Валерий Поваринис: «Мне ближе нежные образы, нравится передавать печаль и грусть»

Заканчивается творческая командировка художника из Узбекистана Валерия Повариниса.

Фото №219898. Встреча. Валерий ПоваринисФото №219898. Встреча. Валерий Поваринис

В Казань художника привлекло желание творчески поработать: захотелось уединиться, отвлечься от основной деятельности: Валерий родом из Джизака, там окончил училище искусств, сейчас живет и работает художником-оформителем в Самарканде.

Когда Валерию исполнилось 25 лет, он крепко задумался над тем, почему всё свое время посвящает оформительской работе? «Я же художник!» — подумал Валерий и активно включился в выставочную деятельность. В том же году В.Повариниса приняли в Союз художников Узбекистана. И уже шесть лет Валерий постоянный экспонент выставок в Самарканде и др. городах Узбекистана, раз в год делает персоналку.

Фото №135923. Валиева Альфия , Патлай Владимир, Поваринис Валерий, Усманова Надира, Пучковская ЮлияФото №135923. Валиева Альфия , Патлай Владимир, Поваринис Валерий, Усманова Надира, Пучковская Юлия
Фото №135977. Групповой портрет с открытия выставки ''Восточный караван'', Казань, февраль 2013Фото №135977. Групповой портрет с открытия выставки ''Восточный караван'', Казань, февраль 2013

Впервые Поваринис побывал в Казани в феврале 2013 года в качестве участника выставки-продажи работ художников Узбекистана «Восточный караван». Инициатором проведения той выставки выступила Альфия Валиева, руководитель арт-студии «Айсель». Картинная галерея и студия артистической одежды «Айсель» в Узбекистане пользуется популярностью. «Айсель» — место сосредоточения талантов. В галерее проходят выставки, показы коллекций модной одежды. Художники Самарканда — постоянные экспоненты выставок, организованных Арт-студией «Айсель». Валерий Поваринис не исключение, его с галереей связывает дружба.

С октября 2013 года живет и пишет картины в квартире Файрузы Масхут, родной сестры Альфии Валиевой. Голос Файрузы Масхут в Казани многим знаком; его на татарском и русском языках ежедневно слышат жители Казани и гости столицы РТ, совершая поездки в метро, автобусах, трамваях.

Фото №220032. Файруза Масхут. Валерий ПоваринисФото №220032. Файруза Масхут. Валерий Поваринис
Фото №220074. Файруза Масхут, Валерий Поваринис, Елена СунгатоваФото №220074. Файруза Масхут, Валерий Поваринис, Елена Сунгатова

— Валерий, Вы уже 4-ый месяц на «чужбине», скучаете по дому?

В.П.:
— Да, скучаю. Настроение уже чемоданное, но пока я в ожидании «АРТ-галереи. Казань — 2014», которая будет проходить с 12 по 16 февраля 2014 года в Выставочном центре «Казанская ярмарка».

В Самарканде, когда у меня есть свободное время, я всё время пропадаю в «Айсель» и чувствую себя там как дома. Сотрудники галереи мои друзья, они помогают мне в меру сил и радуются успехам. В галерее есть сказочная женщина, Наташа Никитина, художник-дизайнер, модельер и мой лучший друг. Написав новую работу, в первую очередь, я несу и показываю Наташе. Она мой первый зритель и критик.

— Валерий, проживание в чужом для Вас городе, ином климате, оказало ли влияние на Ваше творчество?

В.П.:
— Думаю, что нет. Я постоянно нахожусь в закрытом помещении; тепло, солнышко в окошке. Живу в своем мире. Сначала думал, что немного поменялся. Потом начал анализировать: в октябре я делал персональную выставку, она была более сероватая, тона более приглушенные (коричневые, темно-синие). В Казани большинство работ получились яркими. Но яркость цвета, или приглушенность красок на холсте зависит от моего настроения.

Фото №219966. Тише едешь, дальше будешь. Валерий ПоваринисФото №219966. Тише едешь, дальше будешь. Валерий Поваринис

Когда мне радостно, а на улице солнечно и тепло, я могу сделать более яркие работы. Люблю присутствие в работе юмора, например, картина «Я не подглядываю!» буквально пропитана им.

Фото №219978. Я не подглядываю. Валерий ПоваринисФото №219978. Я не подглядываю. Валерий Поваринис

Но мне ближе нежные образы, нравится передавать светлую печаль и грусть. В Самарканде говорят, что даже в женских образах я рисую себя, свое состояние. Пожалуй, это так. Какие-то мои переживания, непременно, передаются в работе.

