Марк Шагал «Библейские сюжеты»

5 апреля 2011 года в 16.00 в Кремлевском выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты». В экспозиции представлены 76 листов одной из самых значительных графических серий великого художника - иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии.

Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой и может использоваться еще очень долгое время. Это привлекло к увлечению литографией известных художников. У этой техники большие возможности в передачи фактуры и других выразительных художественных средств, оттиск - каждый - считается оригиналом и обладает худ. ценностью. Авторская графика делается всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

ВИДЕТЬ И ЖИТЬ СВОЕЙ БИБЛИЕЙ

«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия - эхо природы, тайну эту я и хотел передать. Мне кажется, что в картинах этих запечатлена мечта не одного народа, а всего человечества. Они появились в результате знакомства с французским издателем Амбруазом Волларом и моей поездки в Палестину. Не мое дело комментировать. Произведения искусства должны говорить сами за себя. Если жизнь неизбежно клонится к концу, мы должны расцвечивать ее красками любви и надежды. В этой любви заключается социальная логика жизни и суть всякой религии. Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к этому библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов. Возможно, сюда придут молодые и не очень молодые люди, чтобы найти идеал братства и любви, который я стремился выразить своими формами и красками. И возможно, здесь зазвучат слова любви, которую я ощущаю во всем. Быть может, прекратится вражда, и, как мать, нежно пестующая свое дитя, молодые и не очень молодые люди примутся созидать играющий новыми красками мир любви. Осуществима ли эта мечта? Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь».
Марк Шагал 1973

Выставка «Марк Шагал «Библейские сюжеты» из ряда немецких собраний представляет одну из значительных графических серий великого художника - его иллюстрации к Библии.

Фото №74371. «Ангел в раю», Марк Шагал, литография, Париж, 1956Фото №74371. «Ангел в раю», Марк Шагал, литография, Париж, 1956
Фото №74376. «Наказание Евы Богом», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74376. «Наказание Евы Богом», Марк Шагал, литография, Париж, 1960

В музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии не представлены, что позволяет назвать представленный проект уникальным.

Фото №74381. «Сара и Авимелех», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74381. «Сара и Авимелех», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №74386. «Фамарь - жена сына Иуды», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74386. «Фамарь - жена сына Иуды», Марк Шагал, литография, Париж, 1960

Несмотря на значительный интерес к творчеству мастера во всем мире, эта серия и до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей. Она была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию, а мечтал о ней».

Фото №74391. «Давид, играющий на арфе», Марк Шагал, литография, Париж, 1956Фото №74391. «Давид, играющий на арфе», Марк Шагал, литография, Париж, 1956
Фото №74401. «Моисей получает скрижали откровения», Марк Шагал, литография, Париж, 1956Фото №74401. «Моисей получает скрижали откровения», Марк Шагал, литография, Париж, 1956

Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться к стоящей за этим произведением живой реальности.

Фото №74396. Экспозиция, общий планФото №74396. Экспозиция, общий план

В 1931 году Шагал провел несколько месяцев в Палестине, а также в Сирии и Египте, и впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченной уже в послевоенные годы.

Фото №74406. «Вооз и Руфь», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74406. «Вооз и Руфь», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №74426. «Давид и Вирсавия», Марк Шагал, литография, Париж, 1956Фото №74426. «Давид и Вирсавия», Марк Шагал, литография, Париж, 1956

К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик, Амбруаз Воллар, так и остались неизданными- Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте.

Фото №74411. «Астаксеркс изгоняет Астинь», «Есфирь» Марк Шагал, литографии, Париж, 1960Фото №74411. «Астаксеркс изгоняет Астинь», «Есфирь» Марк Шагал, литографии, Париж, 1960

В послевоенное время излюбленной графической техникой Шагала становится литография, цветная, а также черно-белая.

Фото №74416. Наталья Зюмченко, Фарида Батырова, Михаил Альтерман Фото №74416. Наталья Зюмченко, Фарида Батырова, Михаил Альтерман

Литография являлась почти полным аналогом живописи в гравюре и как нельзя лучше отвечала особенностям стиля позднего Шагала, предоставляя при этом оптимальные возможности для тиражирования.

Фото №74431. «Мелхона спасает Давида», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74431. «Мелхона спасает Давида», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №74446. «Есфирь», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74446. «Есфирь», Марк Шагал, литография, Париж, 1960

После возвращения в 1942 году во Францию художник присоединяет к довоенному циклу офортов к Библии (изданы в 1956 году) большую серию цветных литографий. В том же 1956 году в журнале «Верв» публикуются 18 цветных и 12 черно-белых литографий к Библии, а в 1960 году в сдвоенных номерах журнала - еще 24 цветных и 22 черно-белых литографий. В итоге возник новый обширный цикл библейских иллюстраций.

