Сперанская Л.Л. Выставка в Национальной художественной галерее "Хазинэ"

С 05.09.2008г. в Национальной художественной галерее «Хазинэ» - выставка произведений Народного художника Республики Татарстан Любови Львовны Сперанской. Выставка приурочена к 90-летию со дня рождения.

Фото №17771. Автопортрет. 1968Фото №17771. Автопортрет. 1968картон, гуашь

Л.Л. Сперанская родилась 23 июня 1918 г. в г. Витебске Белоруссии. В 1936-1941 гг. училась в Ленинградском государственном университете на биологическом факультете. В 1941, будучи студенткой 5-го курса, была назначена воспитательницей интерната по эвакуации детей в Татарстан, в 1941-1944 гг. жила в Сармановском районе РТ, с 1944 г. - в Казани. В 1953 г. окончила Казанское художественное училище. В 1949-1972 гг. вела преподавательскую работу в Казанском театральном училище и читала лекции в республиканском Доме народного творчества. Член Союза художников с 1968 г. Народный художник Республики Татарстан (1998).

Фото №17711. Выставка Л.Л.СперанскойФото №17711. Выставка Л.Л.Сперанской

Свою творческую работу молодая художница начинает в 1945 г. в театре оперы и балета. После окончания Казанского художественного училища, куда она была принята сразу на III курс, Л.Л. Сперанская начинает самостоятельную работу в Казанском театре кукол и весь свой опыт и фантазию вкладывает в оформление кукольного спектакля - разработку эскизов кукол: разнообразных сказочных персонажей и фантастической природы. Еще, будучи студенткой КХУ, Л.Л. Сперанская параллельно с учебой продолжает работу над эскизами костюмов для различных спектаклей, а с 1957г. работает уже художником-постановщиком музыкальных и драматических спектаклей для театров Казани и других городов России. Постепенно Л.Л. Сперанская становится известным в республике мастером театрального, сценического костюма.

Фото №17579. Альбом ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17579. Альбом ''Костюм казанских татар''. 1970-1972

Еще в период жизни в Сармановском районе Татарстана Л.Л. Сперанская увлеклась зарисовками одежды и быта окружавших ее людей. Это увлечение переросло в серьезное изучение национального татарского бытового костюма, манеры его ношения, традиций. Общение с крупными мастерами и знатоками татарского быта, одежды, зарисовки с их слов, поездки по районам Татарстана углубили ее знания. Она серьезно принялась за работу в запасниках музеев Казани, в фондах этнографического музея Ленинграда, в библиотеках со старинной и редкой литературой. Как результат этой большой работы появилась книга «Костюмы казанских татар».

Фото №17585. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17585. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972картон, печать
Фото №17591. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17591. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972картон, печать
Фото №17597. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17597. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972картон, печать
Фото №17615. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17615. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972картон, печать

Выставка народного художника РТ Л.Л. Сперанской, развёрнутая в зале Национальной художественной галереи «Хазинэ» включает в себя произведения из личной коллекции автора и работы из собрания ГМИИ РТ.


Любовь Львовна Сперанская

Сперанская Любовь Львовна

Народный художник Республики Татарстан, член Союза художников России, сценограф, график, живописец, мастер скульптуры малых форм Любовь Львовна Сперанская - первая в истории национальной культуры женщина-художник, отдавшая всю свою творческую жизнь, недюжинный талант и присущий ей от природы редкостный артистизм делу развития театрального искусства республики.

Фото №17657. Танец цыганский/ Танец классическийФото №17657. Танец цыганский/ Танец классическийкартон, печать

За многолетнюю творческую деятельность ею были поставлены более ста различных по жанру, языку, историческому духу спектаклей в самобытных театрах Казани и России. В соприкосновении с выдающимися классиками татарской сцены, на уровне высоких достижений сценического искусства XX века она осуществила гигантский труд по созданию театральных декораций и эскизов сценических образов к классическим спектаклям отечественного и мирового репертуара, среди которых такие жемчужины татарской сцены, как балеты «Шурале», «Кисекбаш», опера «Алтынчеч» и др.

Фото №17747. Сююмбике. 1990-е гг.Фото №17747. Сююмбике. 1990-е гг.картон, гуашь, уголь, пастель

Острый экспрессивный стиль и шлифованная манера художественных решений Л. Л. Сперанской в сфере театральной декорации и национально обусловленного, исторически и психологически мотивированного костюма, в создании ярких и характерных сценических образов неизменно вызывали восторг зрителей, отклик самых широких слоев общественности, высокую оценку режиссеров и театральных критиков. Как признанный мастер театра Л. Л. Сперанская много раз приглашалась на оформление и постановку спектаклей в разные театры СССР и России: в Москву, Санкт-Петербург, Свердловск и др., где ей пришлось работать с такими корифеями театра, как Н. Даутов, И. Шерман, И. Аркин, Смолич, Брунак, К. Тихонов, Ожигов. В столичной и местной прессе, на радио и телевидении неизменно отмечались оригинальность и неповторимость интерпретаций мастера в области театра и сценического костюма; выставкомами СССР, Российской Федерации и Татарстана закупались работы с самых престижных зональных и республиканских выставок.

Фото №17753. Балет ''Шурале''. Эскизы костюмов. 1953Фото №17753. Балет ''Шурале''. Эскизы костюмов. 1953бумага, акварель

Начавшая творческий путь с музыкальных спектаклей «Зухра» Н. Жиганова, «Севильский цирюльник» Россини (1944 - 1946 гг.), Л. Л. Сперанская в итоге оказалась в числе подлинных патриархов татарской сцены 1960 - 1980-х. Вместе с тем она человек, внесший неоценимый вклад в становление послевоенного татарского изобразительного искусства в целом, о чем свидетельствует представленное в музейных коллекциях и персональных монографических выставках ее неувядаемое наследие (Музей ИЗО, НКЦ «Казань» и др.).

Фото №17759. Спектакль ''Ревнивая к самой себе''. Эскизы костюмов. 1966Фото №17759. Спектакль ''Ревнивая к самой себе''. Эскизы костюмов. 1966картон, гуашь Собственность ГМИИ РТ

На основе многолетних поездок по селам Татарстана, наблюдений, обобщения этнографических трудов и работы с натуры в течение десятилетий в 1973 году Л. Сперанская создала уникальную книгу - альбом «Костюм казанских татар», которая явилась настоящим открытием в области исторической этнографии Татарстана. В этой книге, сделанной с огромной любовью к татарскому народу и его многовековой художественной культуре, она выступает в равной степени как ученый-исследователь и прекрасный художник-график, способный отразить социальную физиономию различных сословий, дать выразительные психологические характеристики типажам - носителям непреходящего национального сокровища, каковым является развернутый ею в впечатляющую панораму татарский костюм XVI - XX вв. Ставшая библиографической редкостью уже в год издания, книга получила самые высокие отзывы деятелей культуры, науки республики М. Мухарямова, А. Халикова, И. Надирова, Р. Мухаммедовой (Академия наук Татарстана), и на сегодня это настольная книга художников, искусствоведов, культурологов.

Фото №17765. Опера ''Алтын-Чеч''. Монгольский хан. 1996Фото №17765. Опера ''Алтын-Чеч''. Монгольский хан. 1996картон, гуашь, темпера

Художник разносторонний, Л. Л. Сперанская с конца 1980-х и в настоящее время работает как в области юмористически наполненной станковой картины небольшого формата, так и в сфере исторического портрета. Интересны также ее открытия последних лет, касающиеся созданного ею своеобразного жанра костюма-портрета, где декоративно решенная одежда и характерная внешность человека сливаются в достоверный художественный образ («Суюмбика», «Хан», «Танец», «Сваха»). Прекрасны ее натюрморты с изображением очеловеченных цветов, всегда праздничных и ликующих, неподвластных умиранию. Куклы ее, выполненные из мягких и твердых материалов, где она предстает как скульптор-психолог и знаток одежды, были включены в коллекцию Театра кукол С. Образцова. Исторические произведения художника в 1997 году экспонировались на выставке «Мухаммедьяр и его эпоха».

Фото №17645. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972Фото №17645. Эскиз к альбому ''Костюм казанских татар''. 1970-1972картон, печать

Персональная выставка Л. Сперанской, проведенная в Музее изобразительных искусств РТ, представила всю многогранную творческую деятельность мастера, включая опыт педагогической и лекционной работы в КХУ, ДНТ, а также в качестве одного из руководителей декоративной секции СХ, и навсегда вписала ее вместе с уникальным, почти неженским наследием в плеяду классиков татарского изобразителыюго искусства ХХ века. О неиссякаемом творческом даре художницы, высотах профессионализма и глубокой преданности традициям татарской культуры свидетельствуют также экспозиции ее работ в Национальном культурном центре «Казань». Как выдающуюся гражданскую и высоконравственную человеческую акцию можно квалифицировать также ее деятельность по формированию театральной экспозиции Музея национальной культуры при НКЦ «Казань». Два года назад, в 2006 году, свою коллекцию художественных работ - «Национальная одежда мусульман-татар Волжско-Камского региона России» - Любовь Сперанская продемонстрировала на совместных с Владимиром Поповым персональных выставках, которые прошли в семи крупнейших городах и столицах ближневосточных государств Ливана, Сирии, Египта. Её многокрасочный колорит и его каллиграфические листы вызывали неподдельный интерес, внимание и восторг зрителей. Л. Л. Сперанская - художник-подвижник татарской культуры, искренне любимый народом, популярный в широких слоях творческой интеллигенции Республггки Татарстан.

Р. Е. Шагеева,
заслуженный деятель искусств РТ, искусствовед.

Сперанская Любовь Львовна

Персоналии: