XXVIII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева: Людвиг Минкус «Дон Кихот»

16 мая 2015 года под эгидой XXVIII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля представлен спектакль «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса.

Фото №819397. Art16.ru Photo archiveФото №819397. Art16.ru Photo archive
Фото №819335. Art16.ru Photo archiveФото №819335. Art16.ru Photo archive
Фото №819349. Art16.ru Photo archiveФото №819349. Art16.ru Photo archive
Фото №819367. Art16.ru Photo archiveФото №819367. Art16.ru Photo archive
Фото №819409. Art16.ru Photo archiveФото №819409. Art16.ru Photo archive

Балет, ранее шедший на сцене театра в постановке 1993 года обновлен, изменены декорации и костюмы, хореографические мизансцены отредактированы Владимиром Яковлевым по версии Мариуса Петипа и Александра Горского. В новой редакции больше внимания отдаётся образу Дона Кихота, его мечтам, фантазиям, устремлениям, поиску справедливости и образа Прекрасной Дамы.

Фото №819439. Art16.ru Photo archiveФото №819439. Art16.ru Photo archive
Фото №819500. Art16.ru Photo archiveФото №819500. Art16.ru Photo archive
Фото №819542. Art16.ru Photo archiveФото №819542. Art16.ru Photo archive
Фото №819463. Art16.ru Photo archiveФото №819463. Art16.ru Photo archive
Фото №819566. Art16.ru Photo archiveФото №819566. Art16.ru Photo archive
Фото №819578. Art16.ru Photo archiveФото №819578. Art16.ru Photo archive

В 1869 году по своему собственному сценарию хореограф Мариус Петипа предложил сочинить музыку к балету «Дон Кихот» профессору Московской консерватории по классу скрипки Л.Минкусу. В своём сценарии знаменитый хореограф отдавал предпочтение схеме чередования пантомимы, классических и характерных танцев. Основой балета стал классический танец, выражающий чувства главных персонажей, с помощью характерного танца отображались бытовые и социально-исторические нюансы, исполнялись дивертисментные номера.

Фото №819590. Art16.ru Photo archiveФото №819590. Art16.ru Photo archive
Фото №819614. Art16.ru Photo archiveФото №819614. Art16.ru Photo archive
Фото №819638. Art16.ru Photo archiveФото №819638. Art16.ru Photo archive

Сюжет почерпнут из романа М. Сервантеса (1547–1616) «Дон Кихот» (1605–1615), впоследствии, начиная с XVIII века, будет неоднократно воплощен на балетной сцене. В балетных постановках использовались новеллы о свадьбе богача Камачо (во французском варианте — Гамаша) и о любви юных Китерии и Басильо (главы XX и XXI второго тома романа).

Фото №819656. Art16.ru Photo archiveФото №819656. Art16.ru Photo archive
Фото №819668. Art16.ru Photo archiveФото №819668. Art16.ru Photo archive
Фото №819692. Art16.ru Photo archiveФото №819692. Art16.ru Photo archive
Фото №819698. Art16.ru Photo archiveФото №819698. Art16.ru Photo archive
Фото №819842. Art16.ru Photo archiveФото №819842. Art16.ru Photo archive

Музыка к балету сочинена довольно быстро. 14 (26) декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором одна Дульцинея исполняла классический танец, остальные персонажи представлены характерными танцами. Часто путешествуя по Испании, проникшись фольклорными танцевальными традициями страны, знаменитый хореограф воплотил на балетной сцене всю их яркость и своеобразие.

Фото №819764. Art16.ru Photo archiveФото №819764. Art16.ru Photo archive
Фото №819740. Art16.ru Photo archiveФото №819740. Art16.ru Photo archive
Фото №819752. Art16.ru Photo archiveФото №819752. Art16.ru Photo archive
Фото №819794. Art16.ru Photo archiveФото №819794. Art16.ru Photo archive

В настоящем спектакле, вновь поставленном на казанской сцене, задействована танцовщица фламенко Анна Федорова. Она выходит на сцену в третьем акте. Сервантес так писал об испанских плясках: «Казалось, <…> носится сама Радость и скачет само Веселье». Великий хореограф М.Петипа воплотил на сцене эти радость и веселье, создав бессмертный спектакль, по сей день не сходящий с лучших балетных сцен мира. К сожалению, история постановок сложна и до конца не прояснена. В 1900 году новую редакцию балета осуществил молодой хореограф Александр Горский. Петипа в мемуарах сетует, что Горский выдал его спектакль за свой. Знатоки считают, что в сохранившемся варианте Горского 70 процентов хореографии принадлежит авторству Петипа.

Фото №819806. Art16.ru Photo archiveФото №819806. Art16.ru Photo archive
Фото №819818. Art16.ru Photo archiveФото №819818. Art16.ru Photo archive
Фото №819830. Art16.ru Photo archiveФото №819830. Art16.ru Photo archive
Фото №819788. Art16.ru Photo archiveФото №819788. Art16.ru Photo archive

Музыка Минкуса, по словам Ю. Слонимского, «откровенно служебна и носит как бы вторичный, а не первичный характер — подсказана фантазией Петипа… как бы растворяется в зрительно-пластических образах… Единодушие и единогласие ее с хореографией таково, что это придает партитуре Минкуса в восприятии публикой специфическое качество — ее слышишь потому, что словно видишь». Большинство музыкальных номеров жизнерадостны.

Фото №820052. Art16.ru Photo archiveФото №820052. Art16.ru Photo archive
Фото №820070. Art16.ru Photo archiveФото №820070. Art16.ru Photo archive
Фото №820076. Art16.ru Photo archiveФото №820076. Art16.ru Photo archive
Фото №820088. Art16.ru Photo archiveФото №820088. Art16.ru Photo archive
Фото №820100. Art16.ru Photo archiveФото №820100. Art16.ru Photo archive
Фото №820172. Art16.ru Photo archiveФото №820172. Art16.ru Photo archive
Фото №820142. Art16.ru Photo archiveФото №820142. Art16.ru Photo archive
Фото №820118. Art16.ru Photo archiveФото №820118. Art16.ru Photo archive

Народный колорит выражен мелодиями испано-цыганских танцев, фольклорные танцы авторства Л.Минкуса стилизованы под аутентичные. В балете также используются темы вальса и галопа, в чём и проявляется несоответствие времени сценического действия.

Фото №820202. Art16.ru Photo archiveФото №820202. Art16.ru Photo archive
Фото №820214. Art16.ru Photo archiveФото №820214. Art16.ru Photo archive
Фото №820226. Art16.ru Photo archiveФото №820226. Art16.ru Photo archive

В партии Китри 16 мая на казанскую сцену вышла солистка Мариинского театра Анастасия Матвиенко, в роли Базиля — солист Мариинского театра Кимин Ким. Повелительница дриад — Екатерина Чебыкина (Мариинский театр), Эспада — премьер ТАГТОиБ им. М.Джалиля Артем Белов, в роли Дон Кихота выступил солист ТАГТОиБ им. М.Джалиля Глеб Кораблев. За дирижёрским пультом Ренат Салаватов.

Фото №820238. Art16.ru Photo archiveФото №820238. Art16.ru Photo archive
Фото №820244. Art16.ru Photo archiveФото №820244. Art16.ru Photo archive
Фото №820298. Art16.ru Photo archiveФото №820298. Art16.ru Photo archive
Фото №820304. Art16.ru Photo archiveФото №820304. Art16.ru Photo archive

Анастасия Матвиенко — Лауреат IV Международного конкурса артистов балета им. Сержа Лифаря (Киев, 2002, серебряная медаль), обладатель приза «Лучший дуэт» и первой премии пресс-жюри на Международном конкурсе артистов балета в Варне (2004), лауреат X Международного конкурса артистов балета и хореографов (Москва, 2005, золотая медаль), лауреат Международной балетной премии DANCE OPEN в номинации «Лучшая пара» (2011). Родилась в Севастополе, окончив Киевское государственное хореографическое училище, в 2001 году принята в труппу Национальной оперы Украины им. Т. Г. Шевченко (Киев), спустя полгода переведена в категорию солистов. В 2007–2009 годах — прима-балерина Михайловского театра, на сцене которого танцевала в спектаклях «Спящая красавица» (принцесса Аврора), «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия), «Баядерка» (Никия), «Щелкунчик» (Маша), «Сильфида» (Сильфида), «Жизель» (Жизель), «Раймонда» (Раймонда), «Дон Кихот» (Китри), «Корсар» (Медора), «Спартак» (Сабина) в хореографии Георгия Ковтуна, «Ромео и Джульетта» (Джульетта). С 2009 года — солистка Мариинского театра. Муж — премьер Мариинского театра Денис Матвиенко.

Фото №820316. Art16.ru Photo archiveФото №820316. Art16.ru Photo archive
Фото №820322. Art16.ru Photo archiveФото №820322. Art16.ru Photo archive
Фото №820269. Art16.ru Photo archiveФото №820269. Art16.ru Photo archive

Кимин Ким — лауреат международных конкурсов артистов балета: в Риме (I премия, 2008), Москве (II премия, 2009), Сеуле (I премия, 2009), Джексоне (II премия, 2010), Варне (I премия, 2010), Гран-при Международного конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь, 2012), Гран-при Международного конкурса Youth America Grand Prix (Нью-Йорк, 2012). Родился в Сеуле, окончил Корейский Национальный Университет искусств (класс Владимира Кима и Маргариты Кулик). В течение полугода был стажером балетной труппы Мариинского театра. Дебютировал в партии Али (подготовлена с педагогом Виктором Барановым) в балете «Корсар». С июля 2012 года — первый солист балетной труппы Мариинского театра.

16 мая на казанской сцене танцоры прославленного Мариинского театра трепетно, с изяществом и нежностью воплотили образы юных влюблённых, демонстрируя филигранную балетную технику, артистизм, неординарную лёгкость прыжка к великому удовольствию искушённой казанской публики.

Фото №819854. Art16.ru Photo archiveФото №819854. Art16.ru Photo archive
Фото №819902. Art16.ru Photo archiveФото №819902. Art16.ru Photo archive
Фото №819884. Art16.ru Photo archiveФото №819884. Art16.ru Photo archive
Фото №819878. Art16.ru Photo archiveФото №819878. Art16.ru Photo archive
Фото №819866. Art16.ru Photo archiveФото №819866. Art16.ru Photo archive
Фото №819920. Art16.ru Photo archiveФото №819920. Art16.ru Photo archive
Фото №819932. Art16.ru Photo archiveФото №819932. Art16.ru Photo archive
Фото №819944. Art16.ru Photo archiveФото №819944. Art16.ru Photo archive
Фото №819956. Art16.ru Photo archiveФото №819956. Art16.ru Photo archive
Фото №819969. Art16.ru Photo archiveФото №819969. Art16.ru Photo archive
Фото №819986. Art16.ru Photo archiveФото №819986. Art16.ru Photo archive

Дон Кихот