Фото №93682. Выставочная площадка НТО "Графком"выставка \"Офортный класс\";
\"Арт-галерея. Казань-2012\" На "Арт-Галерее. Казань - 2012" состоялась первая групповая выставка «Казанского ГРАФКОМа» - «Офортный класс». Неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ» создано совсем недавно. Их объединила любовь к гравюре.
Фото №93670. Спор о слоне. Антонова, офорт\"Арт-галерея. Казань-2012\" Отправной точкой в создании Казанского графического комитета можно считать проведение в Татарстане Первой Казанской Международнай биеннале графики. Собственно говоря, идея проведения биеннале родилась не на пустом месте и не с неба упала. Искусство гравюры имеет в Казани глубокие корни:
1920-1924 - Графический коллектив "Всадник", с 1922 года носит название Графический коллектив Казанских государственных мастерских. В составе "Всадника" были Плещинский И.Н., Андреевская М.Г., Вильковыская В.Э., Мощевитин Д.П., Платунова А.Г., Федотов С.С., Чеботарев К.К.
Фото №14768. Красная армия. Чеботарев К.К.картон, масло В период с 1960-1970 гг., когда печатная графика становится одним из передовых видов искусства Советского Союза, в Казани работают: Иван Язынин, Лев Потягунин, Ирина Колмогорцева, Тавиль Хазиахметов, Александр Туманов, Юлия Вургафт-Каспина, Надир Альмеев и др. мастера графики.
Фото №67130. Визит Екатерины II в Казань в 1767г.Колмогорцева И.К.Казань Фото №79769. Ксилография. Туманов А.Р.В технике торцовой гравюры выполнены иллюстрации в книге Серафима Власова «Хрустальный город» с поэтическим миром Древней Руси и Сергея Германова «Озеро Синих Гагар». Годы Перестройки ознаменовались спадом в развитии графического искусства. Трудоемкость процесса привела к тому, что многие художники были вынуждены отказаться от печатной графики.
2011 казанские графики объединились в неформальное творческое объединение художников и искусствоведов «Казанский ГРАФКОМ». Приоритетной задачей деятельности объединения считается продвижение гравюры, как самостоятельного вида искусства. Художники собрались, чтобы изучать, развивать и популяризировать гравюру.
Фото №93674. Карта Казани. Ю. Бердников. Офорт\"Арт-галерея. Казань-2012\" В «Казанский ГРАФКОМ» вошли:
художники: Ирина Антонова, Александр Артамонов, Юрий Бердников, Владимир Пискарев, Вера Карасева, Сергей Репнин, Андрей Шляпкин; искусствоведы: Наталья Зюмченко, Ольга Улемнова.
Фото №76020. Дети. Репнин С.А. 1968 (Казань)бумага, офорт;
Гусиные крылья белыми будут,
Мужскими крыльями - кони будут.
В школе учась, окрыляются дети -
Уменья и знанья их крыльями будут.
(Перевод Т.Шарафиевой) 1912
Об особенностях, тонкостях одного из самых интеллектуальных, сложных и загадочных видов искусства рассказывает искусствовед Ольга Львовна Улемнова:
Фото №61357. Ольга Улемновакандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГМИИ РТ - Гравюра трудоемка, требует специальных знаний, специального оборудования, сочетает в себе творчество с ремеслом, подчас требующим приложения значительных физических усилий (как в ксилографии) или сопряженным с вредными и опасными условиями работы (как в офорте). Вместе с тем каждый вид гравюры обладает собственным художественным языком, отличным от всех других видов искусства, своеобразными выразительными средствами, обусловленными техникой и материалом, с которыми работает художник. На выставке «Офортный класс» - продолжает Ольга Улемнова, - художники ГРАФКОМа знакомят публику с одной техникой гравюры, возникшей еще в XVI веке, - офортом. Металлическая доска (медная или цинковая) покрывается кислотоупорным лаком, по которому иглой процарапывается рисунок, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. После травления лак смывают водой, краску набивают тампоном. Печать осуществляется на металлографском (офортном) станке. Применяемая при подготовке офортной доски азотная кислота по-французски звучит как eau-forte, что и дало название данной технике. На выставке «Офортный класс» художники делились секретами своего мастерства, демонстрировали процесс печати оттисков на металлографском станке, с заранее подготовленной доски.
Фото №93678. Владимир Пискарев, художник, член СХ РФ и РТ\"Арт-галерея. Казань-2012\" Владимир Пискарев рассказал о группе художников, входящих в состав Графкома и офортной мастерской. Помещение под мастерскую выделил Союз художников Татарстана в Кировском районе на ул. Шоссейной. Художники оборудовали мастерскую: поставили столы, металлографский станок, установили вытяжной шкаф. Теперь у коллектива художников есть общее рабочее место, где они будут творчески работать бок о бок, обсуждать рабочие моменты и новые совместные проекты. В состав объединения входят представители разного поколения, для передачи опыта это весьма важно. Владимир Пискарев комментируя работы мастеров офорта, дал им краткие характеристики.
Фото №93666. Старая Казань (1991-2012), офорт. Пискарев В.В.\"Арт-галерея. Казань-2012\" Офорт Владимира Пискарева "Зилант над Казанью" свидетельство спада печатной графики в 1990-е и подъема в 2012 году. Офорт, выполненный в 1991 году, в 2012 показался автору скучноватым. Художник композиционно и жанрово оживил его, включив в офорт символ города Казани Зиланта. Змея, парящего над Казанью, можно воспринимать и позитивно и негативно. Либо как хранителя города, либо, как монстра, пожирающего историческую Казань: на офорте изображена часть города, которая исчезла, вернее видоизменилась - нет здания фабрики на ул. Профсоюзной, пивного бара "Раки". В глаза бросается тот факт, на офорте видны лишь прогуливающиеся люди и часть автобуса. Да, о возможности пробок в Казани, тогда даже не задумывались. Ностальгия.
Фото №93662. Карасева Вера, участница неформального творческого объединения "Графком"\"Арт-галерея. Казань-2012\" Вера Карасева в офортах тоже рассказывает о Казани уходящей. Основная офортная серия В.Карасевой "Казань" насквозь пронизана лирическим настроением. Вера Владимировна преподает студентам рисунок и живопись в МГАХИ им. Сурикова в Казани. Много и творчески работает. - Не мешает ли преподавательская деятельность? В.К.: - С одной стороны ограничивает, а с другой - помогает. В офорте какие-то вещи делаешь неосознанно, а когда разжевываешь студентам, возникают другие ощущения и открытия даже. Общее, что объединяет художников это любовь к гравюре. Первая совместная выставка показала высокий уровень мастерства казанских художников-графиков и огромный потенциал.