Воронцовский дворец

Путевые заметки. Окрестности Ялты

Герб Воронцовых на главном корпусе дворца
Герб Воронцовых на главном корпусе дворца
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Алу́пка (укр. Алупка, крымско-тат. Alupka, Алупка) — город на Южном Берегу Крыма, входящий в Ялтинский регион АР Крым. Алупка расположена на южном склоне Крымских гор, возле подножия горы Ай-Петри.

Вид на горы из Воронцовского дворцового парка
Вид на горы из Воронцовского дворцового парка
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Древнейшее поселение на территории Алупки ( в VIII тыс. до н.э.). Первое упоминание о городе относится к 960 году (время хазарского владычества в Крыму). Поселение названо «Алубика». В XIV—XV столетиях тут находился опорный пункт генуэзцев под названием Лупика. В 1475-1774 годах Алупка была коронным владением Османских султанов. После присоединения Крыма к России (1783), Алупка принадлежала князю Р. Потёмкину, с 1823 перешла во владение М. Воронцова, который построил здесь дворец.

Достопримечательности:

* Музей дважды Героя Советского Союза, лётчика Амет-хан Султана; * музей-квартира заслуженного художника Украины А.И.Куинджи, на которой учреждена база Санкт-Петербургской государственной академии искусств живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина; * Ландшафтный парк площадью 40 га, открытый в 1972 году и являющийся памятником садово-паркового искусства. В парке собрано более 200 разновидностей и форм деревьев и кустарников; * Главная достопримечательность города — Воронцовский дворец и прилегающий к нему парк. По узкой извилистой улице Алупки направляемся к Воронцовскому дворцу. Улица стремительно убегает вниз, увлекая за собой. На каменном заборе вижу барельеф Куинджи Архипа Ивановича (1842-1910), а под ним мемориальную доску с надписью, которая гласит, что “Здесь, в Алупке, было имение выдающегося русского художника Академика живописи, создателя русской пейзажной школы, Учителя жизни, воспитавшего многих великих художников: Николая Рериха — непревзойденного мастера гор, Аркадия Рылова — певца русской природы, Константина Богаевского — певца Крыма и др.”.

У Архипа Ивановича, помимо перечисленных выше заслуг и достоинств, была мечта, создать общество, которое оказывало бы материальную и моральную поддержку отдельным художникам и различным художественным организациям. Эту мечту ему удалось предварить в жизнь, такое общество было создано в 1908 году. Его материальной основой стали деньги Куинджи, кроме этого Архип Иванович пожертвовал обществу свое огромное имение в Алупке, с условием, что оное имение в случае закрытия общества перейдет в распоряжение Академии художеств. Так и случилось. Общество просуществовало до 1931 года, затем часть имения перешла Академии Художеств и там долгие годы была расположена база для художественной студенческой практики. Не доходя метров 150-200 до дворца, оказываемся возле источника — фонтана “Трильби”.

Фонтан Трильби (1829)
Фонтан Трильби (1829)
Алупка. Февраль 2011

Фонтан был построен в 1829 году. На его барельефе изображена сцена охоты на выдр. Картинка знакомит нас с временами когда английские аристократы, забавы ради, устраивали охоту на выдр. Выбор такой сцены для барельефа фонтана характеризует графа Воронцова, как англомана. Кто же он — Граф Воронцов? Что за дворец нам предстоит увидеть? Западный вход во дворец: две массивные башни, толстые каменные стены с зубчатым завершением, узкие бойницы. Перед нами — средневековый европейский замок. Проходим во двор.

Западные ворота дворца Воронцова
Западные ворота дворца Воронцова
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Северный фасад Воронцовского дворца имеет вертикальные выступы, и широкие окна-эркеры. По стилю исполнения данная часть дворца относится к английской тюдоровской архитектуре XVI века. Готические элементы гармонично вплелись в архитектурные изыски эпохи Возрождения.

