В казанском ТЮЗе премьера! «Из глубины… Художник Ван Гог — Van Gogh»

В последние дни марта в Казанском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Из глубины… Художник Ван Гог — Van Gogh».

Фото №879672. Art16.ru Photo archiveФото №879672. Art16.ru Photo archive

ТЮЗ принял участие в конкурсе «Новый театр» фонда Михаила Прохорова и стал обладателем Гранта на постановку спектакля «Из глубины…».

«Живые картины» в одном действии созданы по мотивам ранних произведений Винсента Ван Гога (1853–1890) — нидерландского художника-постимпрессиониста. Также в канву постановки вошли письма художника к младшему брату Тео.

Фото №879648. Art16.ru Photo archiveФото №879648. Art16.ru Photo archive

Постановку спектакля осуществили:

Режиссер — Туфан Имамутдинов
Хореограф — Анна Гарафеева (г. Москва)
Художник-сценограф — Лилия Имамутдинова
Композитор — Эльмир Низамов
Художник по свету — Иван Матис (Франция).

Актерский состав:

Фото №879750. Art16.ru Photo archiveФото №879750. Art16.ru Photo archive

Галина Юрченко
Павел Густов
Анатолий Малыхин
Эльмира Рашитова
Нияз Зиннатуллин
Елена Качиашвили
Ильнур Гарифуллин

Спектакль «Из глубины… Художник Ван Гог — Van Gogh» — это современный проект, а не классическая постановка. Актеры общаются со зрителем посредством языка тела через танец Буто. Родиной танца Буто является Япония (1959). Для этого танца характерна внутренняя сосредоточенность и созерцательность, стремление к слиянию с природой. В нем нет резких движений, прыжков. Танцор должен освободить свой разум от ненужных личных проблем, прислушаться к своему телу, попытаться донести до зрителя то или иное состояние своего героя.

Язык танца сложен. Для того чтобы обучить казанских актёров Буто в Казань прибыла Анна Гарафеева. Она провела кастинг и в течении месяца занималась постановкой танца для каждого актера. Главной задачей Анны был процесс лишения тела каждого исполнителя признаков Цивилизации. В своем желании хореограф опирался на письма Винсента Ван Гога к Тео, его рассуждениям о красоте.

Амстердам, 9 января 1878
К. М. спросил меня сегодня, нахожу ли я красивой «Фрину» Жерома, а я ответил, что мне гораздо больше нравится уродливая женщина Израэльса или Милле или старуха Эд. Фрера. Что, в сущности, значит такое красивое тело, как у этой Фрины? Физической красотой обладают и звери, может быть даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, которых пишут Израэльс, Милле или Фрер, звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?

Анна Гарафеева уверена, что для передачи внутренней красоты человека танец Буто весьма хорош.

Фото №879624. Art16.ru Photo archiveФото №879624. Art16.ru Photo archive
Фото №879630. Art16.ru Photo archiveФото №879630. Art16.ru Photo archive
Фото №879642. Art16.ru Photo archiveФото №879642. Art16.ru Photo archive
Фото №879604. Art16.ru Photo archiveФото №879604. Art16.ru Photo archive
Фото №879612. Art16.ru Photo archiveФото №879612. Art16.ru Photo archive
Фото №879618. Art16.ru Photo archiveФото №879618. Art16.ru Photo archive

31 марта 2016 года в ЦСИ «Смена» состоялась встреча студентов театрального училища с людьми, работающими над постановкой спектакля на казанской сцене. Разговор шел о том, как осуществлялся творческий процесс? Каким образом удалось объединить танец, музыку? Хореограф Анна Гарафеева и композитор Эльмир Низамов работали независимо друг от друга так, как чувствуют и видят. Анна рассказала, что осуществляет постановку в тишине, для нее важно найти движение, ритм, внутреннее время каждого актера. О том какая будет музыка, она не имела ни малейшего представления. Эльмир шел своим путем, опираясь на тексты писем и репродукции картин. Перед композитором стояла нетривиальная задача: прозаический текст, который должен звучать; сложная ритмика, которая постоянно ломается. Эльмир искал нестандартные решения. Тексты им воспринимались как белый стих, задающий форму музыкального произведения. Эльмиру так работать еще не доводилось. В спектакле есть короткие номера, есть пространные. Сколько музыки получилось, столько получилось, композитор рассчитывал на час.

Встреча музыки и пластики состоялась уже когда танцы были поставлены, музыка написана. Начался творческий процесс: какие-то мелодии удлиняли, какие-то укорачивали, примеряли музыку к танцу, иногда приходилось менять способ существования актера на сцене. В результате возник диалог танца с музыкой. А когда в работу включился художник по свету Иван Матис, то начала вырисовываться общая картина.

Иван Матис обычно ставит свет о 5 до 10 дней. Для ТЮЗа он поставил свет за 1.5 дня. Мастер по свету — давно в профессии. Он часто работает над современными постановками. В обычных спектаклях, как правило, много жестов. В данном проекте жестов почти нет, этим постановка интересна. Первое вдохновение от процесса Иван ощутил на репетиции. Он наблюдал за сценическими движениями актеров, слушал музыку и думал, какими средствами и приемами получить нужный эффект. Иван работает контражюром, тенью (её можно сделать ярче или бледнее). С помощью света он привносит в сценическое пространство цвет.

Руководил творческим процессом режиссер Туфан Имамутдинов. Именно он осуществлял первый отбор текста, контроль над процессом создания спектакля. Туфан считает закономерным выбор темы Ван Гога для спектакля. По его мнению, Винсент Ван Гог — художник-прорыв. Он пробовал и не боялся. Всю жизнь положил на искусство.

31 июля 1882
Есть только три основных цвета — красный, желтый и синий; «составные» цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Добавляя черный и немного белого, получаешь бесконечные варианты серых: красно-серый, желто-серый, сине-серый, зелено-серый, оранжево-серый, фиолетово-серый. Невозможно, например, сказать, сколько существует зелено-серых: они варьируются до бесконечности.
В сущности, вся химия цвета сводится к этим нескольким простым основам, и правильное понимание их стоит больше, чем семьдесят различных тюбиков краски, потому что тремя основными цветами с помощью черного и белого можно создать больше семидесяти тонов и оттенков. Подлинный колорист тот, кто, увидев в натуре какой-нибудь тон, сразу понимает, как его надо анализировать, и говорит, например: «Это зелено-серо-желтый с черным и почти без синего» и т. п. Иными словами, это человек, который умеет получить на своей палитре серые тона натуры.
Однако, посетив мою мастерскую, ты убедишься, что я занят не только поисками контура, но, как и всякий другой художник, чувствую силу цвета и вовсе не отказываюсь делать акварели. Тем не менее исходным пунктом всегда остается рисунок, а уж из него развиваются все ответвления и формы живописи, включая и акварель, формы, до которых со временем дорасту и я, подобно всем, кто работает с любовью.

Фото №879660. Art16.ru Photo archiveФото №879660. Art16.ru Photo archive

Период раннего творчества художника наименее известен широкой публике, но именно тогда рождался будущий гений. Спектакль начинается с танца с землей. Для понимания этого выбора обратимся к отрывку из переписки Винсента с Тео.

Фото №879666. Art16.ru Photo archiveФото №879666. Art16.ru Photo archive

Лакен, 15 ноября 1878


«Боринажцы (жители Боринажа, местности к западу от Монса) занимаются исключительно добычей угля. Внушительное зрелище представляют собой эти уходящие на 300 м под землю шахты, куда изо дня в день спускается рабочее население, достойное нашего уважения и симпатии. Углекоп — это особый человеческий тип, характерный для Боринажа: дневной свет для него не существует — он наслаждается солнечными лучами только по воскресеньям. При свете лампы, струящей слабый, тусклый свет, трудится он в тесном забое скрючившись, а то и лежа, чтобы вырвать из лона земли уголь, который, как всем известно, приносит нам такую большую пользу. На работе он непрерывно подвергается тысячам опасностей, но бельгийский шахтер обладает счастливым характером: он привык к такому образу жизни и, спускаясь в шахту, во тьме которой ему светит лишь прикрепленная к его шапке маленькая лампочка, он вверяет себя Богу, а Господь видит его труд и охраняет его самого, его жену и детей».

Странствия по Боринажу сделали его «другим человеком». У него зарождается и крепнет желание стать художником. Он много копирует и рисует с натуры, но большая часть работ этого времени пропала.

Пишет людей, суровый быт, тяжелые условия жизни. В картинах ощущается чувство подавленности, людские страдания. Цветовая палитра темна и мрачна, как быт простых людей.

Фото №879678. Art16.ru Photo archiveФото №879678. Art16.ru Photo archive
Фото №879684. Art16.ru Photo archiveФото №879684. Art16.ru Photo archive
Фото №879690. Art16.ru Photo archiveФото №879690. Art16.ru Photo archive
Фото №879696. Art16.ru Photo archiveФото №879696. Art16.ru Photo archive
Фото №879702. Art16.ru Photo archiveФото №879702. Art16.ru Photo archive
Фото №879708. Art16.ru Photo archiveФото №879708. Art16.ru Photo archive
Фото №879714. Art16.ru Photo archiveФото №879714. Art16.ru Photo archive

Завершается постановка интерпретацией кульминационной работы Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» 1885.

Фото №879726. Art16.ru Photo archiveФото №879726. Art16.ru Photo archive
Фото №879732. Art16.ru Photo archiveФото №879732. Art16.ru Photo archive
Фото №879738. Art16.ru Photo archiveФото №879738. Art16.ru Photo archive
Фото №879744. Art16.ru Photo archiveФото №879744. Art16.ru Photo archive

Из глубины...(Художник Винсент Ван Гог)