Премьера оперы Дж. Верди «Аида». XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина

1 февраля 2013 при поддержке Президента Республики Татарстан, Правительства РТ и министерства культуры Татарстана в Татарском академическом государственном театре оперы и балета (ТАГТОиБ) открылся XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина.

Фото №124326. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиоповФото №124326. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиоповОпера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина. Египет воюет с Эфиопией.

В программу фестиваля вошли классические постановки, которые были в репертуаре Федора Ивановича Шаляпина.

Фото №133896. Великие творения Шаляпина глазами художниковФото №133896. Великие творения Шаляпина глазами художниковВыставка в ТАГТОиБ

Всемирно знаменитый русский бас родился 13 февраля 1873 года в Казани. Поэтому более 30 лет назад дирекцией Казанского оперного театра был задуман и учреждён этот оперный форум. Со временем фестиваль набрал силу и значимость, превратился в неотъемлемую часть культурной жизни страны и продолжает собирать гостей, артистов и поклонников оперы со всего мира.

Фото №124332. Жрецы совещаютсяФото №124332. Жрецы совещаютсяОпера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина.

Вот и сегодня премьерной постановкой оперы Дж. Верди «Аида» дирижирует старый друг казанского фестиваля им. Ф. И. Шаляпина - маэстро Марко Боэми из Италии.

Сотрудничество с фестивалем - особая страница творчества дирижера, в рамках которого были осуществлены новые постановки опер «Лючия ди Ламмермур», «Аида», «Дон Жуан», «Набукко», «Кармен», «Трубадур», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Казанская публика всегда тепло встречает маэстро. Знаменитый музыкант искренне восхищен новой редакцией оперы «Аида». Эта постановка, по словам маэстро, получилась очень красивой. Марко Боэми на Шаляпинском фестивале так же будет дирижировать татарской национальной оперой «Любовь поэта» Резеды Ахияровой. «Это произведение говорит с моим сердцем, и я боюсь, как бы ни заплакать во время репетиции» - сказал Марко Боэми на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля.

Фото №124338. О, избери богиня его - он не посрамит родного городаФото №124338. О, избери богиня его - он не посрамит родного городаОпера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 2-я картина.
Фото №124362. Амнерис в ожидании РадамесаФото №124362. Амнерис в ожидании РадамесаДействие второе. Картина первая. Одна из комнат в покоях Амнерис. Рабыни украшают дочь фараона к предстоящему празднеству - триумфальной встрече Радамеса.

Нарядно одетая публика начала собираться заблаговременно. Присутствовала некая интрига: премьера «Аиды» была анонсирована, как нечто высоко технологичное и высокохудожественное. Новую сценографию и костюмы к спектаклю создал московский художник Виктор Герасименко. Постановка спектакля осуществлена в год 200-летнего юбилея композитора Джузеппе Верди (1813-1901) под руководством народного артиста России Юрия Александрова (Санкт-Петербург).

Фото №124344. Египетские войска поведет РадамесФото №124344. Египетские войска поведет Радамес

В ходе представления на сцене должны были появиться живые лошади, но в последний момент этот зрелищный театральный трюк отменили: лошадку на сцену затащить не смогли - не предусмотрено архитектурой театра. Жаль, было бы весело.

Фото №124356. Танец негритят в тронном зале. Амнерис в радостном возбуждении ожидает возвращения РадамесаФото №124356. Танец негритят в тронном зале. Амнерис в радостном возбуждении ожидает возвращения РадамесаОпера «Аида» Дж.Верди. 2-е действие, картина1-я. Фото: Елена Сунгатова

В постановке заняты певцы, прекрасно зарекомендовавшие себя на лучших мировых оперных сценах.

Аида - Екатерина Шиманович (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Радамес - Ахмед Агади (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Амнерис - Юлия Герцева (Италия)
Рамфис - Михаил Казаков (Большой театр России; ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Амонасро - Юрий Ившин (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
Царь Египта - Сергей Ковнир (Национальная опера Украины им. Т.Шевченко, Киев)
Жрица - Зоя Церерина (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Гонец - Олег Мачин (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)

Ф.И Шаляпин когда-то, более 100 лет назад, сам участвовал в постановках «Аиды». Эта опера входила на протяжении многих лет в его репертуар.