Фото №219942. Вторая половинка. Валерий ПоваринисФото №219942. Вторая половинка. Валерий Поваринис
Фото №219930. Под дождем. Валерий ПоваринисФото №219930. Под дождем. Валерий Поваринис

— Валерий, В Казани Вы побывали на нескольких выставках, как Вам казанские художники?

— В.П.:

— Казанские мастера оставили о себе хорошее впечатление. Но я больше закрытый художник. Глядя на других художников, мне хочется вслед за ними что-нибудь повторить, поэтому выставки меня отвлекают от своего творчества. Когда, наконец, впечатления от увиденного размываются, пишу по-своему, вновь появляются свои образы.

Фото №219972. Сказочный парк. Валерий ПоваринисФото №219972. Сказочный парк. Валерий Поваринис

— Об образах.

В.П.:
— Мне всегда очень нравилось рисовать стрекоз. Я их много рисовал. Однажды, рисуя, поместил стрекозу в клетку, которую девушка держит, назвал картину «Поймалась!». Когда я стрекозу «поймал», то перестал рисовать стрекоз и перешел на кошек. У меня дома жил рыжий кот, но мне больше нравится красный цвет, поэтому я написал его красным. Затем это вошло в привычку, я постоянно стал рисовать красных котов. Герои моих картин: кот, стрекоза и обязательно девушка вот с такими волосами, в последнее время появился персонаж с зонтиком.

Фото №220008. Цветы с лимонами. Валерий ПоваринисФото №220008. Цветы с лимонами. Валерий Поваринис
Фото №220026. На прогулке. Валерий ПоваринисФото №220026. На прогулке. Валерий Поваринис

Привыкаешь к каким-то образам, тяжело без них. Я пытаюсь поменяться, но от себя не уйдешь.

— Какое направление в живописи Вам ближе?

Фото №135779. Поваринис Валерий НАТЮРМОРТ. Фото №135779. Поваринис Валерий НАТЮРМОРТ. 2011 Холст, масло
Фото №135785. Поваринис Валерии НАТЮРМОРТ С ДЫНЬКОЙ. Фото №135785. Поваринис Валерии НАТЮРМОРТ С ДЫНЬКОЙ. 201 Холст, масло

В.П.:
— Раньше мне нравился реализм. Любимым художником был и остается И. И. Шишкин. Я скопировал много его работ. Иван Иванович был для меня учителем. Сейчас я на него совсем не похож. Изменился. У меня другие задачи. Мне нравится усложнять. Добиваться того, чтобы в картине была игра. Я мастихином добавляю фактуру. Но излишняя фактура убивает тонкость, и я это чувствую. Заканчиваю работы лессировкой.

Фото №219990. Кусочек сыра. Валерий ПоваринисФото №219990. Кусочек сыра. Валерий Поваринис

Я много экспериментирую. Есть целая серия работ, выполненных с помощью нанесения мазков на полотно по диагонали. Много работ написано в этой технике. И вдруг они мне стали неинтересны, показались однотипными. Начал краску брызгать. Так по сей день экспериментирую.

Фото №220020. Искушение. Валерий ПоваринисФото №220020. Искушение. Валерий Поваринис
Фото №219923. Моросящий дождь. Валерий ПоваринисФото №219923. Моросящий дождь. Валерий Поваринис

На многих картинах Валерия присутствуют углы и треугольники. Почему они появились, Валерий уже точного ответа дать не может, просто он «привык рубить формы» и привык к треугольникам.

Фото №219954. На прогулке. Валерий ПоваринисФото №219954. На прогулке. Валерий Поваринис
Фото №219984. Вдвоем. Валерий ПоваринисФото №219984. Вдвоем. Валерий Поваринис
Фото №219905. Любительница кошек. Валерий ПоваринисФото №219905. Любительница кошек. Валерий Поваринис

Валерий Поваринис сторонник темы в картине. Иногда он уже заранее знает, какую картину напишет, и как она будет называться. Например, так было с полотном «Красный кот, переходящий дорогу». Кота написал на переднем плане. И пошло, поехало.

Фото №220014. Красный кот, переходящий дорогу. Валерий ПоваринисФото №220014. Красный кот, переходящий дорогу. Валерий Поваринис

В.П.:
— А бывает, что колочу подрамник, натягиваю холст и еще не знаю, что я нарисую. Примерно, появляются какие-то идеи. Долго не думаю. Эскизы не делаю. Правда, иногда пишу какой-то образ пастелью, а потом в картине маслом собираю несколько образов в единую композицию. В ранний период я любил рисовать сны, философские работы, например «К цели»: Душой человек летит к цели. Сердцем чувствует, тянется. Глаз-луна, освещающий ему путь. Есть кто-то свыше, кто нас направляет. Как не стремись к цели, она от тебя отдаляется. Лучше плыть по течению.