Фото №74451. «Руфь в ногах у Вооза», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74451. «Руфь в ногах у Вооза», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №74456. «Руфь и колосья», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74456. «Руфь и колосья», Марк Шагал, литография, Париж, 1960

Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ.

Фото №74461. «Руфь собирающая колоски», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74461. «Руфь собирающая колоски», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №74466. «Колосья», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74466. «Колосья», Марк Шагал, литография, Париж, 1960

Шагал создал в своих литографиях нечто подобное живописной фреске, свободно манипулируя пятном и контуром, постоянно переходящими одно в другое, обобщая форму, уплощая пространство и показывая действующие лица крупным планом.

Фото №74476. «Рай дерево жизни», Марк Шагал, литография, Париж, 1960Фото №74476. «Рай дерево жизни», Марк Шагал, литография, Париж, 1960
Фото №139468. РАЙ. ЗЕЛЕНЫЙ ОСЕЛ, Париж. 1960Фото №139468. РАЙ. ЗЕЛЕНЫЙ ОСЕЛ, Париж. 1960

В цветных литографиях Шагал говорит праздничным и непосредственно -эмоциональным языком красок. В монохромных листах во всей полноте проявляется его владение магией черного и белого. Изображения кажутся окутанными серебристым свечением или увлекают в бездонные черные глубины.

Фото №74441. ЭкспозицияФото №74441. Экспозиция

Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков. С другой стороны, Библия, оставаясь книгой для всех людей, едва ли не впервые предстала у него памятником еврейской культуры. Это выражалось в облике и пластике персонажей, в экстатической экспрессивности стиля, в характере шагаловского мистицизма, внутренне связанного с еврейской мистикой.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание интимной связи человека с божеством и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. В июле 1973 года в Ницце был торжественно открыт музей Шагала -«Библейское Послание», - посвященный, главным образом, библейской теме в искусстве художника.

Выставка сопровождается музыкой, специально написанной к выставочному проекту «Марк Шагал. Библейские сюжеты» композитором Романом Рязанцевым.

Фото №74421. Наталья Зюмченко, Зав. выставочным залом КК «Манеж»Фото №74421. Наталья Зюмченко, Зав. выставочным залом КК «Манеж»

Биография Марка Шагала (1887-1985) 24 июня 1887

Марк Захарович Шагал родился в Витебске в семье Захара (Хацкеля-Мордухая) Шагала, рабочего рыбного склада, и его жены Фейги-Иты, владелицы небольшой бакалейной лавки.

В семье был старшим из девяти детей и при рождении получил имя Мовша (Моисей)

1906 Окончил четырехклассное городское училище. Определен учеником в фотоателье; одновременно начинает занятия в школе живописи и рисунка Й. М. Пэна. Зимой уезжает в Петербург. Попытка поступить в Центральное училище технического рисования барона A.J1.Штиглица оказалась неудачной

1907 Принят в 3-й класс Рисовальной школы при Императорском Обществе поощрения художеств. Подрабатывает гувернером, поступает учеником в мастерскую вывесок, поскольку удостоверение ремесленника давало право (как еврею, проживающему за чертой оседлости) на проживание в Петербурге

1908 Посещает студию С. М. Зайденберга; переходит в художественную школу Е.И Званцевой, где преподавали J1.С Бакст и М. В. Добужинский

1909 Знакомится с М. М. Винавером, депутатом Государственной думы и редактором либерального еврейского художественного журнала «Восход». Летом в Витебске знакомится с Беллой Розенфельд, дочерью ювелира, студенткой женских курсов Горье в Москве и ученицей К. С. Станиславского

1910 Вместе с другими учениками школы Е. И. Званцевой участвует в своей первой выставке - в редакции журнала «Аполлон» В августе благодаря финансовой помощи Винавера Шагал уезжает в Париж. Занимается в академиях La Grand Chaumlere и La Palette у А.Дюнуайе де Сегоизака и А. Ле Феконье

1911 Снимает мастерскую в «Улье», в доме-поселении художников на Монпарнасе. Знакомится с живописцами А.Метценже, Р.Делене, Ф.Леже, А.Модильяни, скульпторами Ж.Липшицем, А.Лораном, А.Архипенко, поэтами Г. Аполлинером, Б.Сандрэром, М.Жакобом 1912 Весна - впервые выставляется в Салоне независимых; осенью - в Осеннем салоне. Посылает картины на выставки в Россию - «Ослиный хвост» в Москве и «Мир искусства» в Петербурге

