С 30 января 2015 в НХГ «Хазинэ» экспонируется персональная выставка Василя Ханнанова «ФАЗКУРУНИ — АЗКУРКУМ» («Вспомните Меня — и вспомню Я вас»).
Фото №779776. Art16.ru Photo archive Казанский зритель уже знаком с творчеством неординарного художника из Башкирии по выставке творческой группы татарских художников из Уфы «Чингисхан», которая проходила в Казани в декабре 2008 г.
Фото №22965. Творческая группа «Чингисхан» (накануне открытия) Фото №22995. Василь Ханнанов. 20.12.2008 Фото №213609. ХАННАНОВ В.М. 1956 КОРОВА. 1992 Холст, масло На выставке можно было ознакомиться с работами Василя Ханнанова, Расиха Ахметвалиева, Рината Харисова, Наиля Латфуллина и других художников из Башкортостана. Теперь предоставилась возможность увидеть наиболее полную коллекцию произведениий Василя Ханнанова. На первом этаже галереи «Хазинэ» развернута экспозиция персональной выставки В.Ханнанова «ФАЗКУРУНИ — АЗКУРКУМ», состоящей более чем из 150 работ художника.
Фото №779722. Art16.ru Photo archive Фото №779740. Art16.ru Photo archive Фото №779764. Art16.ru Photo archive Фото №779782. Art16.ru Photo archive Открытие выставки собрало много гостей. Вела церемонию открытия Дина Хисамова. Среди выступающих были представители мусульманского религиозного сообщества, искусствоведы, художники.
Фото №779716. Art16.ru Photo archive Фото №779800. Art16.ru Photo archive Фото №779614. Art16.ru Photo archive Рустем хазрат Зиннуров:
— Отрадно, что исламские мотивы вечности, духовности всё больше озаряют путь современного человека. На выставке мы видим преломление исламского искусства в контексте западных традиций — отметил он и продолжил, — Мусульманское классическое изобразительное искусство — это абстрактное искусство. Ислам проповедует истину о едином Боге…. Когда мы видим классический мусульманский орнамент, мы видим, как идея абстрактного Бога, идея совершенства, гармонии природы, вытекающей из Бога, отражается с помощью выразительных художественных средств. Василь Ханнанов продолжил традицию, когда абстрактность проистекает из извечного смысла. Эти картины — сопряжение текста с визуальностью, данной реальностью. Необычное сочетание. По сути своей исламский подход, когда глубина смысла выражается через некие формы. Глубина канонического текста приходит в виде абстракции, образов, которыми художники передает смысл.
Фото №779698. Art16.ru Photo archive Фото №779704. Art16.ru Photo archive Фото №779710. Art16.ru Photo archive Фото №779746. Art16.ru Photo archive Аршинов Виктор Петрович считает выставку Василя Ханнанова «самой актуальной выставкой на сегодняшний день».
Фото №779824. Art16.ru Photo archive Представитель Фонда поддержки научных и культурных программ им. Ш. Марджани Мария Филатова поделилась своими впечатлениями от увиденного. Она рассказала, что уже видела подобную выставку В.Ханнанова в Музее Востока (Москва) в 2011 году. В залах галереи выставка выглядит по-другому. За прошедшее время художник дополнил уже существующую коллекцию работ данной тематики новыми картинами. И его работы «совсем новые, выполненные в новой технике». Мария также отметила огромную искренность, присущую творчеству Ханнанова.
— Каждая картина Василя Ханнанова, как песня его души. Интересно видеть в работах отзвуки эмоций человека-художника…
Ханнанов узнаваем в своей манере, подходе, в своей искренности — подвела итог Мария.
Фото №779572. Art16.ru Photo archive Фото №779560. Art16.ru Photo archive Фото №779692. Art16.ru Photo archive Фото №779686. Art16.ru Photo archive Харисов Ринат Зуфарович, друг с 30-летним стажем и сподвижник Василя Миргазияновича, давая характеристику В.Ханнанову, отметил его надежность и неимоверную работоспособность: «работает как бешеный»; «всю свою жизнь положил на искусство».
