писатель Галеви, художники, вхожие в мастерскую Дега: Писарро, Гоген, Тулуз-Лотрек, известный в Париже издатель Амбруаз Воллар. И, наверное, еще кто-нибудь, о ком история умалчивает. Но именно Амбруазу Воллару пришла мысль совместить монотипии Дега с античным текстом. И тела обнаженных дам, нарисованные Дега, прекрасно вписались в контекст античного автора.
Фото №57873. Эдгар Дега. Иллюстрации к "Разговору гетер" Лукиана_05Морис Потен (1874 - ?); Перевод на французский язык Рьера Луи. с оригинальных монотипий Эдгара Дега (1834-1917); Издатель Амбруаз Воллар. Типографмя A.Jourde, Hassen под контролем Огюста Кло, Париж, 1935 год; Бумага, офорт, "мягкий лак"; Из собрания Ю.М.Петухова (Москва)
Издание Воллара «Разговоры гетер» Лукиана, экспонируемое на выставке украшено автографом Воллара, что делает эту книгу эксклюзивной.
Воллар, привлекая к иллюстрированию литературных произведений крупнейших художников своего времени стоял у истоков формирования традиции издания роскошных книг «livre d’artistе» (дословно – книга художника). Два таких роскошных издания из коллекции Юрия Петухова посетители ГМИИ РТ могут увидеть на выставке в Казани. Коллекционер на открытии выставки поделился своими дальнейшими планами:
- Недавно нашлись еще две книги с иллюстрациями Дега, и, если я их приобрету, у меня будут все издания с графикой этого мастера.
Пожелаем коллекционеру удачи в собирательстве.
Кроме 32 офортов с монотипий Дега на выставке экспонируется фоторяд из 32 репортерских снимков Парижа 1900-1910-х годов, приобретенных Юрием Петуховым в агентстве Франс-Пресс. Документальные фотографии дополняют выставку, рассказывая о времени издания двух коллекционных изданий с иллюстрациями Дега.
Выставка знакомит зрителя с малоизвестным Дега - Дега-гравёром и Дега-иллюстратором. ОН создал около двух десятков офортов и более трехсот монотипий. Офорты, выполненные по монотипии Дега, интересны не только исполнением, но и подходом Дега к изображению обнаженного тела. До него обнаженные фигуры обычно изображали в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Обнаженные дамы полусвета Дега естественны в своих фривольных позах. Тема куртизанок в бордели не приветствовалась в обществе, для Дега не резонным было выставлять свои монотипии "Сцены в закрытых домах" на суд зрителей. И даже после смерти художника, боясь за репутацию брата, Рене Дега уничтожил очень многие из них. Однако часть листов уцелела и попала в частные коллекции и различные музеи.
Благодаря благотворительной деятельности коллекционера Юрия Петухова, миллионы российских ценителей творчества Эдгара Дега могут ознакомиться с уникальными коллекционными изданиями и офортами по монотипии Дега.
Елена Сунгатова. 8 июля 2010 года
Эдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдгар Дега́(фр. Edgar Degas) (19.07.1834. Париж – 27.09.19170) — французский живописца, один из виднейших представителей импрессионистского движения.
Фото №57897. На выставке "В пространстве полусвета". Эдгар Дега в ГМИИ РТ (Казань)