1914 А. В. Луначарскии публикует в газете «Киевская мысль» первую монографическую статью о Шагале. Г. Аполиннер посвящает ему стихотворение. Май - в галерее журнала «Штурм» в Берлине открылась первая персональная выставка Шагала (40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков)

1915 Женится на Белле Розенфельд Осень - уезжает в Петроград, где служит в военно-промышленном комитете

1916 Рождение дочери Иды 1917 Избран делегатом в Союз деятелей искусств. Отказывается от предложенного ему поста в планируемом Временным правительством Министерстве искусств. После Октябрьской революции семья возвращается в Витебск, в дом родителей жены

1918 В Москве вышла книга А. М. Эфроса и Я. А. Тугенхольда «Искусство Марка Шагала» - первая монография о художнике. Сентябрь - назначен уполномоченным по делам искусства Витебской губернии. Ведет подготовку создания в Витебске художественного училища и музея. По эскизам Шагала в годовщину Октября украшен Витебск и оформлены народные шествия

1919 Открывает Витебское народное художественное училище. Приглашает на работу М. В. Добужинского и. А.Пуни, затем - Л. М. Лисицкого, К С.Малевича и. М.Пэна. Руководит «Свободной мастерской живописи» Поздняя осень - после конфликта с Малевичем покидает училище

1920 На короткий срок возвращается в училище. Работает в комиссии по созданию музея современного искусства в Витебске. Постоянно сотрудничает с «Теревсат» (Театр революционной сатиры), создает для него декорации и костюмы. Июнь - уезжает в Москву Ноябрь - по приглашению А. М. Эфроса и А. М. Грановского начинает работу во вновь открывшемся Государственном еврейском камерном театре в Москве. За 30 дней создал цикл живописных панно для зрительного зала театра -композиции «Введение в Еврейский театр» и «Любовь на сцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец», «Драма (Театр)», «Литература», фриз «Свадебный стол "

1922 С помощью А. В. Луначарского и Ю.Балтрушайтиса, посла Литвы в СССР, выезжает в Каунас, затем в Берлин

1923 Создает серию офортов для книги «Моя жизнь», изданной П.Кассирером. Сентябрь - переезжает в Париж. Получает заказ А.Воллара на серию офортов к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (закончил в 1927, исполнив 98 офортов; будут изданы лишь в 1948)

1930 Получает заказ А.Воллара на иллюстрации к Библии, работает над ними в течение 1931-1933 годов 1933 По приказу Геббельса на выставке «Большевизм и культура» в Мангейме сожжены работы Шагала

1937 Принимает подданство Франции. 58 его работ показаны на выставке «дегенеративного искусства» в Мюнхене, по ее окончании картины уничтожены

1940 Переезжает в Гордее (юг Франции), куда накануне второй мировой войны перевозит все свои работы. Подобно А.Матиссу, П.Пикассо, РДюфи, Ж.Руо, М.Эристу, получил приглашение Музея современного искусства в Нью-Йорке приехать в США

1942 Работает над оформлением балета «Алеко» на музыку П. И. Чайковского в постановке Л.Мясина для Американской балетной труппы в Мехико и Нью-Йорке

1944 Белла Шагал умирает в Нью-Йорке. Художник переживает творческую депрессию. По рукописям Беллы составляет сборник «Зажженные огни», делает рисунки к нему 1945-1947 По заказу Метрополитен-оперы исполняет декорации и костюмы к балету И.Стравинского «Жар-птица». Возвращается во Францию

1952 Женится на Валентине Бродской (Ваве)

1955 Начинает работу над циклом «Библейское послание»(окончен в 1967)

1963 По предложению министра культуры Франции А.Мальро начинает работу над росписью плафона Парижской Гранд-Опера. Исполняет роспись «Комедия дель, а рте» в фойе театра во Франкфурте-на-Майне и витражи северного нефа собора в Меце

1964 Исполняет витраж и мозаичное панно для здания ООН 1973 Открытие Музея Шагала («Библейское послание Марка Шагала») в Ницце

1977 Получает звание почетного гражданина Иерусалима. Правительство Франции награждает его Большим крестом ордена Почетного легиона 28 марта

1985 Марк Шагал скончался в возрасте 98 лет в Сен-Поль-де-Ванс

Марк Шагал «Библейские сюжеты»

Персоналии: