Выставочный зал «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» с 24 декабря 2019 по 10 марта 2020 года приглашает жителей Казани и гостей столицы Республики Татарстан на выставку «Художник Ахсан Фатхутдинов: письма другу».
Выставочный проект подготовлен к юбилейной дате — 80-летию народного художника—живописца, скульптора—монументалиста, мастера резьбы по дереву РТ, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая - Ахсана Саримовича Фатхутдинова (1939-2012).
В экспозиции экспонировано около 90 работ художника, представляющих серии: «Обереги-хранители» (1989–1999), «Третированные» (1989–1991), «Могильные камни» (2000-е годы), «Столбы» (2008–2009) и произведения, выполненные по мотивам тюркского фольклора, восточной литературы и поэзии. В витрине можно увидеть дневниковые записи и письма художника к своему другу Равилю Файзуллину из личного архива народного поэта РТ. Устроителями выставки предусмотрена возможность ознакомится с архивными документами через напечатанные на этикетках к работам выдержки из писем.
"Чуждые душе творца войны и завоевания, уход в небытие целых народов - должны сойти со сцены истории. Оглядываясь в прошлое, настоящее и будущее, невольно приходишь к мысли: только созидание и творчество принесут истиное счастье всем людям нна Земле"(Из книги "Ахсан Фатхутдинов" (автор Р.Шагеева)).
Кладбища - часть жизни общества; зират - священное место. Это место скопления мыслей, храм, куда ходит человек для очищения собственной души, спасения от греховности. Над кладбищем всегда стоит мираж, здесь грохот далеких времен и призраки ушедших. На кладбище человек чувствует личную ответственность перед поколением.."
"Рождение и смерть равноценные, равнозначные части жизни. Если первое воспевается, то второе ханжески замалчивается, опускается, словно смерть сама по себе нечто греховное или невозможное, в то время как это явление здоровое - только та точка в беспредельности, бесконечном процессе превращений, когда завершается один и начинается новый цикл".
"Эо ожившие души предков, которые напоминают о себе, о прошлом, чтобы мы не забывали, на какой земле живем, какая у нас родословная, кто наши предки и достойны ли мы в нашей жизни их памяти. Эти светлые призраки евблюдают за нами, как наша совесть. Они тоже - хозяева, обюереги, стражи нашего существования".
Из писем А.С.Фатхутдинова поэту Равилю Файзуллину
"Столбы (столпы) - это понятие и духовное. Людей, оставивших добрый след на этой земле, добившихся больших успехов в своем деле, творивших только добро, защищавших людей от зла, за другие благородные поступки называли столпами . Их в народе именовали "золотые столбы". В человеческом воображении живут столпы чести и совести, любви и трудолюбия".
"Я думаю, XXI век займется ремонтом разрушенного в предыдущем. Надо ремонтировать землю, небо и воды, города и деревни, животных и птиц, горы и овраги, озера и реки, дороги и мосты, деревья и сады, леса и поля - этот ряд бесконечен. Но самое трудное - ремонтировать душу человека".
"В язычестве я нашел созвучие своейй души... Обереги бессмертны... Они, возвращаясь время от времени и напоминая о себе, будут держать человека в рамках нравственности".
"Рассеяна по земле, развеяна по ветру наша культура. Надо ее собирать, восстанавливать. НЕужны хозяева - целители, хранители духовных богатств, собиратели, знатоки и мудрецы, соединяющие оборвавшиеся страницы Книги нашей истории".
Из писмо А.С.Фатхутдинова Равилю Файзуллину
... Шурале появился неожиданно, как-будто давно подстерегал меня в нишах сознания и получил сразу какой-то согласный лик, как будто сами руки неожиданно нащупали и вывели его, затаившегося на древеснос стволе в форме зашифорванного в тысячелетиях природного узора..."
"В эти трудные годы Шурале делил со мной кров, навещал меня со своим семейством, ел с одного стола, участвовал в моих собраниях.
—Ты опять своих чертей везешь? - спрашивали меня, когда я упаковывал своих Шурале на выставку. — Почему же ты делаешь одних Шурале? Да ты уже сам превратился в него. И я даже обижался..."
Из книги "Ахсан Фатхутдинов" (автор Р. Шагеева)
Ключ к выставке и к пониманию мировозренческой философии Ахсана Саримовича Фатхутдинова закодирован в его работах. Даже если бы не сохранилось его эпистолярное наследие, картины, скульптуры, декоративные полотна несут в себе посыл к корням культуры татарского народа, раскрывают волнующие художника темы идентичности татарского народа. Но нам, потомкам, повезло, мы можем ознакомиться с размышлениями художника на те или иные темы, поверьте, — это редкость.
p.s: 6 марта 2020 года в Выставочном зале «Манеж» в экспозиции выставки «Художник Ахсан Фатхутдинов: письма другу» состоялся круглый стол, посвященный творчеству мастера. Со студентами долго и обстоятельно беседовали: Марсель Бакиров, Равиль Файзуллин, Милеуша Хабетдинова. Вела беседу Рауза Султанова, зав. отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова., кандидат искусствоведения, лауреат республиканской премии им. Д.Сиразиева (2008) , заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010); лауреат республиканской премии им. Б.Урманче (2012).