Северная часть дворца Воронцова. Главный корпус
Северная часть дворца Воронцова. Главный корпус
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Южный фасад дворца выполнен в Мавританском стиле ( Мавританский стиль, «стиль сарацинов», «стиль мореск» – возник в Арабском халифате. Наивысшего расцвета достиг в XIII – XIV веках в Испании и Индии). Как мы видим в архитектуре дворца сочетаются аристократическая холодность Англии (стиль Тюдор) и восточные мотивы (стиль мореск). Остается только восхищаться работой архитектора, совместившего в архитектуре два таких непохожих стиля. Воронцовский дворец в Алупке — уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX века, летняя резиденция видного военного государственного деятеля России графа М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.

Портрет графа М.С.Воронцова. Мрамор. Дени Фуайтье (1793-1863)
Портрет графа М.С.Воронцова. Мрамор. Дени Фуайтье (1793-1863)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Зимний сад

Михаи́л Семёнович Воронцо́в (1782—1856) — российский государственный деятель, граф, а с 1845 года светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1826); Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор (1823—1844). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. М. Воронцов был инициатором развития в Крыму табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога. В 1844—1854 наместник на Кавказе. Михаил Воронцов, будучи сыном русского посла в Англии Семёна Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны, урождённой Сенявиной, получил блестящее домашнее воспитание и образование. Уже с пеленок ему прочили блестящую военную карьеру: грудным ребёнком был записан в бомбардир-капралы лейб-гвардии Преображенского полка, а 4-х лет от роду произведён в прапорщики. В 19 лет М.Воронцов приезжает в Россию для несения военной службы. Имеет массу наград. Награждён орденом св. Георгия 4-го кл. № 650 “За отличное мужество и храбрость, оказанные во время осады крепости Эривани при отбитии неоднократных вылазок персиян”; орденом св. Георгия 3-го кл. № 228 “В воздаяние отличных подвигов мужества и храбрости, оказанных при поражении турецких войск в сражении при Виддине 19-го октября”; орденом св. Георгия 2-го кл. № 64 “За отличие в сражении при Краоне”. Генерал-губернатор Новороссии Граф Михаил Воронцов в 1824 г. приобрел земли в районе Алушты у потомков семейства Ревелиоти. Всего семье Воронцовых, благодаря стараниям генерал-губернатора, принадлежало около двух тысяч десятин крымской земли. Семья владела участками в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле. Для строительства дворца в Алупке начали подбирать мастеровых всех строительных специальностей: каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров из числа крепостных и вольнонаёмных рабочих. Также требовались садовники, и конечно же, архитектор.

09804
09804
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

В 20-гг. XIX века были начаты планировочные работы на территории будущего парка. Проделана колоссальная работа, ведь на месте парка когда-то были лишь обломки диабазовых скал! Чернозем для парка завозили с Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше двухсот видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Двадцать девять мешков разноцветных морских камешков привезли из Коктебеля для дорожек парка. Из истории создания парка: «В конце ноября 1824г. в Алупке появился немецкий садовник Карл Август Кебах, он сразу же занялся планировкой территорий и посадками. Основным источником поступления саженцев являлся Никитский Ботанический сад, именно оттуда были привезены первые виноградные лозы, оливки, фруктовые деревья и очень много кипарисов, к середине XIX в флора парка имела более 270 видов кустов и деревьев. Директор Ботанического сада Н. А. Гартвис, создавший уникальную коллекцию роз помог украсить парк редкими сортами этих дивных растений. Совершенно неожиданные результаты дали опыты по приживлению калифорнийской магнолии в открытом грунте , высаженные в 1830г. , они уже через несколько лет превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе». Ф. Эльсоном заложен фундамент главного корпуса. Но у заказчика в то время еще не было уверенности в том, что же он все-таки хочет. Единственное, что Воронцов знал, на тот момент, что и парку и дворцу быть. Первый Воронцовский дворец в экскурсионную программу не включен, хотя он стоит в ста метрах от главного входа в основной дворцовый комплекс. Показывать там, собственно говоря нечего, так как он перестроен, горел и лишился своих интерьеров. Но некогда это было весьма интересное сооружение. Строил его Ф. Эльсон — первый из квалифицированных европейских архитекторов, работавших на Южном берегу Крыма. Сохранившееся в старых описаниях название «Восточный павильон» прижилось неспроста. “Восточный павильон” отделан в восточном стиле, в его строительстве учтены местные архитектурные традиции. Это была достаточно основательная постройка: два этажа, над ними башня, 18 комнат, вокруг галереи с деревянной резьбой. На старинных гравюрах это здание впечатляет. Для постройки “нового” дворца выбор Графа Воронцова пал на архитектора Франчесо Боффо, строящего в то время дворец Графа в Одессе и Томаса Харрисона, английского архитектора. Проектные работы проводились почти четыре года (с 1825 по 1828). И в январе 1829 года были начаты подготовительные работы. К 1831 году уже готовы фундаменты и выложена первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. Однако, внезапно в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, поступило распоряжение о временном прекращении строительства. Воронцов по каким-то ему одному ведомым причинам решил кардинально изменить проект. В результате дворец в Алупке был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). Блор разработал проект в короткий срок, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов по новому проекту, под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта. Сам Блор так ни разу и не посетил дворец. Строительным материалом служил диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозеленой растительности — брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита, и очень капризный в обработке. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную примитивными инструментами.

Башня с часами дворца Воронцова
Башня с часами дворца Воронцова
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Дворец строился с 1828 по 1848 год. Об этапах строительства, людях тем, или иным образом причастных к этому грандиозному строительству рассказывается в самом начале экскурсии по дворцовым залам, теперь уже Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника. Музей дворянского быта был открыт в 1921 году. С 1945 по 1955 гг. дворец использовался в качестве правительственной дачи. С 1956 — музей. С 1990 г. — музей-заповедник. Дворцовый комплекс в Алупке состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, — центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Особо хочется сказать о библиотечном корпусе, тем паче, что в настоящее время, экскурсий в библиотеке не проводят. Библиотека Воронцовых сохранилась частично и насчитывает около шести тысяч книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и графических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. - издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII - начала XIX вв.

Галерея-коридор главного корпуса дворца Воронцова
Галерея-коридор главного корпуса дворца Воронцова
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Основная экспозиция создана в парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление. Экспозиция дает представление о дворцовых интерьерах 1830 -1840 годов и соответствует характеру архитектурного памятника. В экспозицию входит восемь парадных комнат, каждая из которых имеет свое художественно-образное решение. В соответствии с декоративным оформлением и назначением комнат интерьеры дополнены произведениями живописи и скульптуры, художественной мебелью, изделиями из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другими предметами прикладного искусства. Собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике - черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм.

1. Парадный кабинет

Парадный кабинет. Фрагмент интерьера
Парадный кабинет. Фрагмент интерьера
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Декоративной отделкой напоминает английские интерьеры XVI века. В украшении использовано дерево: дубовые профилированные панели, двери, дубовая обшивка окна-эркера, лепной потолок своей раскраской имитирует дерево. Благодаря деревянной отделке в кабинете царит тепло и уют.

Л.А.Нарышкин / А.Х,Бенкендорф / В.П.Уваров (портреты. выполнены Дж. Доу)
Л.А.Нарышкин / А.Х,Бенкендорф / В.П.Уваров (портреты. выполнены Дж. Доу)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Парадный кабинет; Джорж Доу (1781-1829) Л.А.Нарышкин / А.Х,Бенкендорф /В.П.Уваров

Живописные полотна, украшающие кабинет созданы в эпоху патриотического подъема в России.

2. Китайский кабинет (малая гостиная)

Китайский кабинет (малая гостиная)
Китайский кабинет (малая гостиная)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Стены Китайского кабинета украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. Лепщики с необычайным искусством отделали потолок под дерево, выполнили сложный рельефный орнамент. Крепостные вышивальщицы шелком и бисером украсили соломенные циновки на стенах.

Массивные дубовые кресла с инициалами владельцев дворца
Массивные дубовые кресла с инициалами владельцев дворца
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Китайский кабинет

В этой гостиной большая часть мебели изготовлялась в алупкинской столярной мастерской. Круглый гостиный и дамский рабочий столики из волнистой березы, массивные дубовые кресла и стулья с инициалами владельцев дворца хорошо сочетаются с дубовой отделкой всей комнаты.

