«Шестидесятники»: выставка во Вселенском храме

4 ноября 2011 года во Вселенском храме - Международном центре культурного и духовного единения (Ст. Аракчино) в теплой, дружеской обстановке открылась выставка “Шестидесятники”.

Фото №86801. Н.Наккаш, В.Попов на открытии выставки ''Шестидесятники''Фото №86801. Н.Наккаш, В.Попов на открытии выставки ''Шестидесятники''

По-другому быть не могло. Выставка, подготовленная ко дню рождения Ильдара Ханова, собрала в Галерее Вселенского храма друзей и сподвижников художника.

Фото №86811. Владимир Александрович Попов, художник, каллиграфФото №86811. Владимир Александрович Попов, художник, каллиграф

Экспозиция выставки включает работы его сокурсников - студентов Казанского художественного училища 60-х гг. Все экспозиционное пространство выставки поделено на девять частей. У каждого участника проекта - свой кусок стены, как в студенческие годы, когда начинающие художники боролись за место на стене учебного класса, дабы продемонстрировать свои домашние работы. Через подбор картин художника в ретроспективе показано его творчество. От дипломных работ (если сохранены), до картин, написанных в недавнем времени.

Фото №86866. Лада АюдагФото №86866. Лада Аюдаг

Прежде чем совершим небольшой экскурс по жизни и творчеству художников, поделюсь своими впечатлениями от увиденного и услышанного.

Фото №86916. И.Ханов, Р.Султанова принимают поздравления с открытием выставки от гостей из ПольшиФото №86916. И.Ханов, Р.Султанова принимают поздравления с открытием выставки от гостей из Польши

Небольшой зал полон гостей. Места хватило не всем. Идут теле- и фотосъемки, журналисты бойко записывают что-то в свои блокнотики. Перед гостями на почетных местах - виновники торжества - шестидесятники.

Фото №86821. Р. Султанова, И. Хамидуллин, И.Ханов, В.Скобеев, А.АбзгильдинФото №86821. Р. Султанова, И. Хамидуллин, И.Ханов, В.Скобеев, А.Абзгильдин

Ильдар Мансавеевич и Рауза Рифкатовна, на правах гостеприимных хозяев, ведут вечер, поочередно представляя своих друзей - участников выставки. Живописец, Валерий Николаевич Скобеев, вспомнив былые годы, поделился своими размышлениями о таинстве “прямоугольника-холста”, который хранит некие секреты: - Можно написать и никакого впечатления, а можно начать и не закончить, а впечатление есть. Разгадка секрета художественного пространства для меня началась от разумного пробуждения, от разумного анализа всего. Прежде чем что-то начать, задумать, нужно проникнуться, что за объект, который взорвал тебя изнутри, почему ты к нему тянешься?

Фото №86796. А.В.Жарский, художник (Ижевск)Фото №86796. А.В.Жарский, художник (Ижевск)

Горячо говорили о “Робеспьере”, так со времен студенческих лет называют Александра Васильевича Жарского его товарищи. Глотком свежего воздуха, влился в студенческий коллектив начинающих советских художников, приехавший в Казань из Франции Александр. - До знакомства с ним мы не знали других художников кроме Репина, Сурикова, и разумеется, Фешина, - рассказывает Ильдар Ханов - через него мы познали испанского художника Пабло Пикассо, поэта Жана Рембо и др.

Фото №86836. Ночной пейзаж. Жарский А.В.Фото №86836. Ночной пейзаж. Жарский А.В.Курсовая работа, 5-й курс; бум., гуаш 35х55

- Мы пришли в училище, зная, что только Передвижники самые высокие художники, не разбирались в мировом искусстве абсолютно. И вдруг открываются перед нами пласты непознанного для нас искусства: импрессионисты, постимпрессионисты, кубисты. Это было невероятное для нас открытие - продолжает другой участник творческого вечера, Александр Федорович Новоселов (НАФ).

