В гостях у Дмитрия и Ольги Пастернак

Недалеко от Казани, близ сельского поселения Сокуры, в коттеджном поселке живут два успешных и независимых профессиональных художника-дизайнера Дмитрий и Ольга Пастернаки.

Фото №278050. Art16.ru Photo archiveФото №278050. Art16.ru Photo archive

Чуть больше года назад они переехали за город. Все дизайнерские решения - исключительная прерогатива хозяев. Всё, включая элементы декора — своими руками : подсвечники, часы, зеркало, наличники на дверях и мн. др.

Фото №278062. Art16.ru Photo archiveФото №278062. Art16.ru Photo archive
Фото №278068. Art16.ru Photo archiveФото №278068. Art16.ru Photo archive
Фото №278110. Art16.ru Photo archiveФото №278110. Art16.ru Photo archive

Мастерская

Для профессиональной творческой деятельности построена просторная мастерская. Комфорт и удобство поставлены во главу угла.

Фото №277934. Art16.ru Photo archiveФото №277934. Art16.ru Photo archive

Эргономика мастерской продумана до мелочей. И опять же, всё, что я увидела  сделано руками хозяев. Вместе с  Ольгой они генерирую те или иные идеи, а затем совместно их воплощают.

Научная организация труда во всем.  Для удобства Дмитрий разработал эдакий художественный верстак. Электрический сервопривод движет всеми механизмами. Благодаря этому, на станок можно установить холст, деревянную панель любого размера, и писать картину при этом будет вольготно. Все под рукой. Хорошее дневное освещение.

Фото №277941. Art16.ru Photo archiveФото №277941. Art16.ru Photo archive
Фото №277947. Art16.ru Photo archiveФото №277947. Art16.ru Photo archive
Фото №277953. Art16.ru Photo archiveФото №277953. Art16.ru Photo archive
Фото №277977. Art16.ru Photo archiveФото №277977. Art16.ru Photo archive

Чтобы не уставала спина — есть специальное  приспособление, которое крепится на ремнях. Механизм разгружает спину и освобождает руки. Естественно — Дмитрий придумал и изготовил это устройство сам.

В мастерской много инструментов и приспособлений — каждому своё место. Дмитрий Моисеевич пилит, режет, старит дерево, сколачивает рамы и подрамники, натягивает кожу и холсты. Всё самодельное. Не пользуется обычными кистями. Краски не такие как у всех, хотя и масляные.

Фото №277959. Art16.ru Photo archiveФото №277959. Art16.ru Photo archive
Фото №277965. Art16.ru Photo archiveФото №277965. Art16.ru Photo archive
Фото №277971. Art16.ru Photo archiveФото №277971. Art16.ru Photo archive

Методов и технологий множество, и все они ноу-хау.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
(Б. Л. Пастернак)

Может быть строки любимого поэта повлияли на становление Дмитрия и на его «САМмость»?

Фотошоп и карандаш

В 50 лет Д. М. Пастернак увидел впервые программу «Фотошоп». Применив метод "научного тыка", в течение месяца начал ваять "нетленки". Инженеры прерпесс  в типографии очень удивились. «Где взяли? Кто сделал? Давно занимаетесь»- сыпались вопросы.  Дмитрий убежден, что только пробуя, можно чего-то достичь.

— Традиционные пути мне неведомы. Я — график. Для меня карандаш, рисунок — больше, чем живопись, поэтому люблю сепию. Много разных проектов было: абстракция; компьютерная графика; работал и работаю с кожей, разработал свою авторскую технику — ПАДО, в которой выполняю оригинальные портреты людей и животных, создаю картины на деревянных панелях. Сейчас занялся новым проектом — реалистические бархатные картины на дереве (первосортная фанера лиственницы, без сучков). Сепия. Эксклюзивная авторская техника. Масл. краски.

— Дмитрий, как вы относитесь к использованию фотографии при написании картины?

Д.П.:
— У каждого маэстро свои тараканы, свои идеи. Художники на пленэр сейчас редко ходят. Фотография пришла на помощь мастеру карандаша и кисти, с момента своего появления. Попробуй, нарисуй волка по памяти! Кто позировать будет? Небольшие фотографии художники разглядывали и изучали через лупу, перед тем как сделать эскиз и написать картину. В СССР, в кинотеатрах работали специалисты, они пользовались проекторами для написания афиш. Прогресс не стоит на месте. Сейчас нам в помощь дан айпад (iPad), на котором можно увеличивать фотографию. Я им пользуюсь, но перед этим совершаю компьютерные манипуляции с множеством фотографий, создаю образ.

— Дмитрий Моисеевич, в настоящее время Вы признанный мастер. Ваши работы находятся в частных собраниях многих известных людей России, США, Германии, Франции, Израиля, Нидерландов и др. Кого из людей Вы можете назвать учителем?

— Пастернака первым заметили мой отец, который привел меня в художественную школу и мама, портрет которой я нарисовал, один в один, на небольшом листочке бумаги. Я пришел к Потягунину Льву Александровичу, он меня без экзаменов принял в школу. Сразу взял и все. Еще могу назвать Якубович Елену Юрьевну.

Фото №277983. Art16.ru Photo archiveФото №277983. Art16.ru Photo archive

Путь в искусство

Потягунин Л.А. говорил отцу: «Из него выйдет очень хороший художник». Но я по тому пути не пошел. Я занимался кожей. Перед самой смертью Льва Александровича,  его встретил. Он заметил: «Ну, вот, а говорил, не будешь!». Я ему: «Ну, какой я художник, даже картин не пишу». «Самый настоящий художник» — ответил он. Когда я сделал первые картины на коже, его уже не было.