Столик из волнистой березы и дубовые стулья с инициалами владельцев дворца
Столик из волнистой березы и дубовые стулья с инициалами владельцев дворца
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Китайский кабинет

В период Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав (февраль 1945) дворец в Алупке был представлен английской делегации во главе с премьер-министром Уинстоном Черчилем. Личными апартаментами премьер-министра были Парадный и Китайский кабинеты, соединенные Ситцевой комнатой. В Китайском кабинете размещена экспозиция, посвященная 130-летию со дня рождения Уинстона Спенсера Черчиля (1874-1965).

Отделка потолка под дерево, люстра. Китайский кабинет
Отделка потолка под дерево, люстра. Китайский кабинет
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Китайский кабинет

3. Ситцевая комната

Фрагмент интерьера Ситцевой комнаты: диван, скульптуры и пейзажные полотна на стене
Фрагмент интерьера Ситцевой комнаты: диван, скульптуры и пейзажные полотна на стене
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Ситцевая комната

Получила свое название по отделке стен, обтянутых ситцем, который сохранился до наших дней с первой половины XIX века. Стены украшены пейзажной живописью.

Юрьевец-Подольский. Чернецов Н.Г. (1805-1879)
Юрьевец-Подольский. Чернецов Н.Г. (1805-1879)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Ситцевая комната

4. Вестибюль

Вестибюль. Фрагмент интерьера
Вестибюль. Фрагмент интерьера
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Служил парадным входом во дворец и оформлен по типу английских холлов XVI века. Вестибюли обычно сооружались в центре здания и соединялись дверьми со всеми окружающими помещениями. Внутренняя отделка отличается строгостью и сдержанностью. Массивный дубовый потолок имеет рельефный узор из переплетающихся декоративных тяг, имитирующих средневековые конструкции — нервюры; дубовые панели орнаментированы трехлопастными готическими арочками.

К.О.Воронцова. Луиза Дессеме (1815-1903)
К.О.Воронцова. Луиза Дессеме (1815-1903)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011: Вестибюль дворца: Видоизмененная копия с оригинала Д.Левицкого

Живописные полотна придают вестибюлю парадности и торжественности.

Тамбур вестибюля дворца . Фрагмент экспозиции. Свод потолка
Тамбур вестибюля дворца . Фрагмент экспозиции. Свод потолка
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Выполнен Ага Бозорхом из города Решта в нач XIX века и являются уникальными произведениями иранского искусства.

Вестибюль имеет два входа и два тамбура, характер отделки которых соответствует оформлению фасадов. Стены и потолок южного тамбура затянуты персидскими вышивками. Они выполнены Ага Бозорхом из города Решта в нач XIX века и являются уникальными произведениями иранского искусства. На парных портретах изображен Фетх Али — персидский шах (конец XVIII первая треть XIX вв.).

Фетх Али — персидский шах (конец XVIII первая треть XIX вв.). Персидский ковер
Фетх Али — персидский шах (конец XVIII первая треть XIX вв.). Персидский ковер
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Тамбур вестибюля дворца; Выполнен Ага Бозорхом из города Решта в нач XIX века и являются уникальными произведениями иранского искусства. На парных портретах изображен Фетх Али — персидский шах (конец XVIII первая треть XIX вв.).

5. Голубая гостиная

Голубая гостиная. Фрагмент интерьера.
Голубая гостиная. Фрагмент интерьера.
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Название получила по цвету стен и потолка. Очень отличается отделкой от всех других комнат.

 Фрагмент стены (затейливый лепной узор из листьев и цветов)
Фрагмент стены (затейливый лепной узор из листьев и цветов)
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов.

Стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов. С отделкой стен великолепно сочетается камин из белого каррарского мрамора, украшенный растительным орнаментом.

Фрагмент экспозиции. Интерьер Голубой гостиной
Фрагмент экспозиции. Интерьер Голубой гостиной
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Голубая гостиная; Гарнитур светлой гостиной мебели выполнен в стиле позднего русского классицизма крепостными Воронцова в 20-е гг. XIX столетия.

Гарнитур светлой гостиной мебели выполнен в стиле позднего русского классицизма крепостными Воронцова в 20-е гг. XIX столетия.

Убранство зала дополняют две фарфоровые вазы (бывший императорский фарфоровый завод в Петербурге, ныне завод им. Ломоносова), канделябры на камине (первая пол. XIX века).