Фото №86841. Троица. Жарский А.В.Фото №86841. Троица. Жарский А.В.бум., гуаш 46х31

В коллектив влился человек, повлиявший на формирование, художественного мировоззрения, вкуса. Таких положительно заряженных энергетически личностей, как Александр Жарский, в этой группе было много. Например, Константин Васильев: - Он был человек удивительный. Всегда находил нечто интересное , - рассказывает А.Жарский - в музыке он очень любил Бетховена, Моцарта. Вся классика прошла через наши уши., благодаря Косте. Уехал в Москву, познакомился с другими музыкальными течениями, с творчеством Стравинского. Дальше пошло. Он узнал культурный новый слой в музыке и этим обогатил свое искусство, его работы стали только лучше, основа была крепкая. Когда мы что-то находили, узнавали новое, то друг другу рассказывали.

Фото №86876. Абстрактные композиции. Васильев Константин АлексеевичФото №86876. Абстрактные композиции. Васильев Константин Алексеевич

- Мы увлекались классической музыкой, посещали театр ( тогда по студенческим билетам можно было ходить. бесплатно ). “Травиату” 26 раз посмотрели, - вспоминает Александр Новоселов- в годы учебы в училище занимались философией, читали классическую литературу. Творческий потенциал каждого оценивался по домашним заданиям. По работам Константина Васильева сразу было видно, что это личность. - Иконы одной линией рисует, такого я еще не видел - вспоминает Ильдар Ханов - с приходом Кости Васильева, все обучение приобрело другой крен - продолжает он. Ильдар Зарипов тоже показал задатки большого художника еще при выполнении домашних заданий в КХУ. Рассказывает Александр Федорович Новоселов: - Ильдар Зарипов.однажды принес в класс домашнюю работу — натюрморт. Время послевоенное голодное было. Чем питались, в чем ходили?! Но проблемы мирового искусства мы решали. На натюрморте — чугунок, а в нем — картошка, очищенная, пар идет, а в ней кусок масла и яйцо. И мы, живущие на кефире и пирожках, готовы было его побить, честное, слово. Это было невыносимо. Истории сыпались одна за другой. Много теплых речей в свой адрес услышал аккумулятор творческой встречи, ее организатор - Ильдар Мансавеевич Ханов.

Фото №86906. Автопортрет. 1961 /Рождение века. 1969. И.ХановФото №86906. Автопортрет. 1961 /Рождение века. 1969. И.Хановх., м., 175х93 /ДСП, пероксилин 58х58
Фото №87287. Фотографии монументов, поставленных Ильдаром ХановымФото №87287. Фотографии монументов, поставленных Ильдаром Хановым

Говорили о плодотворном Челнинском этапе его творчества, О Вселенском храме, о врачевании, творческих планах. Поздравления с выставкой постепенно приобрели музыкальный характер.

Фото №86851. Эмиль Залялетдинов, В. ЗотовФото №86851. Эмиль Залялетдинов, В. Зотов

И с первого этажа процессия переместилась на второй, в концертный зал. Перед собравшимися выступил внук А.В.Жарского. Почин подхватили музыканты, специально приехавшие на выставку из Казани. Затем был праздничный ужин.

Фото №86986. А.Абзгильдин, И.Ханов, (?), С.ШавалееваФото №86986. А.Абзгильдин, И.Ханов, (?), С.Шавалеева

Но вернемся к выставке “Шестидесятники”. Об уникальности курса, представители которого присутствуют на выставке, можно говорить без обиняков. Это плеяда творчески одаренных людей. Взаимное влияние молодых художников, желание познать нечто новое, поделиться впечатлениями от увиденного и услышанного, творческий подход к учебному процессу - главный показатель, характеризующий этот коллектив единомышленников. Вот их имена: Ильдар Ханов, Константин Васильев, Александр Жарский, Валерий Скобеев, Александр Новоселов, Абрек Абзгильдин, Рифкат Вахитов, Ильдар Зарипов, Николай Индюхов. Каждый из них уже оставил неизгладимый след в культурном наследии России.

Жарский Александр Васильевич (Робеспьер)

Художник-монументалист, архитектор, Член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП (ЮНЕСКО) с 1996 года. Заслуженный строитель Северной Осетии (1976).

Фото №86831. Рождение звезды. 1983. Жарский А.В.Фото №86831. Рождение звезды. 1983. Жарский А.В.бум., акв., кар. 42х96

Родился в 1936г. в г. Тулузе (Франция); Окончил КХУ(театрально-декорационное отделение) в 1961 г.; С 1959-1961 гг. работал в журнале “Чаян” совместно с К.Васильевым; Художник Худфонда г. Ижевска (1965-1966); дизайнер на заводе ИжМаш г. Ижевск (1960-1969); Выполнил декоративные работы для г. Воткинска. Работал в Ташкенте, Москве (1980-1995); В настоящее время живет и работает в Ижевске. Его деятельность характеризует необычный диапазон творческих работ (монументальное искусство, живопись и графика). В Узбекистане им созданы значительные произведения с использованием древнейших стилистических традиций. Он инициатор внедрения рельефных декоративных элементов в оформлении архитектурных построек. Страсть к декоративному рельефу привела художника к выполнению крупных скульптурных форм для городов Ижевска и Орджоникидзе. А. Жарский: - КХУ для меня, прежде всего, оказалось хорошей профессиональной школой, строгой. Но это выяснилось не во время учебы, ибо мы были ограничены в полете, как и все мышление того времени. Дружба с многочисленными товарищами студенческих лет помогает жить и сейчас.

Индюхов Николай Петрович (1932-2010)

Фото №86846. Зимний этюд с фигурами. 1993, Индюхов Н.П.Фото №86846. Зимний этюд с фигурами. 1993, Индюхов Н.П.холст, масло, 41х51

Живописец, Заслуженный деятель искусств РТ(1999), Лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая (2006) 7 апреля 1932 года родился в с. Протасово Орловской области; С 1953 —1956 служба в рядах Советской Армии; 1960 — 1964 гг. — учеба в Казанском художественном училище (ушел с 4 курса, не окончив училища); С 1974 года — член Союза художников СССР; 1999 год — Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; 2006 год — лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая; К концу 1960-х гг. он сложился в самобытного, оригинального мастера. Многие из его картин советского периода посвящены теме трудовых будней хлеборобов, строителей, нефтяников, военнослужащих. Пейзажи и многофигурные композиции тех лет приносят ему широкую известность на республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках. Особое место в творчестве художника отведено натюрмортам. Немало трепетных, лирических полотен посвящено негромкой красоте природы. В картинах художника преобладает теплая красочная гамма с обилием золотых, охристых, красных тонов, создающая мажорное, радостное впечатление. Мягкая шероховатость фактуры красочного слоя усиливает ту эффектную, броскую декоративность, которая в целом свойственна его живописи. Еще будучи студентом КХУ, Николай Петрович создает во Дворце культуры им. М.Урицкого студию изобразительного искусства и в течение ряда лет ведет в ней занятия. Его учениками были многие талантливые художники, которым он помог стать зрелыми мастерами (Г.Архиреев, В.Большаков и др.). Николай Индюхов был убежден: картина без гармонии мертва, как песня без мелодии, как человек без души. Гармония была и будет главной движущей силой человеческой эволюции.

Скобеев Валерий Николаевич, живописец

Фото №86871. Звезда по имени ''Солнце''.В.Цой. 2011, Скобеев В.Н.Фото №86871. Звезда по имени ''Солнце''.В.Цой. 2011, Скобеев В.Н.х., м., 85х120,5

Родился в пос. Измайлово Барышского р-на, Ульяновской обл.; Окончил КХУ (1960-1964); Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1964-1970); С 1974 г. - член Союза художников СССР и РСФСР; Лауреат премии Татарского обкома ВЛКСМ им. М.Джалиля (1976); В 1980-х гг. занимал пост зам. председателя правления Союза художников ТАССР по культурной и шефской работе; Член Выставочного комитета РТ; Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1980); Народный художник Татарстана (1986); Заслуженный художник России (2008). Валерий Скобеев — мастер больших тематических картин на тему истории, военного патриотизма, труда, комсомольско-молодежного движения. Жизненное кредо: дипломатичность, разумный компромисс. В людях ценит достоинство, добрый талант, веселый характер. Коллекционирует книги по искусству, играет на домре и мандолине. Любимые художники - Сезанн, Модильяни, Е. Моисеенко, Б. Урманче; композиторы - Чайковский, Рахманинов, Жиганов, Яхин, Сайдашев. В последние годы художника привлекают легендарные личности, люди необычной творческой судьбы. В лучших работах художника ярко проявляется романтическое начало, стремление к утверждению идеала, гармонии между человеком и окружающим его миром. Валерий Скобеев о себе: - Основной заряд своей жизни, творчества и вдохновения я получил в стенах КХУ. Главное, что дала мне школа, — реализм. Как бы ни безгранична была моя фантазия, я никогда не отрываюсь от действительности.

