XXVI Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева открылся

14 мая 2013 года балетом А. Хачатуряна «Спартак» в Татарском академическом государственном театре оперы и балета открылся XXVI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Фото №153793. Евгения Образцова, Владимир Васильев, Рауфаль Мухаметзянов, Владимир ЯковлевФото №153793. Евгения Образцова, Владимир Васильев, Рауфаль Мухаметзянов, Владимир Яковлев

Спектаклю предшествовала пресс-конференция участниками которой стали: директор ТАГТОиБ им. М.Джалиля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов: художественный руководитель балетной труппы театра Владимир Алексеевич Яковлев; народный артист СССР, хореограф-постановщик спектакля «Анюта» Владимир Викторович Васильев (Москва); солистка Большого театра России, участница Нуриевского фестиваля Евгения Образцова (Москва); балетный критик, профессор Сергей Николаевич Коробков (Москва).

На пресс-конференции Рауфаль Мухаметзянов заметил, что данный фестиваль начинался как фестиваль классического балета и в таком статуте просуществовал 5 лет.

После посещения Рудольфом Нуриевым Казани в 1992 году, куда он прибыл по приглашению Рауфаля Мухаметзянова, для участия в фестивале классического балета, фестиваль стал носить имя великого русского танцовщика. Рудольф Нуриев тогда в первый и последний раз выступил на сцене нашего театра, но, увы, не как танцовщик, а как дирижер оркестра. Маэстро дирижировал в спектакле «Щелкунчик».

«Это было грандиозно! Музыка звучала „под ноги“ танцовщиков. Великий Нуриев сделал все, чтобы держать темп, удобный для них…» (офиц. сайт ТАГТОиБ им. М.Джалиля).

Фото №153786. Сергей Коробков, Владимир Васильев, Рауфаль МухаметзяновФото №153786. Сергей Коробков, Владимир Васильев, Рауфаль Мухаметзянов

Рауфаль Мухаметзянов и Владимир Яковлев вспоминали подробности встречи с Рудольфом Нуриевым, то как он дал согласие на то, чтобы фестиваль стал носить его имя. К обсуждению присоединился народный артист СССР, хореограф-постановщик спектакля «Анюта» на XXVI фестивале балета Владимир Викторович Васильев (Москва). Иначе, как Рудиком он Рудольфа Нуриева не называл. Они были друзьями.

Фото №153799. Евгения Образцова, Владимир ЯковлевФото №153799. Евгения Образцова, Владимир Яковлев
Фото №153817. Владимир ВасильевФото №153817. Владимир Васильев

Владимир Викторович Васильев отчетливо помнит, как в 1958 году, на смотре Хореографических училищ, впервые увидел Рудика, танцующего на высоких полупальцах. Ощущении от увиденного было потрясающее. «Не человек, а животное на сцене, красивое, удивительное» — так описал свои эмоции В.Васильев, сравнив попутно тело Нуриева с «нервом», «натянутой струной». (Р.Нуриев первый среди танцовщиков позволил себе высоко поднимать ноги, становиться на высокие полупальцы, исполнять высокие арабески и пассе. До него в балете так танцевали только женщины — Е.С.). Новое эстетическое состояние балетного актера на сцене; высокие полупальцы у всех русских танцовщиков, идет от Нуриева.

— Оставшись на Западе, он там пропагандировал наше классическое искусство, оказывая влияние на искусство мировое — продолжает В.Васильев, — на него там смотрели как на божество. В те времена уровень советского балета отличался от уровня западного, как небо и земля. Нуриев привил новые эстетические принципы. И балет на западе стал другим.

Фото №153823. Балет ''Спартак''Фото №153823. Балет ''Спартак''

Сегодня вечером на сцене ТАГТОиБ им. М.Джалиля балет А. Хачатуряна «Спартак» в постановке Г. Ковтуна. Хотя Рудольф Нуриев никогда не танцевал в этом балете, но выбор «Спартака» в качестве открывающего фестиваль, скорее закономерен, т. к. несмотря на наличие в спектакле линии любви мужчины к женщине, «Спартак» — балет, раскрывающий мужскую красоту.