Камин, канделябры, часы. Фрагмент интерьера
Камин, канделябры, часы. Фрагмент интерьера
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011: Голубая гостиная; канделябры на камине (первая пол. XIX века)

Голубая гостиная могла служить домашним театром, в ней последний раз в своей жизни выступал великий актер М.С. Щепкин (1788- 1863).

Рояль у окна Голубой гостиной
Рояль у окна Голубой гостиной
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

В 1998 году во дворце пел Ф.И.Шаляпин, играл Рахманинов, а в 1960 -х гг. бывал украинский поэт-демократ С.В. Руданский.

6. Зимний сад

Скульптурная композиция Зимнего сада дворца
Скульптурная композиция Зимнего сада дворца
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

В первой пол. XIX века было модным устраивать в северных дворцах и богатых особняках. В зимних садах выращивались редкие тропические растения (н.р. араукарии высокие, родина которых остров Норфольк близ Австралии).

Девочка. Мрамор. Квинтилиан Корбелини. Италия XIX
Девочка. Мрамор. Квинтилиан Корбелини. Италия XIX
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Зимний сад

Беломраморная скульптура — непременное украшение зимнего сада.

7. Парадная столовая

Парадная столовая
Парадная столовая
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Парадная столовая. Фрагмент экспозиции. Картина Тополиный остров
Парадная столовая. Фрагмент экспозиции. Картина "Тополиный остров"
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Тополиный остров. Гюбер Робер (1738-1808)

В отделке парадной столовой применяются те же декоративные приемы, что и в вестибюле. Но здесь резьба по дереву отличается большей нарядностью и придает залу праздничность. В орнаменте резных дубовых панелей, потолка, наддверных украшений просматриваются мотивы, характерные для поздней готики.

Фонтан в восточном стиле
Фонтан в восточном стиле
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Парадная столовая

Обстановка парадной столовой выдержана в характере ее отделки: обеденный стол из красного дерева, сервант, отличающийся богатством декоративной отделки, ванночка для охлаждения вин, выполненная в форме античного саркофага (Англия, пер. пол. XIX века).

Обеденный стол из красного дерева, хрустальные вазы, полотна Г.Робера
Обеденный стол из красного дерева, хрустальные вазы, полотна Г.Робера
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Парадная столовая

8. Бильярдная

Бильярдный стол во дворце Воронцова
Бильярдный стол во дворце Воронцова
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Принципы отделки тот же, что в вестибюле и столовой. Украшенный резьбой и инкрустацией гостиный гарнитур орехового дерева (Англия, сер. XIX века), ломберный столик красного дерева (Англия XVIII век). Скромные стены бильярдной — без художественной отделки, как-будто предназначены для развешивания живописных полотен.

 Фрагмент интерьера: камин и стены, увешанные картинами
Фрагмент интерьера: камин и стены, увешанные картинами
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Бильярдная

Через дверь Зимнего сада выходим из дворца и оказываемся перед его Южным фасадом.

Вид на дворец Воронцова со стороны моря
Вид на дворец Воронцова со стороны моря
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

От Северной стороны дворца его южная часть отличается тем, что выполнена в мавританском стиле. Центр ее композиции - глубокая сводчатая ниша-экседра, обрамленная затейливым порталом, характерная для мусульманской архитектуры. Свод декорирован богатейшим лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции, по фризу протянулась надпись на арабском языке: «И нет победителя, кроме Аллаха». Мотивы южного фасада Воронцовского дворца, вероятнее всего, следует искать в индийском зодчестве эпохи великих Моголов, парадных постройках Агры и Дели XVI - XVIII вв.

В глубине южной экседры видна широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную. На уровне второго этажа устроены три легких балкончика. Слева и справа от ниши-экседры — два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, стоящие на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. По сторонам от центральной ниши южные фасады снова обретают черты стиля Тюдор. Три пары львов, охраняющих ведущую к морю лестницу, завершают уникальную архитектурную композицию дворца.

