1 июня 2011 года в Национальной художественной галерее “Хазинэ” открылась выставка Даши Намдакова “Вселенная кочевника”.

Уже первая выставка его работ, проходившая в Иркутске в 2000 году показала, что на небосклоне зажглась новая звезда. Даши Намдаков заявил о себе как о неординарном талантливом мастере, которому есть что сказать Миру.


Впитав с молоком матери многовековой опыт, традиции бурятского народа, воспитанный на мифах, легендах, улигерах (эпических сказаниях), сказках Даши до 7 лет не говорил по-русски, а жил в мире своих предков. — У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает — делится Даши Намдаков — всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине.


Род Намдаковых принадлежит к почитаемой в Бурятии касте кузнецов-дарханов «дархатэ». Кузнечное ремесло у Бурятов считалось божьим даром: “По повелению западных тэнгриев кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы обучить людей кузнечному ремеслу, это искусство стало передаваться по наследству потомкам” (строки из предания бурят). Отец Даши Намдакова — мастер на все руки: делал мебель, ткал ковры, занимался живописью, вырезал из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки ( буддийские иконы). Взращенный в такой среде Даши впитал в себя все самое лучшее.

Он работает в технике художественного литья, ковки, в смешанной технике. Его произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Родные места: тайга, лес дают Даши прилив энергии для создания работ, в них художник черпает силы для творчества, как впрочем и в народном эпосе.

—...Встал Гэсэр на вершине горы, Глянул вправо — заплакал в голос, Глянул влево — душа раскололась, И когда из правого ока Уронил богатырь слезу — Та слеза разлилась широко, И Байкал засинел внизу. А слеза из левого ока Стала нашей рекой драгоценной — Нам сверкающей издалека, Полноводной, широкой Леной. (отрывок из улигера «Гэсэр»).

Станковые скульптуры Даши Намдакова невозможно не заметить и не оценить. Им присущи национальный колорит, пластика. Тематика степняков-кочевников, представленная на выставке “Вселенная кочевников” близка Даши. На генном уровне он понимает природу степи и народа его населяющего. Образ кочевника, воплощенного Д.Намдаковым, полон экспрессии и достоинства, величественен, наделен истиной силой.

Вот, например, станковая скульптура “Бегущий”.

В скульптуре все: и стремительность движения, и настрой на победу, и понимание того, что перед тобой истинный хозяин степи. Воображение рисует картинку за картинкой, и я становлюсь как бы участником этого действия, ощущаю дуновение ветра, слышу звук выпущенной кочевником стрелы, чувствую азарт преследования. Или скульптура “Царица”

Грациозные движения гибкой от природы кошки энергичны. Развитая мускулатура и выпущенные когти ни на минуту не дают засомневаться в том, что материнский инстинкт черной пантеры силен, а она опасна тому, кто может представлять угрозу ее потомству.

Женские образы в скульптурах Даши Намдакова целомудренны, нежны и лиричны.



Художнику присущ неповторимый авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры народов Центральной Азии и буддийского искусства.


В свою очередь, элементы традиционной культуры переплетаются с художественным направлением искусства, наиболее популярного во второй половине XIX — начале XX века — ар-нуво. В его скульптурах прямые линии заменены естественными “природными”, подчеркивающими гибкость стана, натуральную красоту модели.

Глядя на скульптуры Даши Намдакова начинаешь сопереживать ей. Чувствуешь энергию, исходящую от скульптуры и удивляешься, как удается мастеру сделать неодушевленный кусок материи одушевленным. Любую из его работ окружает неповторимая присущая только ей аура. Хочется смотреть и смотреть на работы Даши.

Несмотря на ярко выраженный национальный колорит работ бурятского скульптора Даши Намдакова, он воспринимается как представитель общечеловеческой культуры. Его встречают везде великолепно. «Даши, все хорошо. Жалко только, что ты не китаец! И все равно ты наш!» — говорят китайцы.

Работы Даши Намдакова находятся в хранилищах государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного музея искусств народов Востока, в музеях Европы и Америки, в частных коллекциях.
