Ханов И.М.

Ильдар Мансавеевич Ханов - выдающийся cкульптор-монументалист, внёсший огромный вклад в развитие монументально-декоративного искусства Республики Татарстан. Ильдар Мансавеевич родился в 1940 году в посёлке Старое Аракчино.

В 1960 г. окончил Казанское художественное училище и поступил в Московский художественный институт им.В.Сурикова.

Годы учебы в институте дали Ильдару очень многое в плане общения. Знакомства с интерсными людьми, такими как Рихтер, Б. Окуджава, В. Высоцкий, В. Золотухин, Б. Хмельницкий и конечно же Д. Секейрос оказали несомненное влияние на творчество начинающего художника. Ещё будучи студентом Ильдар написал 150 полотен среди которых картины о Хиросиме, о выходе в космическое пространство и др. говорящие о событиях века.

После окончания Московского художественного института им .В.Сурикова в 1968 г. Ильдар Мансавеевич был принят в Союз художников СССР.

Творческая деятельность Ильдара Ханова это прежде всего монументально-декораивные и скульптурные композиции. Вот что говорит о творчестве Ильдара Ханова кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ - Ольга Улемнова: «Монументальная скульптура стала наиболее адекватной формой для творческого самовыражения Ильдара Ханова. Его скульптуры экспрессивны и обобщены до предела, за которым начинается абстракция. Они отличаются гармоничным взаимодействием пластики и окружающей среды. Композиции скульптур всегда активны, рассчитаны на восприятие их в движении, насыщены сложной и стремительной динамикой. Они, с одной стороны, развивают лучшие традиции европейской авангардной скульптуры XX века, с другой стороны, в их полихромии, в текучих формах отражается намерение возродить архаичные формы национальной татарской архитектуры, памятников которой почти не сохранилось, но следы ее живут в текстах и преданиях, сохраняются в других видах татарского искусства. В этом также проявляются черты искусства постмодернизма, обращающегося к национальному искусству и искусству прошлого...»

За сороколетнюю творческую деятельность Ильдаром Хановым выполнено более 70 скульптурных и монументально-декоративных произведений, значительная часть которых находится на территории Татарстана: Монумент «Родина-Мать» (железобетон, 1975); скульптурной композиции «Борьба» (бетон, смальта, 1980); скульптурный комплекс (бетон, смальта) на бульваре Энтузиастов в г. Набережные Челны: Пробуждение (1984), Эволюция (1984), Древо жизни (1984), Ангел-хранитель (1991); в г. Казани - рельефна доме «Бауман» (1970, алюминий), рельеф на торце Дома молодежи (1975), на Арском кладбище: рельеф «Расстрел» (1974, железобетон), Лядской сад в г. Казани украшал фонтан, выполненный братьями Ильдаром и Ильгизом Хановыми (1976, бетон, смальта) (ныне не существует); монументальная композиция «Древо поэзии» (1986, бетон, смальта) в селе Тукай-Кырлай и др. Проект всей жизни мастера, в котором слились воедино его талан художника-монументалиста и архитектора, — Храм всех религий, растущий на месте родного дома в поселке Старое Аракчино.

Вселенский храм. Храм всех религий
25 июня 2016 года посетили выставку Виктора Тимофеева «Пора тополиного пуха», открывшуюся в этот день во Вселенском храме (Храме всех религий) Ильдара Ханова.
Вселенский храм. Международный культурный центр духовного единения
Много раз проезжая на поезде мимо ж/д станции Старое Аракчино (некогда пригород Казани), мечтательно глядя в окно вагона, думала, что уж в этом-то году обязательно посещу это удивительное место. Но год сменялся годом, а я вспоминала о нем, лишь сидя в купе поезда.
А.Абзгильдин (Казань), А.Новоселов (Йошкар-Ола), А.Жарский (Ижевск)
4 ноября 2011 года во Вселенском храме - Международном центре культурного и духовного единения (Ст. Аракчино) в теплой, дружеской обстановке открылась выставка “Шестидесятники”.
3 ноября 2010 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» была торжественно открыта выставка «Ракурсы. Творчество Ильдара Ханова», посвященная 70-летию со дня рождения автора.
Ильдар Мансавеевич Ханов - выдающийся cкульптор-монументалист, внёсший огромный вклад в развитие монументально-декоративного искусства Республики Татарстан.