Васильев Константин Алексеевич ( 1942- 1976)

Живописец, график

Фото №86881. Абстрактные композиции. Васильев Константин АлексеевичФото №86881. Абстрактные композиции. Васильев Константин Алексеевич

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города;. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью;. 1957— 1961 гг. — учеба в КХУ; Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Насчитывает более 400 произведений живописи и графики. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Александр Федорович Новоселов (НАФ),1939 г.р.

Художник-монументалист, живописец, член СХ РФ, лауреат Государственной премии им. А.В.Григорьева РМЭ, Заслуженный художник РМЭ.

Фото №86886. ''Пиковая дама''. Портрет Ольги. 1992. Новоселов А.Ф.Фото №86886. ''Пиковая дама''. Портрет Ольги. 1992. Новоселов А.Ф.дерево, левкас, темпера, 44х40

Проживает в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл. 1956 — 1961 — КХУ; 1968 — Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина (Ленинград); Сначала Александр обучался на живописца, но сухая академическая манера противоречила широкому кругозору и яркой натуре творца, не позволяла проявить индивидуальность. После окончания ВУЗа Александр ушел с монументальное творчество. Освоил производство керамических панно, возродил и модернизировал древнее искусство витража. И главной темой творческих поисков на долгие годы стала керамика, дизайн интерьеров и витражи. В 1984 году Александр Федорович вступил в Союз Художников СССР как художник-монументалист. В 1999 году А.Ф.Новоселов награжден Федеральным знаком «За достижения в культуре». А.Новоселов о КХУ: - Моя художественная судьба началась с обучения в КХУ в 1956 году, где в атмосфере уникального духа фешинских традиций, с авангардистских веяний зарождался творческий почерк Ильдара Ханова, Константина Васильева, Александра Бакулевского, Ильдара Зарипова, Александра Жарского, Игоря Мясникова и др. Я благодарен всем преподавателям училища. Считаю родное училище самым лучшим!

Александр Сергеевич Бакулевский

Народный художник России, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Марийской АССР. Родился 24 января 1936 года в Ийошкар-Оле; В 1961 году окончил КХУ; В 1967 — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР. За полувековой творческий период А.С.Бакулевский проиллюстрировал более 70 книг, многие из которых отмечены дипломами различного достоинства на всероссийских конкурсах искусства книги. Любимый материал художника — гравюра на дереве (ксилография). Произведения художника экспонировались более чем на 200 выставках в России и за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Франции, Чехии и др. Гравюры находятся в собраниях Третьяковской галереи, музея А.С.Пушкина, музеях Нижнего Новгорода, Саратова, Киева и др. Пятьдесят гравюр — в Музее мировой графики Альбертина в Вене. Александр Сергеевич Бакулевский награжден: «Золотой пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры»; дипломом 1 степени Всероссийского конкурса искусства книги «За высокое мастерство исполнения серии иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»; дипломом Академии художеств СССР «Лучшие произведения года» – за иллюстрации к роману А.-Ф.Прево «Манон Леско»; Призом «За лучший рисунок», на 79-м Международном Салоне Искусств во французском городе Бурж; Стал лауреатом Государственной премии Республики Марий Эл в области литературы, искусства, архитектуры, науки и техники 2007г.; Победителем межрегионального конкурса произведений изобразительного искусства «Золотая палитра», посвященного 250-летию Российской Академии художеств в номинации «Эксперимент в графике». К своему 75-летию художник подготовил выставку миниатюрных книг с иллюстрациями «Мои дорогие малютки».