Уже много времени прошло с того момента, когда в голове родилась идея написать картину: ночь, дождь, фонарный столб, привязанного к нему верблюда, на котором спит девушка. В доме горит свет, в тепле спит ее муж. Абсурд конечно.

Фото №219948. Кот в окне. Валерий ПоваринисФото №219948. Кот в окне. Валерий Поваринис

— Пока всё это объединить Валерию не удается, поэтому и кочует из картины в картину его любимая героиня, девушка, спящая на верблюде.

Фото №220038. Спящая. Валерий ПоваринисФото №220038. Спящая. Валерий Поваринис

— Валерий, всегда ли Ваши работы были такими светлыми?

Фото №219911. Привязанность. Валерий ПоваринисФото №219911. Привязанность. Валерий Поваринис

В.П.:
— Будучи студентом, я рисовал ужасы, мертвецов, зомби, за что был наказан.

Началось с того, что я каждую ночь рисовал какие-то графические картинки и как-то перед сном нарисовал домового. Спать ложусь, засыпаю, и во сне ко мне кто-то приходит, садится на спину и начинает меня душить. Я чувствую такой страх. Всё прекратилось, когда я все «страшные» картинки с кладбищами, мертвецами, зомби выкинул на мусорку.

С тех пор всё, что связано с мистикой, я больше не рисую. Правда был момент, когда забыв о вышеизложенных событиях, я решил начать новую тему и пофилософствовать. Написал картину на тему клонирования: мистический треугольник, переплетения, всевидящее око, мужчину и женщину. Все бы хорошо, но мужчина на рисунке получился ухмыляющимся, как бы я его не правил.

Моей сестренке «неприятная картинка» не нравилась, она настаивала, чтобы я ее убрал. Я не верил, но убирал. Когда доставал ее, у нас в семье случались неприятные моменты, однажды, даже пожар. Последний раз, когда я картину достал, пропал мой любимый рыжий кот. Осознав, что картина несет негатив, и что мистику мне рисовать не надо, я ее сжег. И теперь стараюсь писать радостные и добрые картины.

Фото №220044. На прогулке. Валерий ПоваринисФото №220044. На прогулке. Валерий Поваринис
Фото №220050. Букет цветов. Валерий ПоваринисФото №220050. Букет цветов. Валерий Поваринис

— Валерий, бывали ли случаи, когда Вам неудержимо хотелось что-то написать, под впечатлением увиденного?

В.П.:
— Есть такая работа, я написал ее весной в Узбекистане. Вы не представляете, какая у нас весна. Словами не объяснить, столько чувств, эмоций. В воздухе витает запах цветущих деревьев: урюка, персика. Однажды весной под теплым весенним дождиком я шел к бабушке. Кругом такая красота, сердце застучало, захотелось все это запечатлеть. Пока шел дождь, я сколотил подрамник и начал работать, как говорится, пока руки тряслись. Так, что я могу все бросить, обо всем забыть и начать рисовать.

Фото №219960. Под зонтом. Валерий ПоваринисФото №219960. Под зонтом. Валерий Поваринис

Находясь в Казани, Валерий Поваринис написал более 20 живописных работ. Разумеется, можно было бы и точнее назвать их количество, если бы художник считал некоторые из них завершенными.

В.П.:

— Очень тяжело сказать, когда работа закончена. Вот эту, например, я почти завершил (Двое влюбленных на лодке), потом передумал, всё закрасил и нарисовал другой сюжет; девушку под зонтом. Пока эта работа не закончена.

Фото №220002. Девушка с зонтиком. Валерий ПоваринисФото №220002. Девушка с зонтиком. Валерий Поваринис

Иногда случается ступор в работе, тогда я ее убираю в сторону. Приступаю к другой картине. Все незаконченные работы стоят у меня перед глазами в мастерской, я возвращаюсь то к одной работе, то к другой. Иногда число незавершенных картин доходит до десяти, это мне не мешает в работе, наоборот, кажется более удобным.

Фото №220062. Валерий ПоваринисФото №220062. Валерий Поваринис

— Оправдала ли себя творческая командировка?

В.П.:
— Я многое переосмыслил. Может быть не в картине, а сам для себя кое-что понял, находясь здесь, а именно, как в дальнейшем буду работать.

Валерий Поваринис

Персоналии: 

Комментарии

<p>Спасибо , уважаемая Елена за репортаж</p> <p>о нашем художнике. Очень теплая , добрая , позитивная статья. До скорой встречи на выставке в Казани!&nbsp;</p>

<p>До встречи, Альфия!</p>

<p>Замечательная статья о замечательном художнике - светлом, добром и талантливом! Спасибо автору и фотографу, передавшим настроение выставки и колорит работ</p>

<p>С каким удовольствием я посмотрела эти солнечные работы,&nbsp;спасибо вам!</p>