Для того, чтобы понять, как происходило становление и формирование художника-дизайнера Пастернака Дмитрия Моисеевича, приведу некоторые факты из его жизни.

Пастернак Дмитрий Моисеевич родился 18 апреля 1955 года в Казани. После художественной школы в Казани и службы в армии, окончил Ереванское художественное училище им. П.Терлемезяна — отделение художественных ремесел по специальности художник-модельер изделий из кожи. Затем учился в Московском НИТХИБ.
Объездил весь СССР. Где только не работал. Был директором магазина, начальником строй-группы, главным художником Кировского райпищеторга. Поехал в Норильск на завод, по дороге устроился во Дворец культуры. К концу года он уже стал гл. художником Норильского Дома культуры. Ставил спектакли, сценой занимался.
1984–1993 — кооператив «Золушка» (модельные туфли, предметы ДПИ). В Выставочном зале СХ РТ на первом этаже был киоск с авторскими кожаными аксессуарами.

1994 г. создал серию картин на коже и провел первую в своей жизни выставку, в Иерусалиме.

Взгляд

Дмитрий Пастернак считает, что искусство это не математика: понимаешь, не понимаешь. Ты это либо воспринимаешь, либо нет. Но отрицать это нельзя. Можно говорить о Малевиче. Он был философ, поэтому родился квадрат.

О братьях меньших

Рассказывая об это удивительной семье нельзя не упомянуть об их отношении к младшим домочадцам. Всего их три человека - одна кошка и две собаки. Мне показалось, что никто из них не покидал нашего общества на всем протяжении встречи, по-своему показывая себя и свои таланты.

Фото №278014. Art16.ru Photo archiveФото №278014. Art16.ru Photo archive
Фото №278026. Art16.ru Photo archiveФото №278026. Art16.ru Photo archive
Фото №278122. Art16.ru Photo archiveФото №278122. Art16.ru Photo archive

О личном

Ольга Пастернак :
— Дима пришел на «Спартак» и на шестой день изготовил первую пару туфель: от эскиза до последнего гвоздя. Сложности его работы могли позавидовать многие бывалые мастера-модельеры. В виде исключения, уже через месяц его отправили на учебу в Ереван. Надо отметить, что на учебу отправляли только с 3-х летним стажем. За что бы он не взялся, все ему по плечу. Когда мы познакомились, у Дмитрия уже был свой обувной цех на Советской площади в Доме пионеров.

Это был 1991 год. Он меня не помнит. Таких, как я, армия к нему приходила. В 6 утра люди очередь занимали. Он делал очень удобную обувь. К изготовлению подходил индивидуально. Делал туфли по полноте, на узкую и широкую ногу. Вручную колодки дотачивал.

Дима всегда занимался туфлями. В этом своя логика была. Обувная промышленность никогда не успевала за потребителем. Пока делают зимние сапоги, сезон проходит. Если летом начать делать, то сапоги пересыхают. Поэтому он делал только модельные туфли. Туфли круглый год покупают.

Пришла за туфлями. Одни купила, вторые. Потом свадебные туфли подруге заказала. Потом свои сапоги распорола, захотела бежевые туфли. Были времена дефицита. Кожу отдала его мастеру, а тот пропал. К тому же цех переехал. Дима на Карла Маркса купил помещение для цеха. Я их нашла. Пришла к директору, так мол, и так, где моя кожа?

Познакомились.

Дмитрий 30 лет занимался обувью, потом устал, сказал: «Баста!».

О хлебе насущном

Рисовал все время, но считал, что детские шалости. Зарабатывать на жизнь, таким образом — не серьезно.

В Выставочном зале СХ РТ у нас был магазинчик, там продавали изделия из кожи, изготовленные в нашей мастерской. Дмитрий придумывал, я конструировала, потом разрабатывали. В цехе трудились 15 мастериц. Изготавливали только эксклюзив.

Фото №277995. Art16.ru Photo archiveФото №277995. Art16.ru Photo archive
Фото №277989. Art16.ru Photo archiveФото №277989. Art16.ru Photo archive

Когда живешь с таким человеком, неизбежно занимаешься тем же, чем и он. В двух разных мирах жить не получится, никак. Сначала я просто делала, мне было все понятно, потом начала идеи подбрасывать, фантазировать. Я всегда рисовала, начинала учиться в художественной школе, но семья переехала, доучиться не довелось. Сама себя обшивала, моделировала одежду. Занималась прикладными вещами. Поэтому легко включилась в семейный бизнес. Получила экономическое образование. В жизни оно мне пригодилось.

С Дмитрием мы друг друга все время стимулируем. Я у него первый критик и первый оценщик. Многие вещи  интуитивно чувствую. Он по моей реакции определяет, нравится ли мне. «Я тебя не первый день знаю» — замечает он, если лукавлю.

Фото №278104. Art16.ru Photo archiveФото №278104. Art16.ru Photo archive

В кабинете на стене любимый портрет, на нем Дмитрий изобразил Бориса Пастернака.

Фото №278128. Елена Сунгатова, Дмитрий и Ольга ПастернакиФото №278128. Елена Сунгатова, Дмитрий и Ольга Пастернаки

Дмитрий и Ольга Пастернак

Персоналии: 

Комментарии

Замечательный репортаж! Красивая творческая пара - редкое явление в наше время! Уважаю!

Отличный репортаж! Работа с портретом поэта - тёзки необыкновенно хороша!