8 октября 2020 года в Литературно-мемориальном музее им.А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, филиале Национального музея Республики Татарстан, открылась персональная выставка члена Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ Елены Шмелевой «Мечты, сплетенные в судьбу».





Елену Николаевну Шмелеву смело можно назвать мастером золотые руки. Она одинаково хорошо работает в технике коллажа, вышивки, аппликации, создает кукол, придумывает сказки, не боится заниматься компьютерной графикой.

— У меня нет любимого, или лучшего материала. Все хороши. Главное, чтобы это было под рукой отличалось разнообразием цвета, формы, фактуры — рассказывает мастерица — Мои первые коллажи делались из листьев и злаков. Этот материал самый доступный. Его нужно просто собрать и правильно высушить. Потом появилась возможность работать с деревом и кожей, с тканями и даже с металлической стружкой.
А вот мех стал для меня открытием. Это случилось, когда я пришла работать в Мех объединение «Мелита». Внимание привлек не богатый мех, а меховой мусор, который там валялся под ногами. Именно эти, ободранные и обожженные обрезки стали материалом для моих меховых картин.
А потом, таким же образом, появился трикотаж, отходы швейной мастерской. И его тоже было много.
Ну и конечно же мои любимые куклы. Они рождались из материалов, с которыми мне приходилось работать в тот момент. Сейчас, правда я добавила еще полимерную глину. Для меня это не просто куклы, а остановленное мгновение. Достаточно взмахнуть волшебной палочкой, и все оживет. А пока куклы замерли, чтобы вы могли их получше рассмотреть.
Небольшой выставочный зал на втором этаже музея вместил необъятный, таинственный мир Елены Шмелевой. Здесь можно заблудиться в дремучем лесу, увязнуть в сугробах российской деревни, прислушаться к шуму горного потока и увидеть как разбивается вода о скалу. Почувствовать аромат цветов, купающихся в лучах света. Отдохнуть под сенью молодых дубков. И все это можно пережить, рассматривая аппликации и коллажи Елены Николаевны.







Её кукольный мир чужд гламура. В нем нет принцесс и принцев, королей и королев. Вот рыбак у проруби удит рыбу, а два верных пса сидят рядышком в ожидании улова. Сердобольная старушка, готовая накормить и обогреть весь мир. Артур Грант и Паганель, вглядывающиеся в безбрежную даль океана. Доминошники, "забивающие козла". Полная экспрессии танцующая цыганка.
За каждой куклой, выстроенной композицией — целая бездна чувств. Здесь и первая любовь (Пионер и пионерка), и зрелая (Влюбленный клоун), и жизненный опыт, убеленного сединами ветерана, и стремление прийти на помощь всем, всей вселенной (Волшебник). Кулы Елены Николаевны оживают под взглядом зрителей, будоражат воображение, заставляют сердце биться чаще, вовлекая зрителя во воспоминания счастливых моментов жизни.







