Балет А. Адана «Жизель» в программе Международного фестиваля им. Рудольфа Нуриева

16 мая 2013 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля в рамках XXVI Международного фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева, посвященного 75-летию великого танцовщика, состоялся показ балета Адольфа Шарля Адана «Жизель».

В театре был аншлаг, казанские поклонники с нетерпением ожидали в этот вечер встречи со своими кумирами: мэтром мировой балетной сцены Николаем Цискаридзе и его ученицей, солисткой Большого театра, Анжелиной Воронцовой. Они были анонсированы, как исполнители главных ролей в спектакле.

Прекрасная, полная драматизма сага о любви была написана Аданом в 1840 году по возвращении в Париж из Петербурга. Сценарий создан французским поэтом Теофилем Готье по старинной легенде, записанной Генрихом Гейне. В работе над сценарием участвовали известный либреттист Жюль Сен-Жорж (1799-1875) и Жан Коралли (1779-1854). Коралли (настоящая фамилия - Пераччини) на протяжении многих лет работал в миланском театре Ла Скала и др. театрах Европы. С 1831 года стал балетмейстером Парижской Королевской академии музыки и танца. Партия Жизели в балете была создана для выдающейся балерины Карлотты Гризи, ставшей вскоре женой одного из соавторов хореографии балета, чрезвычайно талантливого танцовщика Жюля Жозефа Перро. Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera. Идею хореографической композиции балетмейстеры позаимствовали из «Сильфиды», поставленной Ф. Тальони девятью годами ранее и впервые представившей публике романтический балет.

В балете «Жизель», внесшем новшества в искусство того времени, появилась кантиленность пластики, танец стал основным, очень эмоциональным, выразительным и поэтически одухотворенным. Героини встали на пуанты, их танец характеризовался такой же виртуозностью, как творчество музыкантов-инструменталистов той поры. Танец кордебалета приобрёл национальную характерность. В 1842-м, благодаря усилиям французского балетмейстера Антуана Титюса Доши «Жизель» была представлена российской публике на сцене петербургского Большого театра. Эта постановка во многом воспроизвела парижский спектакль, за исключением некоторых видоизменений в танцах. Следующую постановку балета для Мариинского театра осуществил в 1884 году знаменитый балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910). В Советское время в разных театрах возобновлялись прежние постановки. В изданном клавире (Москва, 1985) значится: «Хореографический текст Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в редакции Л. Лавровского».

Сюжет повествует о трагической любви крестьянской девушки Жизели и принца Альберта.

В первом отделении крестьяне собираются на праздник винограда. Граф Альберт возвращаясь с охоты, намного опередил свиту, чтобы встретиться с приглянувшейся ему Жизелью. В одной из хижин граф переодевается в простую одежду, стучится в дверь домика Жизели и признаётся ей в любви. Жизель счастлива и упоённо танцует с подругами. Её мать тревожится и предупреждает об опасности превращения в улиссу по древней легенде, но Жизель не может не танцевать, её вдохновенный танец воодушевляет подруг, и те кружатся в весёлом, радостном танце. Но тут приближается свита принца, и он незаметно исчезает, чтобы не было раскрыто его инкогнито. Жизель с любопытством рассматривает роскошный наряд знатной дамы Батильды. Та дарит Жизели золотую цепь за радушный приём и нехитрый рассказ о жизни крестьян. Из хижины, в которой переодевался Альберт, вдруг выходит лесничий Ганс, искренне влюблённый в Жизель. В его руках драгоценное оружие, доказывающее высокое происхождение того, кто вскружил голову любимой. Обман раскрыт. Жизель бросает к ногам Батильды подаренную цепь и падает. Не выдержав потрясения, она умирает. В втором акте мы видим деревенское кладбище ночью. К могиле Жизели приходит Ганс, горюющий о погибшей. Таинственные шорохи и огни пугают лесничего, и он убегает. Возникает повелительница вилис Мирта. Она вызывает вилис, которые окружают могилу, готовясь встретить новую подругу традиционным ритуалом. Из могилы появляется призрачная фигура Жизели, ее движения послушны волшебному жезлу Мирты. На кладбище появляется Альберт, мучимый скорбью и раскаянием. Верный оруженосец уговаривает его уйти из гиблого места. Альберт остается. Внезапно он видит перед собой призрак Жизели и устремляется за ним. Вилисы заставляют его танцевать. Жизель, пытаясь защитить любимого, подводит его к своей могиле, над которой установлен крест. Мирта взмахивает жезлом, но он ломается перед святыней. Жизель начинает танец, чтобы дать Альберту передышку, но он продолжает танцевать с ней. Постепенно силы его иссякают; далекий звон возвещает рассвет, лишающий вилис их силы. Они скрываются. Под звуки охотничьего рога появляются слуги, разыскивающие графа. Жизель навсегда прощается с ним и опускается под землю. Альберт безутешен.

Вечером 16 мая в Казани Николай Цискаридзе ещё раз подтвердил свой статус мэтра российского балета, представив казанской публике безупречный образ принца Альберта. Он царственно смотрелся на сцене, покоряя казанских поклонников своим неоспоримым аристократизмом и безупречной пластикой. Просто удивительно, как «Жизель» сразу не распознала, что перед ней не простой охотник, а самый настоящий принц. Это истинный праздник сердца, видеть на сцене нашего театра прославленного танцовщика, премьера Большого театра, замечательного педагога, телеведущего, народного артиста РФ, многократного лауреата премии «Золотая маска» и Государственной премии РФ. Николай Цисакридзе создал необыкновенно романтический образ, магия его танца увлекает и погружает зрителей в иное измерение.

Очень трогательно и беззащитно рядом с таким принцем смотрелась солистка Большого театра, лауреат конкурсов «Хрустальная туфелька» и «Арабеск» Анжелина Воронцова в роли Жизели. Казанская публика высоко оценила её безупречную технику, сдержанную эмоциональность и романтизм.

Дуэт Мэтра и его прекрасной ученицы восхитил любителей балетного искусства своей подлинной лиричностью и нежностью. Любовная история была сыграна на сцене очень искренно. За дирижерским пультом в этот вечер стоял главный дирижер Ереванского симфонического оркестра и музыкальный директор международного музыкального фестиваля «Бриттен и Армения» в Ереване маэстро Карен Дургарян - давний друг Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля. Оркестр под его управлением безупречно и филигранно исполнил великую музыку Адана. Поразительно трогательно звучала тема Жизели, эмоционально сильно и точно музыканты передавали все оттенки чувств героев.

Кордебалет театра удивил публику своим несомненным мастерством. В этой постановке так же принимали участие артисты балета Ольга Сизых и Артём Белов. Все они хорошо потрудились, чтобы создать настоящий праздник для балетных гурманов.

Отдельно нужно отметить творчество балетмейстера - постановщика - нар. артиста СССР Никиты Долгушина (Санкт-Петербург) и художника-постановщика - засл. деятеля искусств Чувашии Аллы Фроловой. Сценография и оформление спектакля создали непередаваемо приятную атмосферу и прекрасное праздничное настроение у публики. Этот замечательный вечер ознаменовал собой триумф великого искусства и балета в нашем городе.