Насыров Р.С.
Насыров Ринат Сахиуллович, архитектор, живописец
Насыров Ринат Сахиуллович родился 05.01.1942, с. Толбазы Аургазинского р-на Башкирской АССР).
Окончил архит. ф-т Уральского политех, института им. С. М. Кирова в г. Свердловске (1965);
Ст. и гл. архитектор института "Башкиргражданпроект" в г. Уфе (1965-70);
Гл. архитектор проектов института "Татаргражданпроект" в Казани (1970-73); Гл. архитектор, зам. пред. исполкома гор. совета г. Наб. Челны (1973-84);
Пред. Гос. комитета ТАССР по делам строительства и архитектуры (1984-90); С 2005 — гл. художник, архитектор ООО "Тастройпро" (Казань);
Член Союза архитекторов (1969);
Член Союза художников (1983);
Автор проектов детальной планировки гор. районов "Тужиловка" (в соавторстве, 1966), "Телецентр" (1968) в г. Уфе, жилого микрорайона в г. Стерлитамаке (1965-68);
Один из кр. архитекторов и автор проектов застройки городов Татарстана, жилых, обществ, и средовых объектов - проекты детальной планировки юго-западного р-на застройки г. Наб. Челнов (1975-90, соавт. Г. А. Бурков, Ю. К. Наймарк), эскизный генплан застройки г. Елабуги (совместно с Ю. Наймарком, 1985), рабочие чертежи генплана и привязки домов 37 и 39 кварталов в Казани (1970-е гг.), проект (совм. с Г. А. Бакуниным) административного здания "Татэнерго"( 1985-86), здания Прокуратуры на ул. Кремлевской (1973) и мн. др. объектов;
Один из авторов и организаторов реализации ген. плана архит.-худож, оформления г. Наб. Челны, архитектор монумент.-скульпт. композиций (скульптор) — "Памятник павшим в Великой Отечественной войне (1974-75), фонтан на пл. перед Домом культуры "Энергетик" (1980-е гг.), скульпт. композиции на пл. перед гостиницей "Казань"(1978), стадионом "Строитель" (1979-82), на бульваре "Энтузиастов" (1978-82), в гор. зоне отдыха (1984-86), в с. Тукай-Кырлай (1996);
С нач. 1990-х гг. Н. проектирует здания по канонам индийской ведической архитектуры — Ведический университет менеджмента в Казани (соавтор О. Григорьев, 1998-2002), Лечебный центр нетрадиционной медицины в г.Нижнекамске (2004), междунар. проект "Башня мира" (соавтор Айке Хартмен, 2002), частные жилые дома в пос. Высокая Гора под Казанью, в Подмосковье, г. Херсоне, Днепропетровске, Львове и др. (соавтор О.Григорьев);
С 1980-х гг. начинает активно заниматься станковой живописью, получает известность как художник авангардного направления. В своем творчестве Насыров опирается на духовные и философские основы мировых религий, отражает символико-эстетическую систему буддийской и исламской культуры, татар, народного искусства. Большинство образов станковых полотен аллегорично, основано на духовных исканиях Р.С. Насырова, лежащих в сфере древней индийской медитативной практики, связано с эзотерической тематикой.
Осн. произведения: "Автопортрет" (1987), "Мадонна с младенцем" (1989), серия из 21 картины "Знаки" (1990-2003), "Путешествие сознания" (1990), "Моя стихия" (1991), "Сотворение планеты" (1994), триптих "Эволюция" (1994), "Адам и Ева" (1999), "Мир ислама" (2000-2002), "Иракские думы"(2003), серия "Ведические Дэваты" (2004), "Павлин в белой пилотке" (2004), "Медитация", "Врата"(обе-2005). Насыров автор инсталляции «Вечность-знаки» (2006), компьютерной графики в жанре видео-арта "Свитки", "Индиго", "Путешествие сознания" (все-2006).
Участник респ. (в 1967 в г. Уфе; с 1983 в Казани), "Большой Волги" (2003, г. Нижний Новгород), междунар. (1991, Г. Дюссельдорф, Германия; 1992, г. Флодроп, Голландия; худ. проект "Кочующие свитки Хабар", Москва- Казань- Анкара, 2006), групповой (2006, Москва; совместно с А. Ильясовой, Ш. Фархутдиновым, И. Хасановым) выставок.
Персональные выставки в Казани: 1994, 2003; совм. с женой С. Силантьевой и Ш.Фархутдиновым в 1996, 1997, 1998, 2000.
Победитель Четвертого Московского Международного Фестиваля искусств «Традиции и Современность» в направлении живопись, в номинации «За многомерность образа» Смысла, 2010 г.
Произведения находятся в Музее нац. культуры НКЦ "Казань", Государственном музее изобразительных искусств РТ, зарубежных частных коллекциях (Германия, Индия, Голландия).
Семь Богинь Матерей пребывает в глубокой медитации, поэтому их лики не проявлены. Набор семи Материнских Ипостасей (полное их число — 16) является обычным для Священных Пуранических повествований.
|
18 мая 2012 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка Рината Сахиулловича Насырова «Путешествие сознания». Ринат Сахиулович провел экскурсию по экспозиции выставки, поделился своими мыслями.
|