Скульптура бодрствующего льва перед дворцом
Скульптура бодрствующего льва перед дворцом
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

Скульптуры львов: спящих, пробуждающихся и бодрствующих, выполнены под руководством великого скульптора Боннани, причем бодрствующие львы являются копией композиции Антонио Кановы, украшающей в Риме гробницу Папы Римского Климента XII.

Скульптура спящего льва перед дворцом
Скульптура спящего льва перед дворцом
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011

О львах в Крыму хочется отметить: «Любят их крымчане!». Фасад дворца высится над обширнейшими парковыми террасами, спускающимися по склону, это — южная часть парка. Фонтаны, водные каскады, пруды, водопады украшают парк и по сей день. На площадке перед библиотечным корпусом стоит пятиструйный мраморный фонтан в виде двух чаш с гофрированным краем и квадратным бассейном. Недалеко от него установлена копия бахчисарайского Фонтана слёз «Сельсибиль».

Копия бахчисарайского Фонтана слёз «Сельсибиль».
Копия бахчисарайского Фонтана слёз «Сельсибиль».
Алупка. Воронцовский дворец. Февраль 2011; Парк, разбитый возле Воронцовского дворца

Каменная лестница влечет нас на площадку под восточное крыло дворца, здесь уютно примостился фонтан «Источник Амура», выполненный в виде горельефа. У западной части террасы у подпорной стены стоит фонтан в форме лиры с круглым бассейном. По оси дворца вторую и третью террасы соединяет подковообразная лестница, между ее маршами устроен самый монументальный из алупкинских фонтанов - «Раковина», выполненный из розоватого мраморовидного известняка. Фонтаны - самая прелестная из малых архитектурных форм, разбросанных вокруг дворца и по парку. Традиция почтительного отношения к воде в Крыму насчитывает очень много лет. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, богоугодным. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях сохранилось немало старинных фонтанов. Можно их увидеть и на улицах старой Алупки. И в завершение статьи привожу, понравившиеся мне стихи об Алупке казанской поэтессы Елены Бурундуковской. Алупка Алупка, Мисхор, пионерское детство. Еще не понять ничего о любви. Все ясно. И нету в природе злодейства Коварней, чем взгляды бросать и ловить. *** На завтрак в окошко цветок олеандра. Лаврушкой пропах кипарисовый мрак. И разве преграда – живая ограда В приправленных вольной отравой мирах! Мятежной мечты надувной пароходик Ветрами Тавриды врожденной надут. Небесные лайнеры морем проходят. Небесные лайнеры мoрем идут. Подкошены, вялятся сутки снопами. И осень маячит со всей маетой. Останется фото с русалкой на память. Останется фото в обнимку с мечтой.

Елена Сунгатова. Март 2011


Комментарии

Трильби - кличка собачки Воронцовых. И сцена на фонтане - не охота на выдр, а иллюстрация к реальному событию. Трильби задавил кошку, которая сдуру помчалась в сторону Александра 1, когда в 1825 г. он останавливался в Алупке.

Еще примечательнее фонтан Трильби, журчащий выше и левее главных ворот. Особенно занятен на нем барельеф. Там изображена лохматая собачонка, которая треплет этакого малопонятного зверька. Ряд авторов полагает, что это кошка (любимая кошка князя!). Странное мнение и кошка странная - с перепончатыми лапами! Этот зверек - не что иное, как выдра. Одна из диких забав выродившейся английской аристократии, которую сейчас стремятся запретить, - травля собаками лис. Еще век назад существовало поохожее развлечение - охота на выдр. Английские джентльмены, объединившись в клубы, выезжали на охоту, специальные выдровые гончие рвали и давили по берегам речек и озер Англии выдр... взято из http://alupka.ws/vorontsovsky_park/

Очень хотела увидеть фото внутренних покоев второго этажа и Шуваловского крыла.А вообще спасибо за хорошие фото,как будто снова там побывала.Как же мне опасть на трой этаж?..;)

Фото внутренних покоев нет, т.к. помещение было,  в тот момент, закрыто для экскурсий. Шуваловское крыло не посещала.  Все фотографии выложены на сайте, других нет. Спасибо за оценку  моего труда. 

У Вас ошибка в подписи к картине Чернецова: не Юрьевец-ПоДольский, а Юрьевец-ПоВольский (сейчас - просто Юрьевец, город на Волге).