О тенденциях в татарстанской умме, о качествах будущего
муфтия, о духовности и материальном мы побеседовали с имамом
мечети «Зайнулла Расули» в пос. Царицыно (г. Казань) Сулейманом
хазратом Зариповым.
- Сулейман хазрат, что вы думаете о сегодняшней ситуации в
мусульманской умме?
- Данная ситуация закономерная, против естественных законов
никуда не пойдешь. Понимаете, даже великие империи доходили до своего
совершенства и рушились, всегда нужна была какая-то эволюция, какая-
то замена взглядов, духовной составляющей людей. Если же говорить о
ситуации, связанной с нашим духовенством, то она абсолютна приемлема
своей критикой, своими превосходствами. Самое главное, что мы задали
вектор, вектор, который задали наши отцы и предки. Мы возвращаемся к
корням. Корням нашей духовности, корням нашей идеологии традиционного
ханафитского мазхаба. И когда люди приходят и поддерживают эти идеи -
это очень радует.
- Как вы оцениваете события, происходящие вокруг выборов?
- Святейший пророк сказал: «Три человека даются Богом. Первый –
это правитель, имам, впереди стоящий, второе – это супруги и третье – это
дети». Поэтому как мы можем спорить об этом. Это Божья компетенция. Нам
остается лишь с этим согласиться. Все мы верующие. Основной компонент
нашей веры – это же вера в судьбу. С судьбой нужно также соглашаться.
Что сделаешь, раз так все Всевышним предопределено. Может, кому то это
не нравится, но религия не реализовывает личные амбиции. Аллах дает нам
такого руководителя, которого мы достойны. И мы смиряемся с данным
решением.
- Раз заговорили про амбиции, почему же тогда мусульмане поносят
друг друга, изыскивают любую возможность оскорбить, обвинить во всех
грехах?
- На это не нужно обращать внимания. Во всех обществах это имеет
место быть. Вы скажите, что они мусульмане и почему они себе это
позволяют? Дрязги между мусульманами начались уже когда Язид пришел
к власти. В период, когда закончилось время четырех праведных халифов,
Муавийа завещал своему сыну Язиду отдать власть Хусейну. И войска
Язида убили кого? Они убили внука пророка (сгв). И когда привезли голову
Хусейна и положили перед Язидом, а Язид унаследовал халифатство от
своего отца, он провел палкой по губам Хусейна. Один из сподвижников
встал и заплакал. У него спросили: «Зачем ты плачешь?». На что он
ответил: « Я видел как пророк (сгв) целовал эти благодатные губы и называл
их хасанул-хусейн «свет очей моих». Вот так относиться начали. Что вы
хотите? Власть всегда была связана с интересом определенного лица. Дай
Аллах, чтобы у нас был благодатный муфтий, хороший муфтий. Хотя мы
не можем знать что такое «благодать» до конца, что такое баракат. Потому
что это духовный дар и мы не можем определить его, подвести к каким то
критериям. Дай Аллах нам такого муфтия, который будет работать ради
довольства Аллаха и будет идти дорогой пророка (сгв), который показали
нам его сподвижники. А передряги начались во времена, когда еще жили
люди, которые знали пророка (сгв). Они так выражали свое недовольство.
Такова жизнь, такова закономерность.
- Скоро пройдут выборы муфтия. Каковы первоначальные задачи,
которые должен будет выполнить наш новый духовный лидер?
- Первая задача – муфтий должен обеспечить мир и стабильность,
и это - прежде всего. И в тоже время миссия муфтия очень велика - он
должен задать тонус имамам, чтобы они не только просто-напросто
аккумулировались с проблемами ЖКХ и поиском денег, но и были ближе
к народу. Посмотрите социальную составляющую нашего общества:
сверху все благополучно, а внутри все горит. Религия должна достучаться
до людей. До них должна дойти проповедь пророка (сгв). Радует то,
что на сегодняшний день среди претендентов на должность муфтия есть
проповедники. Мы не будем говорить о персоналиях. Есть среди них такие,
кто по своей сути, по своему содержанию стали имамами, хазратами,
духовными лицами потому что работали с молодежью и носили слово Божье
в народ. И, в-третьих, это укрепление традиционных устоев ислама. Ни
для кого не секрет, что веяние этих нетрадиционных форм стало для нас
обыденным. А ведь цели там задаются другие. А наша цель – это Аллах.
Его путь нам показал пророк (сгв) и продолжили сахабы. И если будущий
муфтий пойдет по этому пути, мы будем очень рады.
- ДУМ РТ должна оказывать помощь имамам?
- Муфтий - это глава и лицо мусульман. На имаме лежат все остальные
вопросы. Главное – это проповедническая деятельность. Что касается
социально-экономической стороны, то ДУМ РТ должно оказывать помощь,
так как те же самые сельские мечети и другие являются его структурными
подразделениями. Но это не должно быть первоочередной задачей, ибо
тогда мы будем только этим и заниматься. Посмотрите, какой бы не была
стабильной и развивающейся финансовое благополучие страны, мы все
равно постоянно говорим о деньгах. Материальные богатства нужны, но
это всего лишь инструмент для достижения духовных целей. Поэтому нам
нельзя забывать наши духовные ценности. Вот почему многие духовные
лица сейчас потеряли свою духовность? Ими овладела материальная
мотивация, у них стимулы для работы немного иные. А вокруг нас так
много нуждающихся. И финансы мы должны направить именно в этом
направлении. Но духовное всегда должно находиться на ступень выше. Если
мы будем говорить только о хлебе, результата не будет. Люди ждут от нас
благодати. Нужно говорить о хлебе духовном. Это компетенция муфтия, он
должен все это скоординировать, взять в свои руки.
- Ваши пожелания будущему муфтию?
- Чтобы оставался человеком. Потому что звездная болезнь присуща
всем. Человек, который начинает принимать участие в международных
мероприятиях, общаться с влиятельными людьми, меняется, начинает
причислять себя к элите. Но муфтий не должен забывать, что он, прежде
всего, раб Аллаха. Он должен быть проповедником, примером для всех
мусульман. А для этого он не должен терять человечность, свою веру.
Хамидуллин Ришат