С 10 февраля по 22 марта 2012 года посетители выставочного центра "Манеж" имеют возможность ознакомиться с уникальной коллекцией антикварных кукол Юлии Вишневской.

Юлия Вишневская, реставратор кукол, театральный художник, создатель Музея Уникальных Кукол в Москве. Экспонаты данного музея и представлены на выставке "Та самая кукла" в "Манеже". В экспозиции выставки в "Манеже" - более 150 уникальных экспонатов начала XIX - 2-ой пол. XX века производства ведущих мастеров Англии, Германии, Японии, США, Италии, России, Франции.





Самой молодой кукле на выставке 45 лет. Созданная по подобию куклы Суок из фильма-сказки режиссеров А. Баталова и И.Шапиро "Три толстяка" (1966), Суок стала самой желанной куклой советских детей. Правда, среди моих подруг из советского детства, ни у кого такой куклы не было, может потому что жила я в маленьком провинциальном городе? А вот с немецкими куклами знакома. Мне их привозила в подарок бабушка. Куклы-красавицы немки, с шикарными волосами, в пышных платьях выгодно отличались от кукол, изготовленных в СССР.

Да это и понятно. В 1920 году нарком просвещения Луначарский закрыл царские кукольные фабрики, самой известной из которых слыла "Журавлев и Кочешков". Все фабричные склады с куклами, аксессуарами были уничтожены. Фарфоровые красавицы, привезенные из Франции и Германии, хранящиеся на складах царских фабрик тоже разлетелись на множество осколков. Небольшое количество уцелевших кукол сохранилось благодаря их владелицам. Покидая родину, маленькие девочки увозили с собой и своих кукол-подруг. В стране Советов на смену изяществу пришел "совковый" практицизм. На прилавках магазинов появились куклы, без изысков, по-инкубаторски одетые в простую, практичную одежду. В идеологических целях в 1950-60 гг. вышла серия кукол "в костюмах народов СССР". Сделаны они были из модной по тем временам пластмассы.

Первые фарфоровые куклы появились во Франции, Германии и Италии приблизительно в 1750 г. Однако, "Золотой век" фарфоровой куклы приходится на более поздний период, 1830-1930 годы. Между производителями кукол Франции и Германии непрерывно шло соперничество: французская роскошь соревновалась с немецкой практичностью. Но для каждой куклы всегда находился свой хозяин. Просто некоторые предпочитали француженок, некоторые - немок. Дело вкуса и кошелька.


Признанными красавицами всегда считались французские куклы. Кукла-француженка, прежде всего, - максимальное выражение элегантности и красоты, некий образчик, коему должна была следовать светская дама. Фабрика Barrois (Париж, 1842-1878) выпускала кукол класса «люкс». Широко известна фирма, созданная в Париже часовщиком и ювелиром Леопольдом Ламбертом по производству кукол-автоматов. Фирма Жюля Штайнера STEINER производила механические куклы. На Международных выставках в Париже французские производители неоднократно были удостоены призовых медалей: основатель фирмы GAULTIER (откр. в 1867г.), Франсуа Готье - серебряной медали (1878); владелец фирмы Jumeau (откр. в 1843г.), - Эмиль Жюмо, выпустив в производство куклу-ребенка (Веве) - золотую медаль (1878).


Эмиль Жюмо шагал всегда в авангарде кукольного дела. Он один из первых понял, что для производителя кукол важно проявлять заботу о гардеробе своих подопечных, стоять в авангарде моды. Целые мастерские работали на специализированный журнал мод для кукол, придуманный Жюмо. Шились кукольные наряды, производились различные аксессуары, изготавливалась обувь, зонтики, сумочки, сундучки для парфюма и мн. др. В специализированных магазинах можно было обзавестись новеньким гардеробчиком для своей куклы и для этого не обязательно ехать в Париж. Один из немногочисленных магазинов был и у нас в России в Санкт-Петербурге на Малой Морской (разумеется в царское время). В 1899 году во Франции был создан SFBJ - Союз французских производителей кукол и игрушек. Это объединение кукольников Франции было вынужденным. На французский рынок хлынули более дешёвые немецкие куклы. Фирма Jumeau тоже вошла в союз. Именно, используя наработки Jumeau, SFBJ производил новые модели кукол. SFBJ просуществовал до 1925 года.


Одной из крупнейших немецких кукольных фабрик была "Simon & Halbig" (1869-1930). На фабрике выпускали фарфоровые кукольные головки, тела делали из дерева, папье-маше или других материалов. Таким способом немецкие производители, удешевив стоимость куклы, нашли тем самым своего покупателя. Своим качеством славились куклы немецкой фирмы Hanwerck (1876-1902).


Английские, итальянские, японские куклы в экспозиции выставки занимают небольшое пространство. Но их легко узнать. Примечательна портретная кукла Чада Велли (Англия, 1930г.) - в ней вы узнаете маленькую принцессу Великобритании Элизабет. Увидев куклу Ишимацу, тоже не ошибетесь (призведена в Японии).


Итальянская будуарная кукла сама притягивает взгляд. Мимо такой субтильной красавицы пройти не возможно. Эту даму и японку можно отнести к типу "будуарных кукол". Будуарным куклам свойственны удлиненные формы, мягкие тряпичные тела, руки и ноги. Чуть позже руки и ноги стали делать из дерева либо композита. Головы, как правило, композитные, обтянутые шелком или хлопком и расписанные масляными красками. Томность взгляду, устремленному в сторону, придавали оттененные веки. Закономерно, что первые будуарные куклы появились во Франции. В 1910 г. кутюрье Поль Пуаре (Париж) придумал такую вещь:он решил из куклы сделать модный аксессуар для женщин. Первые наряды для будуарных кукол Пуаре создал под влиянием костюмов Леона Бакста, выполненных для Дягилевских балетов. В связи с этим обстоятельством, видно сходство во внешности первых будуарных кукол и русских балерин. Появившиеся художественные (будуарные) куклы, с его подачи, стали украшением женских будуаров, салонов. Наличие у дамы будуарной куклы служило свидетельством ее изысканного вкуса. В Италии в 1920-х годах фирма " Lenci " считалась одним из ведущих производителей тряпичных будуарных кукол. Еще один экспонат, заслуживающий особого внимания, это кукольный домик. На выставке представлен кукольный дом, произведенный в России в нач. XX века. Это двухэтажный особняк с мансардой. Убранство комнат соответствует обстановке того времени.

Для справки:
Самый известный в России кукольный дом - "Нащокинский домик", выполненный по заказу большого любителя изящных вещей Павла Воиновича Нащокина. Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров, как малоизвестных, так и легендарных. Рояль работы Вирта был действующий и на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Этот кукольный дом обошелся хозяину в 40 тысяч рублей! Первый из известных миру кукольных домов принадлежал герцогу Альбрехту V Баварскому. Этот дом датируется 1558 (по данным других источников - 1611) годом. Он был заказан герцогом для его маленькой дочери. Это был не просто дом, а настоящий дворец в четыре этажа, с садом и фонтаном во дворе. В доме, помимо жилых комнат, были также танцевальная зала, ванная, комната для шитья. Все помещения были богато украшены, а для кукольных трапез имелось даже столовое серебро!

Как видим на примере этих кукольных домов, производство аксессуаров, обуви, одежды, - далеко не полный перечень того, что делалось в кукольной индустрии. Работали целые фабрики ради процветания кукольного бизнеса. Известен случай, когда для кукольного домика был изготовлен действующий рояль. Специальными палочками на нем можно было исполнять музыкальные произведения. Кукольные дома были не только предметом роскоши, они имели и утилитарное значение, использовались как наглядное пособие по образцовому ведению хозяйства, в игровой форме готовили девочек к замужней жизни.

фото автора
Комментарии
Елена, огромное спасибо за
круто
Статья содержит такую массу
Здравствуйте, Елена! Увидела
Здравствуйте! автор статьи
Просто для сведения -
Елена Борисенко, чего злая
Почему сразу злая то :),да не
Елена, все подписи делались в
PS я зашла на ту ссылку в
Комментарии, раз они попали
http://s019.radikal.ru/i600/1
Не видела адрес если честно-
Юлия - я Вам ответила. Это не