Фото №153829. Art16.ru Photo archiveФото №153829. Art16.ru Photo archiveСпартак — Михаил Тимаев;Красс — Еурлан Канетов, Ливия — Кристина Андреева, Клавдия — Александра Елагина, Мать-волчица — Алина Штейнберг, Батиста — Глеб Кораблев. Дирижер — Карен Дургарян (Армения)  Арам Хачатурян, Балет в 2-х действиях, продолжит-ть 2.45

Спартак — Михаил Тимаев
Красс — Нурлан Канетов
Ливия — Кристина Андреева
Клавдия — Александра Елагина
Мать-волчица — Алина Штейнберг
Батиста — Глеб Кораблев
Дирижер — Карен Дургарян (Армения)
Арам Хачатурян, Балет в 2-х действиях, продолжительность 2.45

Фото №153835. Art16.ru Photo archiveФото №153835. Art16.ru Photo archiveСпартак — Михаил Тимаев;Красс — Еурлан Канетов, Ливия — Кристина Андреева, Клавдия — Александра Елагина, Мать-волчица — Алина Штейнберг, Батиста — Глеб Кораблев. Дирижер — Карен Дургарян (Армения)  Арам Хачатурян, Балет в 2-х действиях, продолжит-ть 2.45

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Италия. Мать-волчица вырастила и вскормила двух братьев, Спартака и Красса. У них есть подруга Ливия. Но пока нет любви. Появляется Клавдия. Между братьями «пробегает кошка». Начинаются злоключения. Красс похищает брата и отдает его в школу гладиаторов.

Фото №153847. Art16.ru Photo archiveФото №153847. Art16.ru Photo archive

Пока Спартак овладевает воинским искусством, Красс делает попытки овладеть сердцем Клавдии, не замечая любви к себе Ливии.

Случай сводит лицом к лицу двух братьев. Красс после очередной пирушки, желая зрелищ, с друзьями приходит в цирк. На арене гладиаторы, в числе которых и Спартак. Спартак требует поединка с братцем. Тот соглашается. Мать-волчица не в силах остановить их.

Фото №153859. Art16.ru Photo archiveФото №153859. Art16.ru Photo archive

Бунт и негодование в душе Спартака приводят к тому, что он становится организатором восстания гладиаторов. Вырвавшись на свободу, Спартак получает в награду расположение Клавдии. Девушка влюблена в отважного гладиатора. Коварный Красс, бесцеремонно ее похищает. Он готов к ее ногам бросить весь Рим. Клавдии это не интересно. Она несчастна.

Спартак с гладиаторами освобождают Клавдию.

Фото №153877. Art16.ru Photo archiveФото №153877. Art16.ru Photo archive

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Красс не сдается, взяв в сообщницы «слепую» от любви Ливию, готовит заговор.
Во главе гетер Ливия отправляется в лагерь повстанцев, с целью усыпить бдительность гладиаторов. Это им удается. Пока часть армии предается разврату, на лагерь нападает армия Красса. Результат нападения плачевен для повстанцев.
Красс добился цели. Ливия ему больше не нужна. Подруга (Ливия) прозревает. Она умоляет Спартака ее убить. Спартак непреклонен.
Появляется Клавдия. Ливия, увидев соперницу, в ярости хватает меч в порыве убить ту, которая овладела сердцем ее возлюбленного (Красса). Спартак отнимает у Ливии меч и убивает ее, защищая Клавдию.
К лагерю подтягиваются основные войска во главе с Крассом. Чувствуя скорую гибель, влюбленные прощаются. Впереди бой Красса и Спартака — последний в их жизни.

Мать-волчица, скорбя, оплакивает сыновей.

Фото №153901. Art16.ru Photo archiveФото №153901. Art16.ru Photo archive
Фото №153907. Art16.ru Photo archiveФото №153907. Art16.ru Photo archive
Фото №153919. Art16.ru Photo archiveФото №153919. Art16.ru Photo archive

 Балет Спартак. Фестиваль Р.Нуриева