Фото №779794. Art16.ru Photo archive Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна:
— Василь начинал с реализма. В 90-е гг. XX века произошел перелом в видении художников. Многие из них почувствовали свободу в творчестве. Стали творить свободно. Группа «Чингисхан», в которую вошел Ханнанов, оказалась в авангарде развития модернистской живописи в мусульманском пространстве. Они обратно вернулись к системе мусульманского искусства и мировоззрения, которое было характерно мусульманскому искусству до XX века…
Видим штрихи, линии, которые кладутся рукой художника, вникшего в содержание Корана. Василь на волне любви и понимания передал через линии, через цвет свое восприятие Корана. Он и традиционен, и современен. Это явление в нашей культуре. Он создает совершенно новое и новое нами воспринимается, потому что создано на высоком уровне.
Фото №779626. Art16.ru Photo archive Фото №779590. Art16.ru Photo archive Фото №779770. Art16.ru Photo archive Шагеева Розалина Гумеровна сделала небольшой обзор по экспозиции выставки, выделив наиболее интересные по ее мнению работы: — Василь Ханнанов, написав картину «Похищение Европы», вверг всех в шок, дав нам ключ к пониманию картины. Потому что там Зевс, похищающий священную корову, предстал в обличии нашего современника.
Розалина Шагеева была именно тем человеком, который сподвиг Василя Ханнанова к выбору темы Корана.
— В этой теме виновата одна женщина. В начале 1992 года Розалина Гумеровна Шагеева показала мне перевод Пороховой. «Василь, пожалуйста, посмотри! Одни названия чего стоят! Каждое название Суры — тема для картины» — обратилась она ко мне, и это настолько запомнилось — вспоминает Василь Ханнанов.
Фото №779734. Art16.ru Photo archive Василь Миргазиянович в своем приветствии к казанской аудитории признался, что любит браться за острые темы, которые на первый взгляд, не решаемы. Он с энтузиазмом принимается за них. Ему интересно делать то, за что не берутся другие. Поэтому, наверное, и врезались в его память слова Шагеевой. Оглянулся, посмотрел, тема Корана показалась ему крайне интересной. К тому же на руках у художника был бабушкин Коран издания 1907 г. Ей семилетней девчонке Коран подарил отец.
Фото №779638. Art16.ru Photo archive Фото №779620. Art16.ru Photo archive Фото №779632. Art16.ru Photo archive Фото №779596. Art16.ru Photo archive — Всю Советскую власть она сохраняла его. Сами знаете, чем грозило хранение Корана в 30-е гг. — делится Василь — Библиографической ценности он особо не представляет. Не все листы книги сохранились, и в этом нет бабушкиной вины. Хранить на полке — не в моих правилах. Подумалось, что надо дать ему новую жизнь. Так возникла тема Корана.
Фото №779602. Art16.ru Photo archive Фото №779542. Art16.ru Photo archive Фото №779566. Art16.ru Photo archive Фото №779524. Art16.ru Photo archive Фото №779608. Art16.ru Photo archive Как и подобает художнику, к раскрытию темы Василь Миргазиянович подошел творчески. Нет ни одной похожей работы. Все его картины самобытны. В ход мастером были пущены вещи, определяемые нами как наследство. Не мог Ханнанов, бережно относящийся к наследию предков, стремящийся донести, сохранить, сберечь крупицы вековой памяти, не «спрятать» в работах свое глубинное, личное. Теплом веет от работ, в основе которых лежит бабушкин платок. Красиво и по-домашнему уютно выглядят картины, украшенные мягко драпированной занавеской из родительского дома. Художник считает, что-то «с чем он вырос, то что дает ему опору, надо выбрасывать на холст». Первостепенная задача для В.Ханнанова — творить. Каждая работа для него сродни песни. Но это не значит, что все в творчестве гладко и слаженно.
Фото №779668. Art16.ru Photo archive Фото №779656. Art16.ru Photo archive Фото №779650. Art16.ru Photo archive Фото №779662. Art16.ru Photo archive — Какие-то пласты работы требуют доброго и мучительного напряжения, когда вытаптываешь, вытаптываешь, наговариваешь на картину, ищешь ход — размышляет Ханнанов о творческом процессе — Я считаю, что в ходе работы художник просто решает свои проблемы. А как воспримет зритель, не столько важно. Художник оценивается не тем, как он показал, а что спрятал в эти картины. Так устроено творчество.
Фото №779674. Art16.ru Photo archive