ТАГТОиБ им. М.Джалиля: Н.Римский-Корсаков «Царская невеста». Премьера

Фото №950818. Art16.ru Photo archiveФото №950818. Art16.ru Photo archive

Фестиваль, по уже сложившейся традиции, открылся с премьеры. Зрители увидели постановку оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».

Итак, гаснет свет. На сцене, как  на экране в кинотеатре, выводится имя автора и название оперы. На фоне этой картинки звучит прекрасная музыка Н.Римского-Корсакова, за дирижерским пультом маэстро АРИФ ДАДАШЕВ.  В увертюре к опере композитор рассказывает о предстоящих трагических событиях и знакомит слушателя с наиболее важным музыкальным образом, в данном случае, с образом главной героини Марфы.

Занавес  открыт. I-е действие «Пирушка».

Фото №950825. Art16.ru Photo archiveФото №950825. Art16.ru Photo archive
Фото №950830. Art16.ru Photo archiveФото №950830. Art16.ru Photo archive
Фото №950835. Art16.ru Photo archiveФото №950835. Art16.ru Photo archive
Фото №950840. Art16.ru Photo archiveФото №950840. Art16.ru Photo archive
Фото №950845. Art16.ru Photo archiveФото №950845. Art16.ru Photo archive

Действие происходит в  доме опричника Григория Грязного. Это богатый терем со сводчатыми решетчатыми окнами, многоуровневыми деревянными лестницами, на перилах, поддерживаемых резными балясинами, накинуты медвежьи шкуры. Посреди горницы стоит большой и длинный стол, ломящийся от изысканной еды и напитков, возле стола - лавки покрытые шкурами животных. Григорий Грязной пригласил со-товарищей опричников во главе с Малютой Скуратовым, боярина Ивана Сергеевича Лыкова,  царского лекаря Елисей Бомелия.  Вино льется рекой. Пьют за здравие царя. Иван Лыков только что вернулся из поездки по Европе, гостям интересно, что о русском царе говорят "бусурмане"?. Услышав, что царя Иваном Грозным величают, Малюта Скуратов радуется: «Гроза-то милость Божья; гроза гнилую сосну изломает», а далее  с напором и горделиво: «И вам, бояре, царь недаром к седлам метлы привязал. Мы выметем из Руси православной весь сор!».

Какая пирушка без плясок? 

Раздается хоровая песня «Яр-хмель», девки пляшут. 

Фото №950850. Art16.ru Photo archiveФото №950850. Art16.ru Photo archive
Фото №950856. Art16.ru Photo archiveФото №950856. Art16.ru Photo archive
Фото №950861. Art16.ru Photo archiveФото №950861. Art16.ru Photo archive
Фото №950866. Art16.ru Photo archiveФото №950866. Art16.ru Photo archive
Фото №951133. Art16.ru Photo archiveФото №951133. Art16.ru Photo archive
Фото №951138. Art16.ru Photo archiveФото №951138. Art16.ru Photo archive

В разгар веселья Малюта вспоминает о своей «крестнице», полонённой в Кашире Любаше «любовнице Грязного, чудо девке». Любаша исполняет протяжную песню «Снаряжай скорей, матушка родимая, под венец свое дитятко любимое». 

Фото №950871. Art16.ru Photo archiveФото №950871. Art16.ru Photo archive
Фото №950956. Art16.ru Photo archiveФото №950956. Art16.ru Photo archive

Гости расходятся. Григорий просит царского лекаря остаться. Любаша  становится свидетелем тайного разговора. 

Фото №950876. Art16.ru Photo archiveФото №950876. Art16.ru Photo archive
Фото №950881. Art16.ru Photo archiveФото №950881. Art16.ru Photo archive

После ухода Бомелия, Любаша пытается наладить  угаснувшие отношения со своим любовником. Звучит дуэт, в котором каждый говорит о своих чувствах. Она что любит, он, что разлюбил «...порвалася тетива - узлом ее не завяжешь...». В душе Григория - надежда ( он желает приворожить Марфу), в душе Любаши ненависть к сопернице".

Фото №950886. Art16.ru Photo archiveФото №950886. Art16.ru Photo archive

 «Приворотное зелье» II-е действие

Действие происходит в Александровской слободе.Улица. Справа расположен дом Собакиных, слева - Бомелия.  Вдалеке ограда и ворота монастыря,  в лучах заходящего солнца играют блики на куполах собора, золотом  блестит осенняя листва.  Православный люд расходится по домам после церковной службы. Все разговоры о предстоящей свадьбе царя. Звучит хор опричников. К дому Собакиных подходят  Марфа, Дуняша и Петровна. Петровна заходит в дом, а девушки садятся  на лавочке,  в ожидании отца Марфы.ю Завязывается  тихая непринужденная беседа. Марфа рассказывает подруге о своем женихе . Звучит ария Марфы «В Новгороде мы рядом с Ваней жили».

Фото №950891. Art16.ru Photo archiveФото №950891. Art16.ru Photo archive
Фото №950896. Art16.ru Photo archiveФото №950896. Art16.ru Photo archive
Фото №950901. Art16.ru Photo archiveФото №950901. Art16.ru Photo archive
Фото №950906. Art16.ru Photo archiveФото №950906. Art16.ru Photo archive

Появление на улице  Ивана Грозного, охраняемого опричником, пугает  Марфу, хотя она и не узнает в нем царя. Оркестр играет тему  Ивана Грозного. «Ах, что со мной? Застыла в сердце кровь!»  поет девушка. Царь уезжает. Появляется Василий Степанович, отец Марфы, и Иван Лыков, ее любимый. Звучит квартет. Все четверо заходят в дом.

Фото №950911. Art16.ru Photo archiveФото №950911. Art16.ru Photo archive
Фото №950916. Art16.ru Photo archiveФото №950916. Art16.ru Photo archive
Фото №950921. Art16.ru Photo archiveФото №950921. Art16.ru Photo archive
Фото №950926. Art16.ru Photo archiveФото №950926. Art16.ru Photo archive

На сцене появляется Любаша. Она выследила Марфу, пытается разглядеть ее, понять , что нашел в ней Григорий? Цель ее вечерней прогулки   несколько иная,  Любаша ищет встречи с Бомелием, чтобы он приготовил ей зелье: что «не совсем сгубило человека, а извело бы только красоту». Цену зелью назначает лекарь.  «Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя»  поет Любаша и входит в дом  Елисея Б. 

Фото №950931. Art16.ru Photo archiveФото №950931. Art16.ru Photo archive
Фото №950936. Art16.ru Photo archiveФото №950936. Art16.ru Photo archive

На улицу из соседнего дома выкатывается толпа  опричников, в пьяном угаре они избивают прохожего: «Никому от молодцев защиты» — вот их «потеха».

Фото №950941. Art16.ru Photo archiveФото №950941. Art16.ru Photo archive
Фото №950946. Art16.ru Photo archiveФото №950946. Art16.ru Photo archive

«Дружко»  III-e действие

Горница в доме Собакиных. Собакин  Лыков и Грязной  сидя на лавке исполняют трио. Каждый поет о своем. Василий Степанович о семье, оставшейся в Новгороде, Иван Сергеевич о любви к Марфе и желании  на ней жениться,  Грязной грезит о Марфе и люто ненавидит Лыкова.  В воздухе витает  напряженность. Иван Грозный желает жениться, устраивает смотрины. На смотрины невест, проводимые в Александровской слободе, собрали 2 тыс. девушек. Из них царь остановился на  12, среди которых Дуняша и Марфа. Есть повод волнению. «Да, вишь, покамест не до свадьбы» - поет Собакин. 

 "Что будет, если царь выберет в жены Марфу?" -  спрашивает Лыков Грязного. Григорий  отвечает: «Что делать? Пускай во всем Господня будет воля!». Просит  быть на его свадьбе Ивана и  Марфы  дружкой.

Со смотрин возвращаются Марфа, Дуняша и ее мать Домна Ивановна Сабурова.Звучит ариозо Сабуровой о смотринах. Со слов Сабуровой царь женится на Дуняше. Лыков  с облегчением выдыхает. Звучит его ария: «Туча ненастная мимо промчалася». На радостях  разливают мед, Сабурова и Дуняша исполняют величальную песню Лыкову и Марфе. Грязной подсыпает в бокал Марфе, по своему разумению, «приворотное» зелье, но зелье не то. Любаша подменила «приворотное» на «отравляющее». Пришедший в дом Скуратов оглашает новость: «Грозный выбрал в жены Марфу».

«Невеста» IV -е действие


Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Отец опечален «Забылся... авось полегче будет».

Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. «Так вот недуг любовный! Обманул ты меня, обманул, басурман!».  Обезумевшая от горя Марфа принимая Григория за Ивана,  поет ему свою последнюю арию «Ах, посмотри: какой же колокольчик я сорвала лазоревый».  Григорий не может смотреть на помутившуюся рассудком Марфу, просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием.

Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной закалывает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».

Действующие лица и исполнители

Собакин Василий Степанович, новгородский купец - Михаил Казаков, МИХАИЛ СВЕТЛОВ (США)
Марфа, его дочь - Венера Протасова (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Грязной Григорий, опричник - СТАНИСЛАВ ТРИФОНОВ Заслуженный артист Белоруссии, лауреат Государственной премии Республики Беларусь (Большой театр Республики Беларусь)
Лыков Иван Сергеевич, боярин - СЕРГЕЙ СЕМИШКУР (Мариинский театр)
Любаша, любовница Грязного - ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВА (Мариинский театр)
Малюта Скуратов, опричник - ИрекФаттахов (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Бомелий Елисей, царский лекарь - МАКСИМ ОСТРОУХОВ ("Новая Опера")
Домна Сабурова, купеческая жена - ЕЛЕНА ВИТМАН (Мариинский театр)
Дуняша, её дочь, подруга Марфы - ВЕРА ПОЗОЛОТИНА (Астраханский государственный театр оперы и балета)
Петровна, ключница Собакиных - Светлана Смирнова, заслуженная артистка Татарстана (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Иван Грозный - артист балета Ильнур Зарипов (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Сенная девка - Ирина Локтяжнова (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Истопник - Фанис Мухтаров (ТАГТОиБ им. М.Джалиля).

В спектакле принимали участие артисты хора, балета, мимического ансамбля театра.

 Соло в оркестре: заслуженный артист Татарстана Андрей Каминский (виолончель), заслуженный артист Татарстана Владислав Захаров (флейта), Руслан Веригин (гобой), заслуженный артист Татарстана Игорь Синекопов (кларнет)

Композитор Николай Римский-Корсаков
Либретто Н.Римского-Корсакова и И.Тюменева по одноименной драме Л.Мея

Музыкальный руководитель постановки и дирижер – АРИФ ДАДАШЕВ (Московский государственный театр оперетты “Московская оперетта”)
Режиссер-постановщик – МИХАИЛ ПАНДЖАВИДЗЕ (Большой театр Республики Беларусь)
Художник-постановщик – ГАРРИ ГУММЕЛЬ (Германия)
Художник по костюмам – НИНА ГУРЛО (Большой театр Республики Беларусь)
Художник по свету - СЕРГЕЙ ШЕВЧЕНКО (Москва)
Хормейстер – ЛЮБОВЬ ДРАЗНИНА (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Ответственный концертмейстер - АЛСУ БАРЫШНИКОВА (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)