Абрек Амирович Абзгильдин, живописец

Фото №86901. Мать Тереза. 1998. Абзгильдин А.А.Фото №86901. Мать Тереза. 1998. Абзгильдин А.А.х., м., 119х78

Абрек Амирович Абзгильдин родился 1 марта 1937 г. г.Баймак (Башкирия). В 1965 году окончил Казанское художественное училище; В 1970 году — Московский государственный художественный институт имени Валентина Сурикова; Некоторое время жил в Уфе; В 1970 году вернулся в Казань; В 1974 году принят в Союз художников Татарстана; 1975 — 1983 — Член правления СХ ТАССР; 1980— 1983 заместитель председателя правления СХ ТАССР; 1981 г. награжден Почетной грамотой Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР; 1986 — Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; 1993 — 2008 — председатель СХ РТ 1995 — Народный художник РТ; 1997 — лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая; 2002 — Заслуженный художник Российской Федерации; 2005 — лауреат премии Министерства культуры РТ им. Б.И.Урманче; 2007 — член-корреспондент Российской Академии художеств.

Вахитов Рифкат Мухамедович, живописец

Фото №86856. На Каме. 1967, Вахитов Р.М.Фото №86856. На Каме. 1967, Вахитов Р.М.х., м., 79х43

Родился 26 февраля 1938 года в г. Ижевске; Окончил Казанское художественное училище в 1959 году; Харьковский художественный институт в 1965 году; В 1965-1990-е годы преподаватель в художественных вузах г. Ижевска, Набережных Челнов, Ташкента, Казанского художественного училища; Член Союза художников СССР с 1972 го­да и Республики Татарстан; 1973 — 1980 — Председатель Объединенного художественного совета городов Наб. Челны и Нижнекамск; В 1991 организовал и стал первым председателем Объединения художников Татарстана; В 1996г. открыл частную галерею “Румия” в Казани; С 2006 г. доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна в ТГГПУ, ныне в КФУ: Заслуженный деятель искусств РТ (2006); В 2008 г. награжден нагрудным знаком РТ “За достижения в культуре” В период работы в Набережных Челнах и Ташкен­те активно участвовал в развитии монументальной живописи: оформил мону­ментальными росписями и мозаиками ряд общественных зданий городов. Рифкат Вахитов: - Учеба в КХУ является для меня самым счастливым временем юности. Там впервые произошло постижение основ творчества, соприкосновение с таинством художественных образов, которые дали тот заветный ключ, позволивший мне войти в мир искусства. Спасибо Аллаху, что я продолжаю оставаться художником.

Ильдар Мансавеевич Ханов

Целитель, художник, поэт, скульптор-монументалист

Фото №86911. Дядя Степан, 1959Фото №86911. Дядя Степан, 1959х.,м., 58х40

Ильдар Мансавеевич Ханов (1940 г.р) родился в поселке Старое Аракчино г. Казани. 1960 — окончил КХУ; 1968 — Московский Государственный художественный институт им. Сурикова, принят в СХ СССР; 1994 — Заслуженный деятель искусств РТ; 2010 — лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая; В 2010 году Всемирная Федерация Мира при Организации Объединенных наций присвоила И.Ханову почетное звание “Посол Мира” за высокие моральные качества, труд на благо человечества вне зависимости от возраста, расы и вероисповедания людей, за вклад в гармонизацию межрелигиозных отношений в мире.. Произведения И.М. Ханова находятся в ГМИИ РТ (Казань), Музее Истории в Наб. Челнах. И.Ханов: - Я благодарен своей судьбе за то, что поступил в КХУ и учился у таких талантливых художников-педагогов как Е.Зуев, А.Григорьев, В.Куделькин, С.Ротницкий. Я научился у них любви к жизни и преданности к искусству.

Фото №86996. На открытии выставки ''Шестидесятники'' в Галерее И.Ханова и Р.Султановой (С.Аракчино)Фото №86996. На открытии выставки ''Шестидесятники'' в Галерее И.Ханова и Р.Султановой (С.Аракчино)
Елена Сунгатова,
фото автора
Персоналии: