Семь Богинь Матерей пребывает в глубокой медитации, поэтому их лики не проявлены. Набор семи Материнских Ипостасей (полное их число — 16) является обычным для Священных Пуранических повествований.
Фото №100196. Эдельвейс. 1994. Р.Насыровхолст, масло; 187х230; собственность автора В Маркандейя — Пуране приводится легенда, согласно которой Богини (Деви) произошли от тел Бога Брахмы, Шивы, Сканды и Шивы, и Его Ипостасий — Варахи, Нарасимхи и Индры. Эти Богини Матери являются олицетворениями Шакти, или внутренней энергии этих Богов.
Слева в верхней четверти картины мы видим два образа Богини Дурги (буквально — Неприступной), одной из грозных ипостасей супруги Господа Шивы, Богини — воительницы, защитницы Богов и мирового порядка, восседающей на льве слева — 18-рукую, и справа более распространённую в священной живописи 10 (8)-рукую форму Шримати. Дурга Деви воплощает собою космическую энергию разрушения (психологически — избавления от ложного самосознания, или Ахашкары, препятствующего духовному развитию человека и его окончательному спасению). Шримати Дурги Деви связаны повествования о различных Ее подвигах, например, об уничтожении Асуров (демонов) Шумбхи и Нишумбхи, Мадху и Кайтабхи, Чанди и Мунды и др.
Справа в верхней четверти два других образа — олицетворения гневных ипостасей Богини Дурги: Кали (буквально темный, темный от гнева), без выраженных атрибутов на картине, входящая в число 10-ти главных Богинь, известных как Махавидьи (Великие Ведуньи), и внушающие ужас Богиня Каумари со Своею Вайханой (Возителем) Павлином (Шикхи); это одна из 8-Богинь, окружающих Господа Шиву, когда Он является в Своей страшной и разрушительной ипостаси Бхайрава. Здесь присутствует змея, чтобы подчеркнуть одно из качеств павлина — бесстрашие перед змеями (другое-радость перед дождем). В Священной Рамайане Мудреца Валыпики рассказывается, как Бог Небес Индра, чтобы не связываться с Асуром Равной, спрятался от всего обратившись в павлина, за что затем вознаградил павлиний род, наделив его упомянутыми качествами.
Справа в нижнем углу — восседающая на Быке (Врише) Богиня Мать Махешвары (буквально Супруга Махешвары, Великого Господа, т. е. Шивы), (также Нанди, Радостный) является верховным животным, или Ваханой, Господа Шивы (буквально Все — благого) (обычно супруги -Шакти Богов разделяют с Ними Их Ваханы). Трезубец также есть оружие — атрибут Господа Шивы.
Слева в нижней четверти картины — Богиня познания мудрости Сарасвати (от сар-«течь») покровительница наук и искусств, Богиня красноречия, изобретательница Санскрита и алфавита Деванагари, белокожая супруга Господа Брахмы, восседающая с виною на Лебеде, Его Вахане Хамсе. В этой Своей Ипостаси она носит имя Брахми. (Брам, брахма, или Брахман- Божество — член Тримурти, Творец мира, Демиург. Другие два члена этого " образа трех»- Махешвари (Шива)и Вишну. Шива- разрушитель мира в момент его кончины, а Вишну — его хранитель. Господь Вишну- Всевышний, Брахма — смертный Бог этого мира, Шива — нечто среднее между Ними, особая экспансия Всевышнего, Его Гуна — Аватара, или экспанция, контролирующая одну из трех сил — субстанций материального мира, а именно силу Тамас (тьмы или психологически, Невежества), закон Инерции. Брахма контролирует Раджас (Движение, Страсти), Вишну — Саттву (Благость, Ясность, Добродетель).
Наконец, в середине нижне-переднего ряда Матерей- Богиня Вайшнави (буквально Супруга Вишну,«(Всепроникающего», Бога, занимающего место Всевышнего в Ведической традиции), сидящая на Гаруде — Царе птиц, Повелителе змиев, Божественном Орле с фигурою человека, именуемом Вишваксена (Всевышний), Носитель Господа Вишну. Собственно, это - Богиня счастья, богатства и красоты Шримати Лакшми Деви (имя которой значит дословно «знак» или «богатство»), называется также Шри Деви (Прекрасная или Счастье). В тоже время, это отдельный образ, носящее особое имя — Лакшми Деви. Но когда Она на Царе Птиц — носителе Господа Вишну, Она — Вайшнави, то есть Его Супруга.
Фото №100108. Ведические Дэваты в Казани. 2005, Р.Насыровхолст, масло; 270х340 Фото №100103. Фрагмент экспозиции выставки Р.Насырова "Путешествие сознания" 1992-2005 Фото №100116. Пространство Каабы. Фрагмент экспозиции выставки Р.Насырова "Путешествие сознания"НХГ "Хазинэ", 17 мая 2012; Адам и Ева. 2003. Р.Насыров; к., м. Фото №100124. Один из 4-х кубов в пространстве Каабы. Выставка Р.Насырова "Путешествие сознания" Фото №100132. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100136. Мир Ислама. 1994 / Парижский мотив. 1994. Р.Насыровхолст, масло; 90х110 Фото №100140. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100144. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100148. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100156. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100164. Контакт - 1. 1998. (вариант), Р.Насыровхолст, масло; 156х168; Собственность коллекционера Valter Lossen, Г. Дюссельдорф Фото №100168. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100172. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100180. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания" Фото №100188. Р.Насыров. Выставка "Путешествие сознания"
Ринат Насыров, май 2012
фото: Елена Сунгатова