Фото №124374. Огромная площадь в Фивах заполнена народомФото №124374. Огромная площадь в Фивах заполнена народомОпера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я. Фото: Елена Сунгатова

Вот, наконец, публика замерла в предвкушении чуда, затаила дыхание. Увертюра зазвучала очень нежно, скрипичное соло подчёркивало хрупкость человеческой судьбы, оркестр театра под управлением маэстро Марко Боэми звучал очень камерно и нежно. Только рокот литавров и духовых символизировали неотвратимость бед и напастей.

Фото №124446. Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствамиФото №124446. Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствамиОпера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-2-я. Фото: Елена Сунгатова

Занавес открылся, публика была приятно удивлена высоким художественным вкусом оформления спектакля, приятными цветами декораций, замечательными, красивыми костюмами персонажей. Декорации смотрелись очень гармонично. Вся постановка была решена в пастельных бежевых, голубых и терракотовых тонах.

Фото №124386. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войскамиФото №124386. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками

Первая ария Радамеса в исполнении Ахмеда Агади снискала восторженные крики «Браво». Так казанские поклонники приветствовали любимого и хорошо известного им тенора. Исполнительница роли Амнерис Юлия Герцева пленила казанскую публику своей виртуозностью и несомненной артистичностью.

Фото №124404. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войскамиФото №124404. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками

Опера повествует о прекрасной, древней, египетской легенде, которая поразила воображение великого композитора Дж. Верди своей простотой и нежностью до такой степени, что маэстро сочинял не только прекрасную музыку, но и писал текст диалогов и речитативов к этой опере, сам занимался первой постановкой и подбором исполнителей.

Фото №124392. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войскамиФото №124392. Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками

Египет воюет с Эфиопией. Начальник дворцовой стражи Фараона Радамес, назначенный полководцем египетских войск в этой войне, и эфиопская царевна Аида (теперь рабыня) любят друг друга. Но Амнерис (дочь египетского фараона) также влюблена в Радамеса и, догадываясь о своей сопернице, пытается выведать у него эту тайну.

Мечтая о славе полководца, Радамес решает попросить фараона подарить ему Аиду, как только он вернётся триумфатором. Аида разрывается между чувствами к Радамесу и любовью к родине.

Фото №124368. Удел госпожи - счастье, удел рабыни - скорбьФото №124368. Удел госпожи - счастье, удел рабыни - скорбь

Пока Радамес на войне, Амнерис решает испытать Аиду и после притворно-ласковых слов говорит ей, что полководец убит. Поражённая горем Аида выдаёт свои чувства. Амнерис гневно упрекает её за то, что она, рабыня, посмела соперничать с самой дочерью фараона. В душевном порыве Аида едва не говорит ей, что и она тоже - дочь царя, но потом, быстро опомнившись, просит у Амнерис прощения.

Фото №124410. Радамес возвратился с победойФото №124410. Радамес возвратился с победой

Радамес одерживает блестящую победу над эфиопами и со своим войском возвращается с триумфом в Фивы, ведя за собой пленных. Аида с ужасом узнаёт среди них своего отца - эфиопского царя Амонасро, который скрывает своё настоящее положение. Верховный жрец настаивает на казни пленных, но Радамес просит за них перед фараоном. В знак награждения фараон объявляет Радамеса своим престолонаследником и дарует ему в жёны Амнерис.

Фото №124416. Пощады, великий фараон!Фото №124416. Пощады, великий фараон!

Эфиопский царь, желая вернуть себе отчизну и зная о любви Аиды к Радамесу, говорит ей о необходимости узнать от Радамеса путь, по которому должны пройти египетские войска, чтобы эфиопы могли раньше занять этот путь. Аида отказывается, и тогда Амонасро в гневе говорит ей: «Ты уже не моя дочь больше, только рабыня фараона». Аида с горечью соглашается.

Фото №124434. берег Нила. Луна. Причаливает лодка с АмнерисФото №124434. берег Нила. Луна. Причаливает лодка с Амнерис

Ночью на берегу Нила происходит свидание Аиды с Радамесом. Аида предлагает ему бежать в Эфиопию. Влюбленный Радамес после некоторых колебаний соглашается и по просьбе Аиды называет тот путь, который свободен от египтян, и которым эфиопы могут пройти. Эфиопский царь Амонасро, подслушав разговор, присоединяется к ним, суля Радамесу счастье в своей стране.

Фото №124440. Радамес открывает тайну АидеФото №124440. Радамес открывает тайну Аиде
Фото №124452. Но Радамес непреклонен — ради любви к Аиде он пожертвовал честью и родиной.Фото №124452. Но Радамес непреклонен — ради любви к Аиде он пожертвовал честью и родиной.

Неожиданно к ним выходят Амнерис и верховный жрец Рамфис, которые подслушали всё. Радамес защищает дочь фараона от эфиопского царя и добровольно сдаётся в руки стражи. Аида и Амонасро исчезают. Амнерис обещает Радамесу спасти его, если он согласится забыть Аиду. Но он остаётся непреклонным её страстным мольбам.

Начинается суд, во время которого Радамес упорно отмалчивается на все делаемые ему вопросы, и в конце концов, невзирая на отчаяние и протест Амнерис, Рамфис с жрецами выносят приговор «предателю»: за измену Радамеса приговаривают к погребению заживо.

После того, как плита намертво закрыла вход в подземелье, перед очами Радамеса предстаёт Аида. Она узнала об участи любимого и тайно проникла в подземелье, чтобы умереть вместе с ним.

Фото №124470. Аида радостно ждет смерти: теперь никто не сможет разлучить ихФото №124470. Аида радостно ждет смерти: теперь никто не сможет разлучить их
Фото №124464. Приговор — изменник будет живым погребен в подземельеФото №124464. Приговор — изменник будет живым погребен в подземелье
Фото №124476. Они впервые счастливы: они вместеФото №124476. Они впервые счастливы: они вместеА над их головами, рухнув в безнадежной молитве , лежит Амнерис

Наконец соединенные, Аида и Радамес мечтают о счастье на небе; Амнерис, в траурных одеждах, стоит в храме над плитой в подземелье и просит у богов мир и отраду своему любимому Радамесу после смерти.

Опера «Аида» впервые поставлена 24 декабря в 1871 году в Каире, в России впервые поставлена итальянской труппой в Санкт-Петербурге в 1875 году, в Казани её премьера состоялась в 1887 году. Аида - женское имя, придуманное специально для этой оперы, и впоследствии получившее заметное распространение.

Фото №124482. На поклон. Опера Дж.Верди ''Аида'', ТАГТОиБ — 1.02.2013Фото №124482. На поклон. Опера Дж.Верди ''Аида'', ТАГТОиБ — 1.02.2013

Публика смотрела эту прекрасную оперу в 3-х действиях великого итальянского мастера на одном дыхании. Особенное восхищение вызвали дуэты Радамеса и Аиды в исполнении Ахмеда Агади и прекрасной певицы, Екатерины Шиманович. Её прекрасные арии и речитативы вызывали невольную волну аплодисментов из зала.
Особенно трогательно прозвучал финальный дуэт Аиды и Радамеса. Запомнилось потрясающее исполнение роли Амонасро Юрием Ившиным. Его пение мне показалось безупречным.

Фото №124488. На поклон. Опера Дж.Верди «Аида», 1.02.2013, ТАГТОиБФото №124488. На поклон. Опера Дж.Верди «Аида», 1.02.2013, ТАГТОиБ

Марко Боэми мастерски дирижировал оркестром и хором. Задавал мягкий, элегантный тон исполнителям главных ролей в постановке. «Эта музыка должна идти от сердца, поэтому, например, во втором действии я прошу оркестр не играть громко, а хор и солистов - не форсировать звук, чтобы насладиться симфонической структурой этой оперы», - сказал маэстро в своём пред-премьерном интервью казанской прессе. И маэстро всё удалось. Благодарная публика устроила овацию этому прекрасному оперному спектаклю.

Комментарии

<p>Была счастлива вновь оказаться в нашем прекрасном театре. Наконец-то я в партере. Обычно только на балкон. Экономлю. Вообще мне очень понравились только дирижёр и оркестр. Марко Боэми мой любимец. Однажды я на таком месте сидела, прямо над оркестровой ямой. Это целое представление, как он дирижирует. Обожаю его манеру. Главную мужскую роль пел Ахмед Агади &mdash; мой самый нелюбимый тенор<br /> <br /> Мы с подружкой его прозвали козлетон. Рядом со мной сидели девушки, и одна сказала про него:&quot;Надо же так базлать!&quot; По- моему, слово очень верное. Он старался всех переорать в дуэтах и в трио. Марко Боэми не мог с ним справиться. У Аиды не было верхних нот, вместо верхних нот она блеяла. Видимо погода сказывалась. Морозная, сухая погода очень вредна для голоса. Только Анамнерис, Царь Египта, Амонасро, &nbsp;и Жрецы справились достойно. Костюмы очень хорошие, прямо даже удивительно. Окружающим людям тоже очень понравились костюмы. В балете в середине танцевала чья-то жирноногая родственница, толком даже не могла ноги поднять и выпрямить. Да ещё в самый центр поставили, а по краям нормальные девочки танцевали. Публика это тоже заметила и зашикали. В Ласкала неудачные постановки прямо освистывают, у нас, конечно, до такого не дойдёт. Хотя, вобщем-то положительные моменты есть. Дирижёр прекрасный. Обожаю его. Мирового уровня маэстро. А вот Аида ещё на сцене так выглядела, т.е. была в таком костюме, что не понятно, что в неё можно влюбиться? Выбивалась из всеобщей красоты.</p>

<p>Время, когда делался акцент на пение (главное в оперном действии), прошло ...Покойный Соколов точно в своей книге описал 20 век бельканто. К сожалению, &quot;бабло побеждает всё&quot;.. Выходит, потраченные средства на декорации не смогли &nbsp;&quot;прикрыть&quot; пение солистов..! &nbsp; ПЕЧАЛЬНО. &nbsp;Непонятен также бас Козаков (приходилось слышать в партии Бориса). &nbsp;Бас-не бас? Да и &nbsp;&quot;школа&quot; слабовата....</p>

<p>Не буду спорить о достоинствах или недостатках тех или иных исполнителей. К тому же &nbsp; полность согласна с Вашим мнением, что примат оперы - пение.&nbsp; Антураж вторичен.</p> <p>Однако: представьте что бы было, если бы еще и &quot;бабло&quot; на оформление экономили? Богатые декорации привлекают не только зрителя, но и актеров. И есть надежда, что мы будем видеть (порой уже видим) на наших плошадках выступления самых ярких мировых звезд.</p>

<p>на этот раз по отзывам моих&nbsp; профессиональных друзей.побывавших на спектаклях-не всегда уровень исполнения был высоким...у меня пока не было возможности посмотреть записи этих спектаклей,но я знаю по записям практически все спектакли Казанского театра!..искренне люблю этот театр!!!но есть но....не впервые солисты Мариинки явно уступают другим...как бы не восхваляли их в прессе...В этом году выше всго прошла &quot;ТУРАНДОТ&quot;.где прекрасно показала себя украинская оперная диаспора!!!&quot;Онегин&quot; и &quot;Травиата&quot; вовсе не стали откровениями....Поэтому верю тем.кто критически здесь говорит о тех недостатках и певцах.которых восхваляет пресса...не всегда объективная и грамотная....Жаль,что своих.даже ставших достаточно&nbsp; знаменитыми лишь хвалят...хотя АГАДИ безжалостно тянул одеяло только на себя и был антиансамблистом...А Казаков вовсе неярок...хорошо бы задуматься об этом организаторам нового фестиваля....и не уверен.что &quot;ДОН КИХОТ&quot; станет откровением фестиваля...Дома опера не вызвала успеха...и это-уже норма для МАРИИНКИ...увы...ИЗВИНИТЕ ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ!.</p>